Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (485) от 27 июня 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Что заслужили, то и получили

Валерий КУЦЫЙ

В России некоррумпированный чиновник - почти такая же редкость, как нильский крокодил в реке Артемовке.

Раскрою маленький секрет: я специально выждал некоторое время после выборов, чтобы схлынула первая волна впечатлений и можно было судить о случившемся, как говорится, без гнева и пристрастия. Последнее, однако, не удалось - слишком уж невероятные результаты принес финиш избирательной кампании, слишком велико потрясение от него.

Нынешний созыв краевого Законодательного собрания (ЗС) по своему составу значительно уступает двум предыдущим, особенно тому, которому он пришел на смену. На мой взгляд, самое большее 5 депутатов способны работать в ЗС на постоянной основе. Остальные же либо не обладают достаточными знаниями и деловыми качествами, либо сознательно пошли в депутатство не для исполнения воли избирателей, а для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для собственного бизнеса, служебной или политической карьеры.

Что из этого проистекает? Очень просто: подготовка, шлифовка и продвижение законодательных актов в значительной степени попадает в руки аппарата ЗС, т.е. чиновников, и кто знает, какими интересами они при этом будут руководствоваться. Не хочу сказать ничего дурного конкретно об аппарате нашего краевого Законодательного собрания, но ведь известно, что в России некоррумпированный чиновник - почти такая ;t редкость, как нильский крокодил в реке Артемовке.

Далее. Получилось так, что большинство в приморском парламенте сегодня входит в сферу влияния главрыболова страны Евгения Наздратенко. Думаю, недалеко то время, когда освоившись и скучковавшись, эта компания по сигналу из Москвы начнет атаку на команду Сергея Дарькина.

Сомкнувшись с так называемыми правоохранительными органами и продажными средствами массовой информации, непримиримая парламентская оппозиция не удовлетворится частными победами над краевой администрацией, которая старается держаться в цивилизованных рамках и избегает силовых методов борьбы. Она будет вести огонь на уничтожение ради восстановления полной власти Наздратенко над краем и возвращения его на белом коне. О том, что такой поворот достаточно реален, можно заключить по многим признакам. Назову некоторые из них.

Щедрой рукой раздаются деньги местным газетам - как давно уже вышедшим на панель, так и тем, которые за хорошее вознаграждение готовы сделать это в любую минуту. Явно сменив ориентацию, они перестали охаивать Черепкова и ведут прицельный огонь по Дарькину. С неменьшим рвением делают это электронные СМИ, в том числе, по моему мнению, ТГТРК “Владивосток”. А уж что касается РВК (Российской Вещательной Корпорации), то она откровенно легла под Наздратенко.

Окончательно распоясался владивостокский градоначальник Юрий Копылов. Этот, хотя не называет фамилию губернатора, недавно так обхамил его первого заместителя Александра Линецкого, как никогда не посмел бы обойтись с кем-либо из важных персон прежней администрации.

Уместно здесь было бы упомянуть две заказные передачи столичного тележурналиста Андрея Караулова. Обе носили провокационный характер, обе были приурочены к выборам. Кадры одной из них не преминула продублировать РВК. Караулову вторил в ночном эфире ОРТ известный “телекиллер” Михаил Леонтьев, сын популярнейшей некогда Валентины Леонтьевой. Употреблял он те же выражения, что и Караулов, шелестел теми же бумажками (по кругу они их передают, что ли?).

Не знаю, в какую сумму обошлись заказчику эти передачи, помню лишь, как однажды наш безусловно лучший ведущий политических программ Владимир Познер возмутился, когда кто-то назвал Леонтьева его коллегой. “Он мне не коллега!” - с негодованием возразил Познер. Просто удивительно, что у такой приличной мамы такой сынок. В среде, где он обретается, давно забыто, что такое элементарная порядочность. Там наоборот, чем гаже - тем дороже. Не мало, думаю, рыбацких денег утекло на все эти мерзости.

И вот теперь к обстрелу губернатора должна присоединиться тяжелая артиллерия - Законодательное собрание Приморского края. И не потому что оно по определению является противовесом исполнительной власти. Цель совсем другая - расчистить место для любимого Евгения Ивановича.

Как же это произошло, как случилось, что уже дважды владивостокцы делают нелогичный, недоступный здравому уму выбор? Ну хорошо, соглашусь с теми, кто утверждает, что когда избирали мэра, результаты с помощью досрочного голосования были сфальсифицированы. Но сейчас-то в чем дело?

Мало кто сомневался, что отдавать голоса надо именно за тех, кого не любят Наздратенко с Копыловым, ибо что плохо для них, то хорошо для Приморья и Владивостока. И наоборот. Видимо, однако, сыграли свою роль факторы более существенные, чем понимание этой простой истины.

Какие же? Во-первых, было сделано все, чтобы сбить интерес к выборам. Агитация в тех масштабах, к которым мы привыкли, отсутствовала. Крупнейшие СМИ края установили такие умопомрачительные расценки на публикацию агитационных материалов, что фактически заткнули рот кандидатам, не имевшим мощной финансовой поддержки предпринимательских или криминальных структур.

Людям вбивали в головы мысль о бесполезности участия в выборах, которые все равно не приведут к улучшению их жизни. Неудивительно, что явка на избирательные участки не достигла и 18 процентов. Отсюда - возросшая роль разного рода махинаций.

А махинации действительно были, и это вторая причина поражения здоровых сил на прошедших выборах. Рассказывают о многочисленных случаях грубого нарушения избирательного законодательства, но лишь по одному такому факту было принято судебное решение. Да и то выглядит оно не слишком убедительно: дескать, две женщины распространяли перед входом в участок уже заполненные бюллетени. Платили ли они избирателям, действовали ли самостоятельно или по чьему-то заданию - все это и многое другое можно было выяснить, только возбудив и расследовав уголовное дело. Но стрелочниц оштрафовали и отпустили с миром, результат в пользу победителя выборов признали недействительным и этим ограничились. Так было сделано даже тогда, когда речь, если обойтись без иносказаний, шла о прямом подкупе избирателей.

В этой связи не наивно ли было надеяться, что председатель крайизбиркома Сергей Князев всерьез заинтересуется куда менее очевидными случайностями, вроде неожиданно дружного голосования матросов, солдат и студентов. Даже когда один из кандидатов обратился в крайизбирком с просьбой пересчитать бюллетени в 13-м избирательном округе, ему единогласно отказали.

Между тем, как мне представляется, основания разобраться с этим округом у комиссии имелись. Здесь изначально были два сильных претендента на депутатский мандат - Владимир Гильгенберг и Валерий Королюк. Однако победителем, к удивлению многих, оказался генеральный директор акционерного общества “Владхлеб” Геннадий Лысак. Тот самый, которого горожане постоянно ругают за непомерно высокие цены на хлеб далеко не лучшего качества.

Правда, за него, пусть и не называя фамилии, но совершенно прозрачно агитировал Юрий Копылов, однако и это очевидное нарушение ничего не объясняет. Разве что предлагает один из вариантов ответа на загадку, откуда растут ноги у некоторых особняков в районе Санаторной. В данном же случае кандидат в депутаты Валерий Королюк добивался другого - проверки, насколько правильно были подсчитаны голоса избирателей, и получил в крайизбиркоме, как уже говорилось, от ворот поворот.

Третьей немаловажной причиной того, что мы сегодня имеем то, что имеем, были, как мне кажется, разногласия между Виктором Черепковым и его недавними соратниками - большинством депутатов из группы “Единый город” (ошибочно ее называют “Наш город”). Мне безразличны истоки этих разногласий. Я не берусь судить, кто прав, кто виноват, но потеряли все: единогородцы - поддержку влиятельного политика и в конечном счете - места в приморком парламенте; Черепков - умных и стойких сподвижников (среди оставшихся высокой оценки, по моему, однозначно заслуживает только Леонид Бельтюков); Законодательное собрание - специалиста высокого класса по финансам Владимира Ксензука, отличного экономиста Юрия Рыбалкина, интеллектуалов Александра Брюханова и Сергея Соловьева, мужественных борцов за интересы избирателей Владимира Гильгенберга, Игоря Крутых, Наталью Полозову.

Не могу согласиться с удовлетворением, которое губернатор высказал по поводу того, что в Законодательное собрание пришли люди из “реального сектора экономики”. Они ведь не расстались со своими фирмами, предприятиями, организациями. Работа там, как и прежде, будет для них основной, а депутатская работа - всего лишь общественной деятельностью. Причем такой, которую можно использовать в личных целях.

Нет, я никого персонально не подозреваю, наоборот, надеюсь, что предприниматели, ставшие народными избранниками, чисты в своих помыслах как новорожденные младенцы. Но возможности особого рода у них, безусловно, появились.

Мне в принципе непонятен смысл такого совместительства. В ЗС всего 39 депутатов, а государственных служащих в крае - несметное множество. За счет небольшого сокращения, которое не принесет ничего, кроме пользы, можно сэкономить средства для того, чтобы все парламентарии краевого Законодательного собрания работали на постоянной основе. Это позволит ускорить и усовершенствовать процесс законотворчества, повысить требовательность к депутатам, избавить первую власть от проникновения людей, идущих туда ради личной выгоды.

Ты уверяешь избирателей, что единственное твое желание - служить народу? Прекрасно. Расстанься со своим бизнесом, покинь пост генерального директора или ректора университета и служи, сколько хватит сил и способностей. Принцип факультативного, так сказать, исполнения депутатских обязанностей столь же малопродуктивен, как игра футболиста-любителя в профессиональной команде на чемпионате мира.

Что представляет собой сегодняшнее ЗС? Я не могу согласиться с обозревателями, разделяющими его на три составные части - черепковскую, наздратенковскую и губернаторскую. Несбыточными представляются мне и мечтания Виктора Ивановича Черепкова о том, чтобы проводить отныне через Законодательное собрание свою политику. Это будет ему удаваться лишь постольку, поскольку его цели будут совпадать с целями Наздратенко.

Как я полагаю, за время своего пребывания в столице экс-губернатор сумел найти общий язык с мощными финансово-промышленными структурами и действует сейчас в соответствии с их интересами. Вооруженный такой поддержкой, имея многочисленных сторонников копыловского типа и держа в кармане основные средства массовой информации, именно он будет диктовать свою волю краевому Законодательному собранию. И никогда - в этом я глубоко уверен - делить власть с Черепковым он не пожелает.

Тем более он не захочет делить ее с губернатором Дарькиным, которого постарается убрать руками депутатов в первую очередь. Сделать это не так уж сложно, учитывая, что нерешительность Сергея Михайловича по отношению к Бакшину, Копылову и иже с ними существенно ослабляет его и без того довольно шаткие позиции.

Буду предельно откровенен: я не верю Законодательному собранию Приморского края в его теперешнем виде. Я не верю в нравственность значительной части его депутатов, ставших таковыми посредством не очень чистых приемов.

Я не верю, что эти слуги народа будут действительно служить ему, а не некоему господину, который всеми фибрами души жаждет восстановить в крае режим своего культа и бессовестного обогащения. Что ж, остается сказать “спасибо” тем, кто не пошел голосовать или обменял свой бюллетень на пару сотенных купюр.

С другой стороны, жаловаться нам не на кого - что заслужили, то и получили. Может быть, хоть это послужит нам уроком на будущее.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.
В.К.

Рис. Михаила ЕРОФЕЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100