Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (481) от 30 мая 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Гонка на черепахе

(без автора)

Россия по итогам I квартала т.г. заняла лишь 9 место по темпам роста ВВП среди стран СНГ (3,3%), в то время как в Казахстане, занявшем 1 место, рост составил 10,7%.

20 мая Минэкономразвития (МЭРТ) и Минфин внесли на рассмотрение правительства уточненный прогноз экономического развития России до 2005 г. после критики со стороны президента в отсутствии амбициозности прогнозов экономического роста.

В результате на 2002 г. МЭРТ повысило прогноз роста ВВП на 0,2% до 3,6%, вследствие пересмотра ведомством средней цены нефти марки «Urals» с $20,5 до $21,5 за баррель. В итоге, экспорт нефти, согласно прогнозу, возрастет на 8,1 млн. тонн в т.г., что в денежном выражении составит дополнительные $1,5 млрд.

В 2003 г. темпы роста ВВП по оптимистическому сценарию (цена нефти - $21,5-$22 за баррель) повышены до 4,4%, по пессимистическому (цена нефти $18,5 за баррель) - до 3,4%. При этом экспорт нефти увеличится на 13-16 млн. тонн, что в денежном выражении принесет дополнительно $2,1 млрд.

В 2004 г. темпы роста ВВП по оптимистическому сценарию (цена нефти - $22 за баррель) повышены до 5,4%, по пессимистическому (цена нефти $18,5 за баррель) - до 4%.

И в 2005 г. темпы роста ВВП по оптимистическому сценарию (цена нефти - $22,5 за баррель) повышены до 5,6%, по пессимистическому (цена нефти $18,5 за баррель) - до 4,3%.

Как заявил 20 мая замглавы Минэкономразвития А.Дворкович, изменения в правительственный прогноз экономического развития на среднесрочную перспективу сделаны «самые минимальные», сообщает «Газета.Ru». По его словам, корректировки произошли в основном за счет уточнения базового роста ВВП, в частности, в 2002 г. При этом корректировки макроэкономического прогноза на 2003-2005 гг. «существенно менее, чем даже 0,5%» - изменения лежат в диапазоне десятых долей процента.

В то же время 19 мая премьер-министр М.Касьянов заявил, что правительство России не намерено принимать необдуманных решений в погоне за высокими темпами экономического роста. По его словам, в обществе сейчас сложилась не очень правильное восприятие дискуссии между президентом и правительством по вопросу о прогнозе экономического развития. «Некоторые аналитики неправильно трактуют слова президента», - отметил М.Касьянов, подчеркнувший, что когда речь идет о недостаточной амбициозности правительства, это касается лишь невысоких показателей в прогнозе экономического развития.

Вывод: таким образом, существенных «более амбициозных» корректив прогнозов экономического роста не произошло. Коррективы на десятые доли процента вообще не могут считаться значимым изменением в условиях России.

Кроме того, даже то незначительное улучшение прогнозных значений показателей экономического роста в основном базируется на конъюнктуре цен на нефть, вместо акцента на эффекте от реализации реформ. Однако непонятно, на какие реальные перспективы роста можно рассчитывать при падении цен на нефть, а не при их постепенном росте, согласно оптимистическому сценарию прогноза. В случае же колебания цен на нефть в пределах $18-$18,5 за баррель темпы роста остаются такими же, как и были сформулированы до прозвучавшей критики со стороны президента. Таким образом, ситуация с прогнозом экономического развития на 2003-2005 гг. не поменялась.

Кроме того, непонятно, какие реальные меры (в отличие от цен на нефть, изменение которых прямо не зависит от деятельности правительства) будет предпринимать правительство и какие цели для достижения оно перед собой ставит на рассматриваемый период, которые можно было бы реально «пощупать»?

Как мы уже писали в «Вестнике» №26, Президенту стоило бы ставить перед правительством абсолютно конкретные и простые задачи, под которые подстраивалась бы деятельность правительства. Таких экономических задач, на наш взгляд, могло бы быть пять:

1. Удвоение бюджета в долларовом выражении каждые два года независимо от конъюнктуры на нефть и другое сырье. Для этого нужны другие усилия по сбору налогов и таможенных пошлин. От этого зависят наши возможности в здравоохранении, образовании, обороне и т.д. (финансовая база власти)

2. Удвоение средней зарплаты в стране (благосостояние населения).

3. Уровень инфляции не должен превышать 10% в год (финансовые условия развития).

4. Прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее $10 млрд. в год (капитал для ускорения развития).

5. Снижение налогов на зарплату до 15-20%, снижение налога на прибыль до 15%. (выведение экономики из тени).

Если же такие задачи перед правительством не поставлены, то все может свестись к разговорам и потере темпа. В этом смысле, критика президента в отсутствии амбициозности в прогнозах экономического развития страны в адрес правительства, прозвучавшая в начале апреля, преследует эту же цель, хотя конкретных цифр названо не было. Однако правительство последующими действиями (в частности, уточнением прогнозов) вновь подтвердило свое нежелание «рисковать» и ставить серьезные задачи. В этих условиях рассчитывать на рывок в экономическом развитии не приходится.

Россия по итогам I квартала т.г. заняла лишь 9 место по темпам роста ВВП среди стран СНГ (3,3%), в то время как в Казахстане, занявшем 1 место, рост составил 10,7%. По итогам же 2001 г. Россия заняла 8 место среди стран СНГ, первое же место вновь занял Казахстан с 13,2% роста ВВП.

Вестник русского экономического общества, выпуск № 40.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100