Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (470) от 14 марта 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг

(без автора)

Понятие “Субсидии“ дано в Законе РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ № 4218-1 от 24 декабря 1992 года и трактуется оно в ст. 1 этого Закона следующим образом:

“Компенсации (субсидии) - средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки”.

В данной статье мы оставим за рамками разговора субсидии, предоставляемые гражданам для строительства жилья и его покупки, и попробуем разобраться только с одним видом субсидий - это

СУБСИДИИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ “ О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации “ № 425 от 28 апреля 1997 года, в порядке обеспечения социальной защиты населения по данному вопросу указывается на необходимость принятия мер по совершенствованию механизма предоставления субсидий. Это, в частности, предполагает:

* исключение возможности отказа в выделении субсидий гражданам, имеющим на это право, под каким бы то ни было предлогом;

* при определении величины субсидии недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей;

* установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки;

* в целях дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций исполнителей услуг, целесообразно возложить обязанности контроля за мерами принуждения к должникам на специальные комиссии по жилищным спорам.

Во исполнение указанных выше Закона и Указа Правительством РФ 2 августа 1999 года было принято постановление № 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, которым было утверждено “Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг”. В этом Постановлении Правительства указано, что порядок предоставления субсидий устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, в нем закреплен основополагающий принцип работы в этом направлении: “Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющим субсидии, и собственниками домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий”.

В рамках своей компетенции губернатором Приморского края 15 ноября 2000 года было издано постановление № 728 “О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения “, которым было утверждено Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее по тексту - Положение).

Основные моменты этого Положения следующие:

* субсидии предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории Приморского края в домах (включая общежития) всех видов жилищного фонда независимо от формы собственности;

* субсидии предоставляются в пределах:
- социальной площади жилья ( устанавливается администрацией края),
- нормативов потребления коммунальных услуг.

* субсидии предоставляются с учетом:
- прожиточного минимума,
- совокупного дохода семьи,
- действующих льгот.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

Для решения вопроса о назначении субсидий граждане предъявляют в отдел учета льгот и субсидий местной администрации следующие документы:

- о составе и доходах семьи за последние шесть месяцев;
- о размере занимаемого жилого помещения;
- о начисленной плате за жилищно-коммунальные услуги;
- об отсутствии задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги;
- паспорта членов семьи (если имеется задолженность, то необходимо письменное согласие на ее погашение в согласованные сроки );
- сведения о форме собственности занимаемого жилого помещения;
- трудовую книжку (пенсионеры и безработные).

Субсидия назначается гражданину (семье) сроком на 6 месяцев с момента подачи заявления. Далее проводится переаттестация граждан (семей) по процедуре первоначального оформления права на субсидию. Если же в период между аттестациями уменьшились доходы граждан или увеличились тарифы на жилищно-коммунальные, то можно провести промежуточную аттестацию.

Начало срока начисления субсидий - первое число текущего месяца (если поступило обращение гражданина со всеми необходимыми документами до 15 числа месяца) и первое число следующего месяца, если гражданин обратился после 15 числа. В месяц ввода новых ставок оплаты за жилищно-коммунальные услуги субсидии назначаются именно с этого месяца независимо от даты подачи гражданином заявления.

Отделы по субсидиям имеют право проводить дополнительную проверку представленных документов.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СУДСИДИИ

Величина субсидии определяется по двум вариантам.

ВАРИАНТ №1 (когда совокупный доход семьи на одного человека меньше установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже 1/2 минимального размера оплаты труда).

Субсидия = платежи за ЖКУ - ( совокупный доход семьи х максимально допустимая доля собственных расходов ).

Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека меньше установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов равна или больше 1/2 минимального размера оплаты труда, величина субсидии составит:

Субсидия = платежи ЖКУ - 0,5 минимальной ЗП х количество членов семьи.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральными законами, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг равна федеральному стандарту, прожиточный минимум устанавливается администрацией Приморского края.

Минимальный размер оплаты труда - установлен Федеральным Законом РФ “О минимальном размере оплаты труда“ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ и согласно ст. 4 этого Закона с 1 января 2001 года базовая сумма его 100 рублей.

Максимальная доля собственных расходов граждан в оплате жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на 2002 год составляет -22 % (постановление губернатора Приморского края № 32 от 22 января 2002 года). В г. Владивостоке для таких категорий граждан как:

- одиноко проживающие неработающие пенсионеры;
- семьи из неработающих пенсионеров;
- одиноко проживающие нетрудоспособные инвалиды;
- семьи, состоящие из нетрудоспособного инвалида и несовершеннолетних детей, находящихся на его иждивении;
- малообеспеченные, одинокие матери, состоящие на учете в управлении соцзащиты;

этот показатель составляет - 15%. (постановление администрации г. Владивостока № 1998 от 27 декабря 2001 года).

Прожиточный минимум - устанавливается ежеквартально постановлением администрации в порядке, предусмотренном Законом Приморского края "О прожиточном минимуме в Приморском крае" от 17 ноября 1999 года № 72-КЗ, постановлениями губернатора Приморского края "О мерах по реализации в крае Федеральных Законов" "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и "О государственной социальной помощи" № 623 от 7 сентября 2000 года и "О порядке определения величины прожиточного минимума в приморском крае" от 5 июня 2001 года № 415. В 3-ем квартале 2001 года по Приморскому краю установлена следующая величина прожиточного минимума:

* в расчете на душу населения - 2065 рублей;
* для трудоспособного населения - 2218 рублей;
* для пенсионеров - 1532 рубля;
* для детей - 2048 рублей.

В четвертом квартале 2001 года размер прожиточного минимума администрацией края не установлен. Исходя из этих нормативных актов семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которого (которой) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Приморском крае, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи (субсидии) при оплате жилья и коммунальных услуг.

ВАРИАНТ №2 (когда совокупный доход семьи на одного человека выше прожиточного минимума)

Субсидия = платежи за ЖКУ - (совокупный доход семьи х максимально допустимая доля собственных расходов).

Если гражданин (семья) пользуется льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, то величина субсидии уменьшается на сумму предоставленной льготы.

Субсидии являются адресными и предоставляются гражданам (семьям) в безналичной форме в виде справки отдела субсидий с указанием размера субсидии и срока переаттестации. Оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется гражданином в этом случае в виде внесения суммы уменьшенной на размер назначенной субсидии.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

Предоставление гражданам субсидии приостанавливается в случае:

* если не предъявлены документы для переаттестации;
* невнесения платы за жилищно-коммунальные услуги;
* невозмещения излишне выплаченных сумм субсидий;
* непредоставления информации по требованию отдела субсидий;
* начисления повышенного размера субсидии, когда расчет был произведен по тарифам, которые в дальнейшем были отменены.

После устранения причин, по которым была приостановлена субсидия, предоставление ее возобновляется.

Предоставление субсидии прекращается также в случаях:

* письменного отказа гражданина (семьи);
* изменения места жительства;
* изменения совокупного дохода или состава семьи;
* предоставления недостоверной информации для назначения субсидии.


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ:


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100