Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (1005) от 19 июня 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Павел Рай: «Предпринимательство – это образ жизни»

Алла Дробот

Павел Рай с 1994 года возглавлял ритуальную службу по организации похорон в страховой компании «Пирамида», а в 1996 году зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и организовал собственное агентство.

В преддверии Дня российского предпринимательства наш корреспондент встретился с директором агентства «Память» Павлом Раем.

– Прямо скажем, невеселый у вас род деятельности. Куда радостнее открыть, например, ресторан…

– Мы получаем удовлетворение от высокого качества услуг и от положительных отзывов клиентов. Что же касается похоронного дела, то даже настоятельница женского монастыря в Линевичах матушка Варвара сказала мне однажды, что оно Божье.

Наше агентство не случайно называется «Память», потому что преследуется цель не просто похоронить, а всем комплексом услуг постараться сделать так, чтобы память о человеке, отошедшем в мир иной, осталась надолго, насколько позволяет материал, из которого мы изготавливаем памятники. А это редкие породы мрамора и гранита, которые я целенаправленно искал. В итоге нашел в Хакасии, Китае, Индии и Монголии. Именно оттуда у нас поставки.

– И всё-таки даже пятнадцать лет назад бытовало несколько пренебрежительное отношение общества к подобной работе. Тех, кто этим занимался, почему-то заведомо подозревали в мошенничестве, рабочих на кладбищах всегда заставали пьяными, а музыкантов, играющих на похоронах, обвиняли в «халтуре», посмеивались над ними.Что изменилось с тех пор?

– Ритуальные услуги стали цивилизованными. Мы предлагаем в записи программы апробированной по таким поводам музыки. Это благозвучнее ударов в барабан и надрывных звуков трубы. Люди почти перестали заказывать так называемый оркестр.

Надо признать, что в СССР внимание государства ритуальным услугам было минимальным. По сути, и не было понятия таких услуг. Достоинство похорон было принижено. С помпой хоронили только вождей партии и иных высоких чинов.

А ведь в древности у разных народов похороны были самым значимым событием, даже важнее свадьбы. Наш народ несмотря ни на что сохранил именно такое отношение к погребению усопших. Но организовать своими силами достойные проводы люди сами не могут.

И мы помогаем поддержать достоинство погребения. Можем организовать этот процесс от «А» до «Я», от получения необходимых документов до проведения поминальной трапезы.

Даже оказываем родственникам морально-психологическую поддержку. И для этого мы по канадскому опыту внедрили новую услугу «Персональный агент». Это позволяет оградить родственников от множества проблем и предоставить индивидуальный подход в каждом отдельном случае.

– Вы упомянули канадский опыт, а откуда он взялся?

– Я продолжительное время сам изучал его в Канаде. Ездил перенимать опыт также и в Германию, и в Израиль. Мы успешно применяем опыт многих стран.

– Вы учитываете разные верования заказчиков?

– Конечно, с этим у нас нет проблем. Обряды проводятся согласно тем традициям, к которым люди привыкли.

– Но ведь это требует лишних хлопот…

– Хлопот и нюансов у нас предостаточно. И это касается не только обрядов, но даже такой элементарно необходимой услуги, как восстановление и ретушь фотографии, которую сделать в совершенстве совсем не просто. То же самое касается и гравировки на камне, делать которую могут немногие.

– И всё-таки трудно понять, почему вы, в прошлом офицер, закончивший высшее военное автомобильное командное училище в Уссурийске, переключились на ритуальное предпринимательство…

– На самом деле причина проста. Однажды умер мой друг, и мне пришлось заниматься похоронами. А в 90-е годы это было невероятно сложно. Я столкнулся с цинизмом, вымогательством, равнодушием.

Пройдя эти круги ада, я и решил организовать ритуальные услуги хорошего качества и по доступной цене. А в ходе работы увлекся изучением разных традиций – и технологических, и ритуальных.

Я бы даже сказал, что предпринимательство это не профессия, а образ жизни. А каждый памятник – это целая история, и об этом можно много рассказывать.

– У вас загадочная и символическая для такого бизнеса фамилия. Она так и означает буквально – рай, в который мы по обетованиям попадем?

– Я искал корни своей фамилии, и они обнаружились в нескольких частях света у разных народов. Это нечто общечеловеческое. А единого смыслового перевода найти так и не удалось.Мне даже советовали назвать агентство «Рай», но я посчитал, что это уж слишком…

– Давайте будем подразумевать, что по сути так оно и есть. И спасибо за интервью.

Алла Дробот


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100