Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 23 (1003) от 5 июня 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Китайская экзотика

Людмила СМИРНОВА

Ещё с прошлого года мечтала попасть в Чанбайшань, и вот сбылось. Мы отправляемся в Китай!

Май считается не сезоном для посещения озера Тяньчи, так как оно ещё затянуто льдом. Откроется только в середине июня. И всё же я отправилась и не ошиблась.

Нас встретила молодая китаянка Тоня. С ней нам и предстояло провести три дня в Чанбайшане. Остановились на обед в Янцзы. Тоня заказала нам столько еды, что мы едва справились. Мясо в кисло-сладком соусе, рыба в кляре, салаты, баклажаны, яйца и многое другое. Марина ловко управлялась палочками, а мы с Людой безуспешно тыкали еду. Запасливая Люда достала из сумочки вилки, и дело пошло гораздо быстрее.

Янцзы современный и чистый. Широкие проспекты, усаженные цветущими яблонями и сакурой, много хвойников. Въезжаем на платную дорогу. Широкая магистраль с леерами по обочинам, фонариками и множеством тоннелей и мостов. Проезд 100 км стоит 40 юаней, это примерно 200 рублей. Зато быстро и с комфортом. Для тех, кто не спешит, есть бесплатные дороги, но их качество оставляет желать лучшего.

Дорога петляет вдоль реки Туманган, на другом берегу которой Северная Корея. Охранные сооружения замаскированы. Но с северными корейцами шутки плохи: малейшее движение в их сторону – сразу стреляют.

Вдоль дорог множество яблоневых садов, которые начинают цвести. На сопках ярко-розовые пятна цветущего багульника и почти белые облачка дикой вишни на фоне изумрудной зелени молодой листвы. Только успеваем крутить головами.

Тоня предлагает:

– Хотите сплавиться по реке?

– Конечно, хотим! – дружно восклицаем мы.

Но радовались мы рано. Выдали крохотную лодочку на два человека, палочку вместо весла. И толкнули по течению незнакомой реки. Очень не хотелось промокнуть, тем более, что сменной одежды у нас не было.

Мы с Мариной принялись бороться с волнами, усиленно гребя веслом. А Людмила почти сразу же села на мель. Её лодочка застряла между камней. Надо было видеть её лицо в этот момент! Сложив руки на груди, в позе полной безысходности, она с тоской смотрела на нашу удаляющуюся лодку. А нас несло сильным течением мимо. Я успела только прокричать: «Люда, держись! Мы пришлём подмогу!»

Но тут и мы сели на мель. Стали сильно раскачивать лодку, чтобы снять с камня. Получилось. Нас прибило к берегу у моста. А лодку Люды пронесло мимо. Люда вынуждена была отдаться на волю волн. Но всё закончилось хорошо. Вот уж будет воспоминаний на всю жизнь!

Через час мы прибыли в Ардаобайхе, небольшую деревушку с патриархальным укладом жизни. За три дня не видела ни одного европейца. Местные жители очень доброжелательны. Люди с удовольствием фотографируются. Особенно дети. Только уличные торговцы почему-то убегают от фотокамеры, бросая лотки.

Наутро проснулись с первыми лучами солнца. Под окнами гостиницы – строительство дома. Строят, одновременно ломая старые стены и возводя вокруг новые. Удивительно, что на следующее утро были уже возведены почти два этажа и снесены почти все старые стены. Темпы стройки просто фантастические. А ведь работают всего 10 человек.

Вышли побродить по городу. Дети идут в школу. В одном дворе два учебных здания. В то здание, что направо, входят ученики в синих формах, а в здание с левой стороны – в красных. Дети улыбаются, машут руками, и даже младшие неплохо говорят по-английски.

После завтрака наш путь лежит в горы к священному озеру Тяньчи. Сорок минут, и мы у цели.

У входа в национальный парк покупаем билеты и берём напрокат тёплые сапоги. Сначала – автобусом 10 минут до подножья, затем пересаживаемся на джипы. Дорога петляет среди гор. Машина мчится довольно быстро, но удается кое-что заснять.

Наконец добрались до места. Резкий порыв очень холодного ветра ударил в лицо. Тут я пожалела, что не взяла напрокат длинное пальто. Обвязалась шарфом и стала похожа на французского солдата под Москвой. Но даже холод не смог омрачить впечатления от Тяньчи.

Внизу, в ожерелье из скал белела огромная чаша священного озера. У берега синел оттаявший кусочек. Представила, как здесь красиво летом, когда нет льда.

«Тяньчи» в переводе означает «небесная заводь». Находится на высоте 2300 м, поверхность воды 10 км2. Его окружают 16 горных вершин. Озеро сформировалось в результате извержений вулкана, последнее из которых было в 1702 году. Учёные предполагают, что вскоре вулкан может проснуться вновь.

С красивыми местами всегда связано множество легенд. Одна из них рассказывает о любви богини к простому смертному. В результате их любви появились предки нынешних корейцев. Другая легенда – о загадочных чудовищах, обитающих в озере.

У подножия гор расположен каньон с гейзерами и великолепным водопадом высотой 68 метров. Подойти вплотную к нему не удалось, но и издалека он смотрится великолепно.

Спускаемся вниз. Пять минут пешком через лес, и перед нами ещё одно чудо природы. Струи небольшого водопада впадают в абсолютно зелёное озеро. А ниже расположен бассейн с термальной водой, температура которой чуть выше 60 градусов.

Люда с Мариной пошли купаться, а я решила ещё полюбоваться пейзажем.

Далее – прогулка по еловому лесу. Территория Чанбайшаня (Белая гора) всегда считалась священной. Более двухсот лет назад указом императора здесь были запрещены вырубки лесов. Поэтому здесь всё сохранилось почти в первозданном виде.

Следующий пункт нашего путешествия – Каменный лес. Сначала прошли по ущелью, в котором протекал маленький ручей, а вокруг высились каменные столбы. Всюду молитвенные домики со статуями Будды, в которых могут уединиться молящиеся.

Поднялись наверх, где открылось замечательное зрелище. Будто какой-то великан, играя, натыкал в землю палочки. В лучах заходящего солнца скалы казались слегка позолоченными.

В тигриный питомник приехали уже поздно, и нам не смогли показать самого интересного. Обычно туристов садят в машину, огороженную железными прутьями, и возят по питомнику. А тигры свободно ходят вокруг и периодически пытаются взбираться на машину.

Нам осталось лицезреть тигриный ужин. И мы тоже отправились ужинать. Перед сном решили погулять вокруг гостиницы.

Впереди показался старик, ведущий вола. Я догнала и побежала впереди, с увлечением снимая экзотику.

Проснулись в 6 утра по китайскому времени. На улице уже совсем светло. По дороге в Хуньчунь заехали в олений питомник. Жалкое зрелище. Благородные животные проживают в клетках в ожидании экзекуции по срезке рогов. Панты, молодые рога пятнистых оленей – очень ценное лекарство. Рядом плантации не менее ценного лекарства – женьшеня.

Через час остановились в корейской деревне. Одинаковые кирпичные домики. Огороды ухожены, ни травинки, ни соринки. Нас пригласили в дом. Внутреннее помещение состоит из одной большой комнаты, в которой живёт вся семья. В правом углу кухня. На столе рисоварка и несколько пиал.

Дома отапливаются при помощи большого чугунного сосуда, в котором сжигают уголь. Кушают корейцы, сидя на полу. Дорогим гостям подали кедровые орехи, семечки и сушёный женьшень.

Долго задерживаться не стали, впереди длинная дорога. Подъезжаем к Янцзы. Здесь живёт наш гид Тоня. Предложила:

– Хотите посмотреть, как я живу?

Мы, конечно же, не упустили такого случая. Современная, хорошо обставленная квартира площадью 102 м2. Квартиры в Китае стоят недорого. Примерно, 4 тысячи юаней за метр. Сто юаней – это 500 рублей.

Семья Тони среднего достатка. Муж – менеджер в компании сотовой связи. Сын – школьник. В китайских семьях разрешено иметь лишь одного ребёнка. Если рождается второй, необходимо платить внушительный налог.

В Китае женщин гораздо меньше, чем мужчин. Мужья помогают своим жёнам вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. А женщины работают наравне с мужчинами. Разводы не приветствуются. Родителей почитают и просят у них благословения на брак.

В гостях пробыли недолго. Заехали в столовую – и снова в путь. Приехав в Хуньчунь, оказались совсем в другом мире, мире суеты и беспокойста. Мелькают лица наших соотечественников, озабоченных покупками. Здесь очень мало пешеходных переходов. Только успеваешь уворачиваться от машин.

Спустились к речке. На берегу необычное зрелище. Чумазый китаец крутит над костром закопчённый барабан. Затем что-то забрасывает в железную сетку. Интересно, что же он делает? И вдруг – резкий хлопок, и всё в дыму. Оказывается, он таким первобытным образом обжаривает попкорн.

Вечером для всех желающих – бесплатные экскурсии-продажи. Чайная церемония. В просторном помещении нас встретила симпатичная китаянка в национальном наряде. Провела в зал для дегустации напитка. Подробно рассказала о разных сортах чая.

Зелёный чай надо пить только через час поле еды, тогда он имеет целительную силу, придавая силы и помогая перевариванию пищи. Показала эксперимент: в стакан с рисом добавила йод, содержимое потемнело, а после подлила зелёный чай и напиток снова стал светлым.

Самый дорогой чай – из самых верхних листочков, собранных вручную. Срок годности чая примерно год. Но есть чай, который, как вино, чем старше, тем дороже. Продаётся в очень красивых коробочках-шкатулках. Его можно заваривать до 15 раз.

После чайной церемонии отправились на шоу змей. Нам рассказали о повадках змей и силе их яда. Молодой парнишка ловко управлялся с кобрами. Показали, как специальное противоядие нейтрализует яд змей.

– Хотите попробовать обезвреженный яд кобры? – спросил экскурсовод.

Я протянула руку за стаканом, но мне не дали. Сказали, что опасно. Зачем тогда предлагать?

Рассказали о китайском докторе, который изобрёл ценное лекарство из змеиной печени и разных трав. И держит его рецепт в секрете. А еще мазь из яда кобры. Мне на руку намазали эту смесь, она вступила в реакцию с жиром кожи, сильно запекло и запенилось, но ожога не осталось, прошло.

Было ещё посещение шёлковой фабрики. Фабрика – громко сказано, просто магазин с вещами из натурального шёлка. Вначале немного рассказали о производстве шёлка, а затем пустили опустошать полки магазина.

Небольшая суета при переходе границы – и мы на родине. Как я соскучилась по дому!

Людмила СМИРНОВА, фото автора


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100