Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (939) от 15 марта 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Узаконенная коррупция

Сергей РОМАНИШИН

КОММУНИЗМ УЖЕ НАСТУПИЛ. НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ…
Доктор юридических наук, профессор МГУ Елена Лукьянова в своем комментарии к заявлению президента Дмитрия Медведева о практически нулевом доверии к отечественному правосудию и склонности судейской корпорации к закрытости и взяточничеству заметила на этот счет, что «судейский корпус далеко не всегда формировался только по профессиональному принципу.

Он, как и все другие корпорации, не избежал коррупционных издержек: кумовства, протекционизма и подкупа» («Российская газета», № 28).

Если убрать дипломатичность, которой вынуждена следовать профессор МГУ, то следует признать, что последние изложенные факторы как раз и являются доминирующими при формировании судейского корпуса, что, собственно и было сказано. И на то есть своя причина.

Уровень материального обеспечения судей на порядки выше уровня материального обеспечения основной массы населения: среднемесячная зарплата судьи составляет сто тысяч рублей. За эти деньги судья особо не перерабатывает, имея помощника, делающего за него большую часть работы, не считая еще секретаря.

Продолжительность оплачиваемого отпуска судьи составляет два с половиной месяца; на практике это выражается в том, что судья уходит в более чем месячный отпуск через каждые 4,5 – 5 месяцев (а не через 11 месяцев, как все остальные работающие).

Получаемые судьями деньги во многом не расходуется на то, на что их вынуждены тратить рядовые граждане. Это – оттого, что судья имеет такие оплачиваемые из бюджета (читай: из кармана налогоплательщика) блага, как бесплатное лечение и бесплатные лекарства; ежегодные бесплатные путевки в санаторий не только на судью, но также на членов его семьи; ежегодный бесплатный проезд в любой конец страны; приобретение квартиры в элитном доме за счет бюджетных средств и оплачиваемый за счет бюджета проезд во всех видах транспорта по специальным проездным.

При уходе судьи в отставку ему выплачивается выходное пособие в размере двух-трех миллионов рублей, из расчета среднемесячного дохода по числу проработанных лет, после чего он ежемесячно получает пенсию в восемьдесят тысяч рублей.

Все перечисленные «бесплатные» блага за не работающими судьями сохраняются. «Бесплатные» материальные блага сопровождают судью в самом буквальном смысле до могилы: погребение умершего судьи осуществляется за счет средств бюджета...

В начале шестидесятых годов прошлого столетия правящая коммунистическая партия в своей программе провозгласила курс на всеобщее достижение в стране коммунизма, суть которого заключается в высоком уровне жизни и бесплатных материальных благах. Был определен и срок наступления коммунизма – 1980 год.

Обращаясь вновь к тем благам, которые перечислены выше, следует признать, что декларация о неизбежности наступления коммунизма ныне воплощена в явь, но не в отдельно взятой стране, а в отдельно взятой корпорации, в данном случае – судейской; да и наступил тот коммунизм не в восьмидесятом году, а несколько позже – в девяносто втором, с введением в действие Закона о статусе судей.

Присмотревшись к подобному феномену более внимательно, мы увидим однако, что механизм распределения судьям «бесплатных» материальных благ один к одному копирует тот принцип крайне неравномерного распределения прибыли от полученного ВНП (внутреннего национального продукта), который порождает в российском обществе колоссальные разрывы по доходам различных социальных групп, что свидетельствует о явно паразитическом характере присвоения значительной части дохода определенными социальными группами.

Иными словами, принцип наделения судейской корпорации «бесплатными» материальными благами в количестве, превышающем всякие разумные пределы, копирует, в несколько меньшем масштабе, механизм присвоения прибыли олигархией от средств производства, в создание которых ею не было вложено ни рубля.

То есть, одними (олигархами) приватизированы материальные активы средств производства, другими (судьями) приватизированы материальные блага, ставшие для них «бесплатными» (за что все прочие граждане должны платить, и весьма немалые суммы).

Сделано это было, конечно же, неспроста. Люди, присвоившие самый жирный кусок общественного пирога и скроившие социальную систему, имеющую своим основным назначением присвоение львиной доли ВНП ничтожным меньшинством, нуждались в суде, прежде всего стоящем на страже их собственных интересов. Именно для этого ими и был устроен коммунизм с высочайшим уровнем жизни в отдельно взятой судейской корпорации. В стране, в которой основная масса населения живет весьма посредственно, а многие – так вообще за гранью нищеты.

Отсюда следует: это – самая обыкновенная кормушка для нужной социальной группы, позволяющая держать судей на коротком поводке и быть им абсолютно послушными тем, кто их подобной синекурой наделил. Или, если хотите, – взятка, выданная авансом, гарантирующая принятие нужных судебных актов, по заказу.

Что полностью и подтверждает осуждение судами по надуманным обвинениям Бахшецяна и Ходорковского, вся вина которых состоит в том, что они кому-то мешали.

Взыскание в судебном порядке т.н. «задолженности» за непотребленное тепло в отопительный период в пользу теплоснабжающих организаций, при обрезанных радиаторах ввиду многократно завышенного тарифа, что является самым что ни на есть прямым отрицанием судами Закона о защите прав потребителей, – песня из того же репертуара.

Поэтому, когда у судей возникает выбор между совестью и принятием заведомо незаконного судебного акта, они всегда выбирают последнее, так как это гарантирует нахождение у кормушки до смерти. Вопрос о совести здесь, если и возникает, всегда пасует перед более чем сытым благополучием, которое гарантирует принадлежность к избранному сообществу, на что всегда найдутся свои оправдания.

А по справедливости: стоит ли поступаться совестью из-за сомнительной чести быть погребенным за казенный счет?

Чему уж тут удивляться, что решающими факторами при поступлении в судейскую корпорацию являются не интеллект человека и знание им нормативного права с умением им пользоваться, а кумовство, протекционизм и подкуп, как совершенно справедливо отметила профессор МГУ? Отсюда – и качество того человеческого материала, который, что называется, задает тон в судейском сообществе и которое лучше всего характеризуется терминами «профессиональная некомпетентность» и «отсутствие чувства ответственности при исполнении служебных обязанностей».

Коррупционная составляющая при поступлении в судейскую корпорацию, вкупе с принципом безответственности судей за последствия принятия ими незаконных постановлений и реально существующей круговой порукой в судейской среде по оставлению незаконных судебных актов в первоначально принятом виде (см. «АВ» № 10) дает поистине удручающие результаты работы судебной системы, что совершенно правильно отметил президент.

Что ж, экономическая система сырьевой трубы по олигархическому типу, создающая вопиющее социальное неравенство, не способная развивать страну и примитивизирующая общество по своему подобию, создала и судебную систему себе под стать. Мы будто вновь вернулись в феодализм с его сословными привилегиями, когда в достоинство человеку ставятся не его личные качества и вклад в общественное дело, а исключительно принадлежность к определенной социальной группе, формирующейся по далеко не профессиональным признакам кумовства, протекционизма и прокладывания пути локтями к спецкормушке.

Сергей РОМАНИШИН


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100