Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 7 (935) от 15 февраля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Короткое замыкание

Ольга КУПЧИНСКАЯ

Владимиру Федосеевичу Давыденко всегда чуждо было сутяжничество. Работал так, чтобы не стыдиться за результат, к любому делу подходил с пониманием и ответственностью.

Теперь кое-кто из начальства смотрит косо: гляди, какой нашелся правдолюбец…

17 октября 2005 года он был принят электромонтером 6-го разряда в МУП МРЭУ-2. С окладом в 2820 рублей. Смешным даже по тем временам, а уж теперь, когда Приморский губернатор хвалится ростом средней зарплаты, – тем более.

Однако выбора не было. В когда-то индустриальном Спасске найти работу очень сложно.

С 1 января 2008 года возрос федеральный минимальный размер оплаты труда, и тогдашний директор МРЭУ-2 Любовь Васильевна Артамонова внесла изменения в трудовой договор, повысив Давыденко и другим специалистам оклады до 3310 рублей.

Обрадовался Владимир Федосеевич. Да оказалось, рано. Выяснилось, что одновременно «срезали» дальневосточный коэффициент. Вместо 1,3 на предприятии стали начислять 1,2. Мотив нашли железный: убытки. 2007-й год МРЭУ-2 закончило с минусом в полтора миллиона…

Шло время. Кризис ударил, будто обухом по голове, не только предприятия, но и каждого из нас. Цены скачут, как породистые скакуны, а зарплата ползет вверх, будто улитка, даже не пытаясь обогнать инфляцию.

И однажды Владимир Федосеевич решил во всем этом разобраться. Вооружился Трудовым кодексом, раздобыл текст «Соглашения между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2008-2010 годы», обратился к юристам.

Так он вступил на тернистый путь искателя правды.

Первым делом написал письмо-претензию руководству. Суть его: мой оклад не соответствует нормам трудового законодательства.

Однако Любовь Васильевна Артамонова никаких оснований для претензий не увидела: «Ваш должностной оклад, а, значит, и заработная плата с августа 2007 года выше минимального размера оплаты труда (с учетом надбавок компенсационного и стимулирующего характера она составляет 6951 руб.). Перерасчет производиться не будет».

Удивился Владимир Федосеевич. Почему труд электромонтера 6-го разряда «привязывают» к минимальной оплате?

Знающие люди надоумили обратиться в Государственную инспекцию труда. Написал. Там переадресовали обращение начальнику Управления по труду краевой Администрации. Оттуда ответили подробно и быстро. В полученной бумаге Давыденко обнаружил любопытный абзац, убедивший его в обоснованности собственных претензий: «В соответствии с п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», решением исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов от 13 сентября 1991 года № 263 «О районных коэффициентах» в Приморском крае введен районный коэффициент в размере 1,3 к заработной плате рабочих и служащих».

А в МРЭУ-2 начисляют 1,2!

И тогда Владимир Федосеевич отнес исковое заявление в суд…

Он написал не только об уменьшенном в МРЭУ-2 районном коэффициенте, но и о том, что существует Региональное тарифное соглашение, выработанное краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, – в качестве приложения к Соглашению между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского края:

«Данное тарифное соглашение направлено на обеспечение согласованного минимального уровня оплаты труда работников, снижение чрезмерной дифференциации в оплате труда работников различных видов экономической деятельности, выравнивание уровня оплаты труда работников сквозных (общеотраслевых) профессий и должностей и уменьшение необоснованных диспропорций в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп и категорий работников.

Согласно Приложению № 1 к Региональному тарифному соглашению Приморского края на 2008-2010 годы, моя профессия входит в группу № 5 (электромонтер 6-го разряда).

В Приложении № 2 к Региональному тарифному соглашению Приморского края на 2008-2010 годы, согласно Единой межотраслевой тарифной сетке по 6-му разряду, тарифный коэффициент составляет 2,7».

Рабочий посчитал, что с 1 января 2008 года предприятие не доплатило ему 432 тысячи рублей, которые он и просил взыскать.

Спасский городской суд иск удовлетворил частично, постановив взыскать с МУП МРЭУ-2 в пользу В.Ф. Давыденко 16842 рубля – столько «набежало» за эти годы из-за незаконно сниженного руководством предприятия районного коэффициента.

А в остальной части иска – отказал.

Ну, скажите, почему во время кризиса государство может тратить Стабилизационный фонд на миллиардную помощь частным банкам, отдавать запредельные долги олигархов, а как коснется простого человека – всё, дело труба! У юристов находится масса доводов, чтобы отказать?

Срабатывает тут, думается, и принцип домино: реши спор в его пользу, – завалят суды исками!

Мой земляк пока не может не только узнать, прав ли Спасский суд, но и воспользоваться хоть частью своей победы: по незнанию юридических закавык пропустил сроки подачи кассационной жалобы. Ровно на один день. Потому что при подсчете времени, отпущенного на эту процедуру, не посчитал воскресенье.

– Я, конечно же, буду добиваться справедливости дальше, – говорит Давыденко. – Считаю, что суд не исследовал все обстоятельства по делу. Месячная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в субъекте Федерации (при условии, конечно, полной отработки рабочего времени и выполнения норм труда). Минимальная же заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения! А что на деле?

Во 2-м квартале 2010 года Администрацией Приморского края установлена величина прожиточного минимума 7149 рублей. Мне выплатили в апреле всего 6600, в мае – 7800, в июне – 7100. В третьем квартале прожиточный минимум для трудоспособного населения был 7196 рублей. В июле я получил 7100. А ведь региональное Тарифное соглашение на 2008-2010 годы предусматривало обеспечение среднего краевого размера заработной платы, превышающий величину прожиточного минимума трудоспособного населения края не ниже, чем в 2,6 раза! В газетах пишут о несопоставимо высоких получках чиновников, банкиров. Выходит, так получается иллюзия благополучия? А простой рабочий как получал гроши, так и получает. В нашем МРЭУ-2, например, в декабре прошлого года штукатурам-малярам 5-го разряда было начислено 5730 – 5900 рублей, тем, у кого 4-й разряд, – и 5 тысяч не «накапало». Дворники и 5 тысяч не имеют. Как им выживать, если даже прожиточного МИНИМУМА нет?! В Москве Правительство, профсоюзы и работодатели подписали новое трехстороннее Соглашение. А у нас в Приморье даже никто не думает пересматривать трудовые договоры! Где же справедливость?

Я смотрю в его решительное лицо и радуюсь. Такие, как Давыденко, идут первыми, прокладывая дорогу более слабым. Хватит ли только сил пробить стену?

Владимира Федосеевича новый директор В.А. Макуха (Л.В. Артамонова ушла на пенсию) уже начал понемногу прижимать. По судам ходит? Получай отсуженные 30 процентов! Вот только премию мы тебе не 50%, как было раньше, установим, а 40, да и 3-процентной индексации заработной платы лишим. Управу на подчиненного любой руководитель всегда найдет.

Подсчитал Давыденко: стал он получать меньше, чем другие электромонтеры 6-го разряда.

– Ничего, – улыбается, – сдаваться не буду. Верю, что добьюсь правды. И не только для себя…

Ольга КУПЧИНСКАЯ, член Спасского филиала ОДПК «Хранители закона».


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100