Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (865) от 14 октября 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Альбомы ужасов

Виктория ВАСИЛЕНКО

ПОЛДНЯ У ЭКСПЕРТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ В УВД ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
Накануне профессионального праздника Дня милиции пресс-служба УВД по Приморскому краю кинула клич среди журналистов и призвала пишущую и снимающую братию провести один день в каком-либо милицейском подразделении.

Корреспондент «АВ» решил «внедриться» к экспертам-криминалистам. Кто такой эксперт в милиции? По сути, это специалист высокого класса, в толковом словаре «эксперт» (от латинского expertus) – опытный.

В настоящее время практически ни одно преступление не расследуется без участия эксперта-криминалиста. Начиная с первоначального следственного действия – осмотра места происшествия, на всем этапе расследования уголовного дела вплоть до судебного решения, эксперты-криминалисты являются полноправными участниками уголовного процесса. Без экспертов-криминалистов немыслима работа следователей, сотрудников уголовного розыска, ГИБДД, БЭП и других служб органов внутренних дел.

Эксперты в ходе исследований отвечают на вопросы следствия, например, каким орудием было совершено преступление, кому принадлежат отпечатки пальцев, а кому принадлежат следы пальцев рук, обнаруженных на месте происшествия. Исследуют следы обуви и следы автомобильных покрышек. Также проводится технико-криминалистическая экспертиза различных печатей и штампов. По изъятому огнестрельному оружию – баллистическая экспертиза.

Будущее криминалистической экспертизы – одорологический анализ – запах. Запах, как и отпечатки пальцев, у каждого человека индивидуален. Но в данный момент исследование запаха нереально, потому как необходимо создать специальную лабораторию, построить собачий питомник и сделать специальные камеры, где бы этот законсервированный запах хранился.

По «распределению» пресс-службы УВД корреспондент «АВ» был откомандирован в экспертно-кримимналистиечкий отдел УВД Первомайского района к заместителю начальника отдела Сергею Георгиевичу Малофееву.

Сергей Георгиевич пришел на милицейскую службу в начале 90-х. Это были «жаркие» годы. Каждый день убийства, взрывы. Сергей Георгиевич продемонстрировал спецжурнал, который велся в то время. Жуткие фото ярко иллюстрировали разгул преступности тех лет.

– В начале девяностых убили двух девушек и сбросили тела со скалы в районе бухты Тихой, – прокомментировал эксперт-криминалист. – Из громких дел хорошо помню дело австралийского гражданина Алдердайса и его подруги. Девушка была проституткой, австралиец решил ее вытащить оттуда. В результате обоих застрелили в районе Диомида.

Листаем журнал, снимки один другого краше: человек, которого разделал на запчасти пасынок, скелетированный фрагмент, мужик без головы, и многое такое, что не дай Бог, во сне приснится.

– К вам не приходят во сне жертвы преступлений? – спрашиваю я, потрясенная страшными фотографиями.

– Нет, я стараюсь через себя не пропускать эмоции, а думаю, что сделать и как помочь в раскрытии преступления, – ответил Сергей Малофеев. – К нам в отдел возьмут не каждого, есть свои критерии: стрессоустойчивость, крепкая нервная система, усидчивость и многое другое, без чего быть экспертом-криминалистом невозможно.

В этот день группа выехала в район Тихой, где произошло убийство. Мужчину сбросили со скалы. Корреспондента «АВ» не взяли с собой, чтобы не травмировать.

Но обещали взять на кражу. К сожалению или к счастью, в тот день воры взяли выходной.

В наши дни громких убийств стало меньше. Братки из девяностых поумнели и стали бизнесменами, многие до наших дней не дожили. Преступления стали несколько иными, например, рейдерство, подделка документов, мошенничество. Хватает и убийств. По словам Сергея Георгиевича, большую долю в вызовах составляют ничтожные, а то и вовсе ложные сигналы тревоги. Например, из 80 сообщений, поступивших на пульт дежурной части, треть – ложные.

Как рассказали эксперты, казусы тоже случаются. Не так давно у женщины в квартире полопались изнутри стекла. Эти повреждения дама приняла за следы пуль. Дама живет на восьмом этаже.

Эксперты доказали, что в ее окна никто не стрелял, а повреждения случились из-за технического несовершенства при изготовлении стекла. Дама была не согласна с такими выводами и была уверена в другом. В результате дополнительная проверка, назначенная прокуратурой, доказала правоту криминалистов.

Вызывает недоумение техническая оснащенность экспертов-криминалистов. Некоторое оборудование устарело как морально, так и физически. На весь отдел два рабочих компа. Специальная техника поступает, но не в достаточном количестве.

Отсюда и мечты об улучшении материально-технической базы, чтобы у каждого специалиста были свой рабочий стол и компьютер. Ведь когда приходит время писать отчеты, изготавливать фототаблицы и выполнять экспертизы, то сотрудники отдела для работы за компом занимают очередь. В Первомайском УВД в ЭКО ЭКЦ работают четырнадцать сотрудников, а компьютеров в два раз меньше.

Главный эксперт-криминалист Антон Голиков, имеющий несколько видов допусков, мечтает об оснащении их отдела ноутбуками и цифровыми фотоаппаратами. Сергей Георгиевич Малофеев говорит, что неплохо было бы изучить опыт других стран, где применяются новые технологии. В то время как милиция отстает от достижений цивилизации, преступники, наоборот, вооружаются. Коллекция изъятых орудий преступлений, что находится в Первомайском районе, – это уже вчерашний день.

Виктория ВАСИЛЕНКО.

От редакции «АВ»:

Ценные люди эти эксперты-криминалисты! Мы думаем, что нашу редакцию подожгли и человека убили, а эксперты Фрунзенского РОВД пишут «тлеющее табачное изделие». И нет преступлений! Так, казус какой-то...


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100