Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (628) от 24 марта 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Слово было бог, цензура сделала его дьяволом

Надежда Алисимчик

К 65-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ МИХАИЛА БУЛГАКОВА
“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” - Иоанн.1,1
В 2004 году впервые были опубликованы “Дневники Мастера и Маргариты”, Михаила Булгакова и его жены Елены.ё

Все предсмертные слова и видения гениального писателя записала в своих дневниках и сохранила для нас жена и ангел-хранитель Михаила Булгакова: “Одно время у меня было впечатление, что он мучается тем, что я его не понимаю, когда он мучительно кричит. И я сказала ему наугад (мне казалось, что он думает об этом): “Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать!” - А он слушал, довольно осмысленно и внимательно, потом сказал: “Чтобы знали...чтобы знали”.

Сама Елена Булгакова умерла спустя три года после того, как впервые в 1966-67 гг. в журнале “Москва” был напечатан бессмертный роман “ Мастер и Маргарита”.

ИЗ ДНЕВНИКОВ МАСТЕРА

1924 год

23 декабря. Василевский же мне рассказал, что Алексей Толстой говорил: “ Я теперь не Алексей Толстой, а рабкор-самородок Потап Дерьмов.

Грязный, бесчестный шут.

Василевский же рассказал, что Демьян Бедный, выступая перед собранием красноармейцев, сказал: “Моя мать была блядь...”

26 декабря. Только что вернулся с вечера у Ангарского - редактора “Недр”. Было одно, что теперь всюду: разговоры о цензуре, нападки на нее, “разговоры о писательской правде” и “лжи”. Был Вересаев, Козырев, Никандров, Кириллов, Зайцев, Ляшко и Львов - Рогачевский. Я не удержался, чтобы несколько раз не встрять с речью о том, что в нынешнее время работать трудно, с нападками на цензуру и прочим, чего вообще говорить не следует.

Ляшко (пролетарский писатель), чувствующий ко мне непреодолимую антипатию (инстинкт), возражал мне с худо скрытым раздражением: “ Я не понимаю, о какой правде говорит т. Булгаков? Почему всю кривизну нужно изображать? Нужно давать “чересполосицу” и т.д.

Когда же я говорил о том, что нынешняя эпоха - это эпоха сведения счетов, он сказал с ненавистью: “Чепуху вы говорите...”

От хамов нет спасения.

1925 год

13 декабря. Я около месяца не слежу за газетами. Мельком слышал, что умерла жена Буденного. Потом слух, что самоубийство, а потом, оказывается, он ее убил. Он влюбился, она ему мешала.

По рассказу - она угрожала ему, что выступит с разоблачением его жестокости с солдатами в царское время, когда он был вахмистром.

1926 год

24 июня. Председателю Совета народных комиссаров заявление: “7 мая с.г. представителями ОГПУ у меня был произведен обыск (ордер № 2287, дело 45) , во время которого у меня были отобраны с соотвествующим занесением в протокол следующие мои, имеющие для меня громадную интимную ценность, рукописи: повесть “Собачье сердце” в двух экземплярах и “Мой дневник” (3 тетради).

Убедительно прошу о возвращении мне их”.

22 сентября. Из протокола допроса в ОГПУ: “В своих произведениях я проявлял критическое и неприязненное отношение к Советской России... На территории белых я находился с августа 1919 г. по февраль 1920 г. Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением...

1929 год

Июль. Генеральному секретарю партии И.В. Сталину, председателю ЦИК М.И. Калинину, начальнику Главискусства А.И. Свидерскому, А.М. Горькому от литератора Михаила Афанасьевича Булгакова

ЗАЯВЛЕНИЕ

В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. Из этих десяти лет последние четыре года я посвятил драматургии, причем мною были написаны 4 пьесы. Из них три (“Дни Турбиных”, “Зойкина квартира” и “Багровый остров”) были поставлены на сценах государственных театров в Москве, а четвертая - “Бег” была прията МХАТом к постановке и в процессе работы театра над нею к представлению запрещена.

В настоящее время я узнал о запрещении к представлению “Дней Турбиных” и “Багрового острова”. “Зойкина квартира” была снята после 200-го представления в прошлом сезоне по распоряжению властей. Таким образом, к настоящему театральному сезону все мои пьесы оказываются запрещенными, в том числе и выдержавшие около 300 представлений “Дни Турбиных”.

В 1926 году в день генеральной репетиции “Дней Турбиных” я был в сопровождении агента ОГПУ отправлен в ОГПУ, где подвергся допросу...

Ранее этого подверглась запрещению моя повесть “Записки на манжетах”. Запрещен к переизданию сборник сатирических рассказов “Дьяволиада”, запрещен к изданию сборник фельетонов, запрещены в публичных выступлениях “Похождения Чичикова”. Роман “Белая гвардия” был прерван печатанием в журнале “Россия”, т.к. запрещен был сам журнал.

По мере того, как я выпускал свои произведения, критика в СССР обращала на меня все больше и больше внимания, причем ни одно из моих произведений, будь то беллетристическое произведение или пьеса, не только нигде не получало ни одного одобрительного отзыва, но, напротив, чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.

Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической печати, но и таких изданиях, как Б. Сов. Энциклопедия и Лит. Энциклопедия.

Бессильный защищаться, я подавал прошение о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ.

Мои произведения “Дни Турбиных” и “Зойкина квартира” были украдены и увезены за границу. В г. Риге одно из издательств дописало мой роман “Белая гвардия”, выпустив в свет под моей фамилией книгу с безграмотным концом. Гонорар мой за границей стали расхищать.

Тогда жена моя Любовь Евгеньевна Булгакова (вторая жена М. Булгакова - прим. А.Н.) вторично подала заявление о разрешении ей отправиться за границу одной для устройства моих дел, причем я предлагал остаться в качестве заложника.

Мы получили отказ.

Я подавал много раз прошения о возвращении мне рукописи из ОГПУ и получал отказы или не получал ответы на заявления.

Я просил разрешения отправить за границу пьесу “Бег”, чтобы ее охранить от кражи за пределами СССР.

Я получил отказ.

К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется.

2 октября. В Правление Всероссийского Союза Писателей

Михаила Афанасьевича Булгакова

Заявление

Прошу меня из числа членов Всероссийского Союза Писателей исключить.

1930 год

21 февраля. 15 марта наступит первый платеж фининспекции (подоходный налог за прошлый год). Полагаю, что, если какого-нибудь чуда не случится, в квартирке моей маленькой и сырой вдребезги (кстати: я несколько лет болею ревматизмом) не останется ни одного предмета. Барахло меня трогает мало. Ну, стулья, чашки, черт с ними. Боюсь за книги! Библиотека у меня плохая, но все же без книг мне гроб! Когда я работаю, я работаю очень серьезно - надо много читать.

28 марта. Из письма Правительству СССР: ”После того, как все мои произведения были запрещены, среди граждан, которым я известен, как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет: Сочинить “коммунистическую пьесу” (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.

Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Этого совета я не послушался.

...Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр... Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица, гибель”.

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100