Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 51 (979) от 20 декабря 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Новости

Весёлые дни января

Ю. ФИЛАТОВ

Они начинались весёлой рождественской ёлкой.
В первые годы порта Владивосток лесную красавицу украшали в несколько ярусов: просто, но со вкусом. Самый нижний состоя из пряников – по причине невозможности тайком от них откусить.

Заметно будет сразу. Второй ярус был крайне соблазнительным, так как был изготовлен из леденцов. Выпускались и такие, с ушками для соединения их в цепь. Он висел на елке высоко, чтобы не было соблазна встать на цыпочки и леденец пососать. А между ними висели бумажные цепи и самодельные или покупные игрушки. На третий день Рождества елку валили набок и все вместе обирали съедобные украшения. Но это было домашнее Рождество для детей, хотя и взрослые принимали в нём деятельное участие.

Но годы шли, и рождественские елки становились всё наряднее. На них появились стеклянные игрушки и бусы, выписанные из Петербурга; а потом и электрические гирлянды.

Взрослые ходили на костюмированные балы и спектакли возобновивших работу после филипповского поста театров, семейные вечера в Офицерские собрания или в Собрание приказчиков на выступления именитых гастролёров, вечера танцев, заодно можно было покачаться на электрических качелях под музыку И. Штрауса.

В гимназиях устраивались литературные вечера, где со сцен неслись чеканные строки Ломоносова.

А следом звучали пророческие слова великого просветителя России:

Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим,
Где солнца всход, и где Амур
В зелёных берегах крутится,
Желая паки возвратиться
В твою державу от манжур!

Существование Владивостока стало реальным исполнением пророчества.

Молодёжь собиралась на вечеринки, где пела под гитару, танцевала или играла в фанты или «ветер». Эту игру могли придумать только в портовом городе. Брали небольшую скатерть, по три человека с короткой стороны, поднимали до уровня рта и начинали дуть на маленький шарик из распушённой ваты. Победителем считается сторона, загнавшая его к краю противников.

Школьники ходили каток Общества спорта, который в на рождественские каникулы они посещали бесплатно. Один в день бесплатный сеанс для младших устраивали владельцы кинематографов. И открывал для школьников и гимназистов свои двери музей Общества изучения Амурского края. Экскурсии проводили члены Общества: командующий эскадрой, комендант крепости, профессора Восточного института. Ну и, конечно, было традиционное для детворы хождения «со звездой» по домам во всех слободках.

Приходил последний день старого года. Для хозяек он был тоже хлопотливым. Как год проводишь, как встретишь – так его и проведёшь. И они готовили горы еды. В святцах это день святой Мелании (Маланьи, в российском варианте). Потому и появилась поговорка: «Наготовлено, как на Маланьину свадьбу». Теперь он приходится на 13 января.

После Васильева дня (1 января) наступала пора святочных гаданий, которые в эту неделю считались наиболее достоверными. И если в городе ограничивались кофейной гущей, то в слободках проходило всё так, как описывал в своей балладе Жуковский:


Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счётным курицу зерном,
Ярый воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой…

Ах, как это всё было таинственно и романтично! Но иногда некоторые гадания завершали неприятные последствия. Пономарь Покровской церкви в святочные ночи постоянно околачивался на задах Первореченской и Подгороденской слободок возле бань. Выслеживал, какие девушки пойдут гадать к банным дверям (гадание, признаться, не совсем приличное; связанное с обнажением некоторой части тела), а потом доносил настоятелю. Тот, как истинный враг языческих обрядов, ставил бедняжек отбивать поклоны. А однажды две слободские красавицы, решившиеся на подслушивание судьбы у дверей церкви, были выслежены и прихвачены слободскими парнями. Но на шум вышли сторожа. Охальники были схвачены и переданы в руки полиции, где их нещадно выпороли нагайками казаки городовой стражи.

Ну и, конечно, главные гадания «на суженого – ряженого». Здесь было несчётное число вариантов. Одна, сложив под подушкой из прутиков мостик, просила: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведёт меня через мост»; другая, смешав напёрсток воды и напёрсток соли, выпивала этот «коктейль» приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот мне пить подаст»; а третья в полночь вешала в сенях на нитке свой гребень и просила: «Суженый, ряженый причешись моим гребнем». Оно предсказывало не только возможность появления сватов, но намекало на цвет волос будущего жениха. Все эти гадания были достаточно надёжными, но требовали серьёзного к ним отношения.

А можно просто постучать в любую случайно попавшуюся дверь и спросить отворившего её: «Как жениха звать?»

В портовом городе, где на одну девушка претендовали несколько кавалеров, невесты в женихах, как в сору рылись!

А впереди ещё были «мясоед» и Масленица – раздолье для русской души.

Ю. ФИЛАТОВ


Другие статьи номера в рубрике Новости:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100