Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (954) от 28 июня 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Дети войны

Геннадий ПАВЛОВ, пос. Новонежино

Я загорал на берегу песчаной реки Неман. Вспоминал о том, что еще год назад я был учеником второго класса в далеком сибирском городке Шире. Все события дней минувших вспоминались отчетливо.

1943-1945... Сын полка

Шла война. Мать получила известие о гибели отца под Сталинградом. Она распродала все имущество, решив отвезти меня в Калининскую область, где под Торопцом проживал мой дедушка. После оккупации население во многих селах и городах голодало. В Торопце моя мать устроилась работать в воинскую часть на кухню. В конце 1943 года батальон аэродромного обслуживания БАО-510 перебросили в Андреаполь. Сразу же мать зачислили в штат. И мы вместе с ней переехали на новое место жительства.

Поскольку дедушка умер, оставлять меня было не с кем.

Сначала меня хотели определить в Суворовское училище. Но мать приняла другое решение. В Андреаполе находилась авиационная дивизия, которая являлась подразделением БАО-510. Она стала моей второй семьей в годы войны. Я жил при авиационной дивизии и помогал, чем мог, старшим товарищам.

В период наступления наших войск БАО-510 перебазировали на другой аэродром, который располагался ближе к фронту. И я кочевал по дорогам войны вместе с авиационной дивизией. Когда мы переезжали с места на место я сидел в кузове полуторки и разглядывал поля недавних сражений. Техника, поврежденная во время боевых действий, стояла у обочин дорог.

На специально установленных столбах крепились таблички с надписью «Заминировано». Когда проезжали мимо разбомбленных сел, я видел будто вросшие в землю печные трубы, оставшиеся от сожженных домов.

В Литве мне посчастливилось встретить летчиков-французов, принадлежавших к полку «Нормандия-Неман». Некоторое время я ходил за ними следом, разглядывая их необычную форму. Моя мать приносила им еду. Они трапезничали вместе с нашими летчиками и о чем-то разговаривали на непонятном мне языке.

Очень впечатлили меня в то время тренировочные полеты. Из вертикального пикирования самолет выравнивался и принимал обычное положение приближаясь к земле, и, когда шасси едва касалось полосы аэродрома, самолет плавно и стремительно вновь поднимался к небесам.

Самая поучительная история в моей жизни

Но вернемся на берег Немана, где я, в ясный солнечный день лежа на солнышке, предавался воспоминаниям.

Я дождался друзей. Это были Борис Казаков – сын повара из воинской части, Анатолий Тепляков – сын комбата и шестнадцатилетний солдат Александр. У Саши была с собою винтовка. Мы находили мишень, целились и стреляли по ней. Когда патроны закончились, отправились в часть. Я шел впереди и торжественно нес винтовку на плече. Саша даже стал подшучивать над тем, как я шагал, стараясь подражать взрослым солдатам.

Я сделал вид, что разозлился. Я развернулся с винтовкой наперевес и, уверенный, что ее «магазин» пуст, нажал спуск. И вдруг, как гром среди ясного дня, грянул выстрел. Оказывается, в винтовке остался патрон.

По счастливой случайности пуля не попала в Сашу. Я оцепенел от ужаса. Первым опомнился Саша. И что-то сердито говоря, взял винтовку из моих рук. Он пошел дальше. А следом за ним направились и мои друзья, испуганно оглядываясь на меня. Некоторое время я стоял на месте. Затем тихонько поплелся в воинскую часть.

На следующий день я не выходил на улицу, боясь встретится со своими друзьями. Мать, обеспокоенная моим хмурым видом, заставила рассказать о случившемся. И я рассказал.

Мать разыскала Сашу и попросила его не говорить никому о произошедшем. Конечно, родители моих друзей обо всем узнали. Но никаких обвинений в адрес моей матери не последовало.

И мы с батальоном в составе дивизии истребителей отправились в Восточную Пруссию. Там встречали День Победы.

Затем БАО-510 возвращался обратно на автомашинах до Псковских крестов. Там его расформировали.

Вскоре начался учебный год. Саша занимался со мною, помогая освоить учебную программу четвертого класса. И я наверстал упущенное.

Я часто вспоминал мой выстрел на Немане. И благодарен судьбе, что в тот момент, когда я нечаянно выстрелил из винтовки, пуля не попала в моего друга, и я не стал убийцей. Я, как и все мужчины, держал оружие в своих руках, но никогда не направлял его на человека.

Геннадий ПАВЛОВ, пос. Новонежино


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100