Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (885) от 3 марта 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Чудеса в самаре не прекращаются

К печати подготовила Надежда Алисимчик

Про Самару ходят слухи, что там нечисто. Например, что призраки членов семьи Ульяновых пугают сотрудников самарского дома-музея В.И. Ленина.

ЛЕНИН С НАМИ

По одной версии все началось перед тем, как дом-музей (в этом доме семья Ульяновых жила несколько лет еще до революции 1917 года) решили закрыть на реставрацию в 1986 году. С тех пор хранители музея утверждают, в особняке стали происходить странные вещи. Однажды утром они обнаружили в комнате Марка Елизарова – зятя Ленина, мужа его сестры Анны, – перевернутую кровать.

По ночам на втором этаже слышатся шаги, сами собой передвигаются предметы, а в день рождения Ульянова по дому распространяется запах пирогов с яблоками и капустой, столь любимых Владимиром Ильичом. По самарскому дому-музею Ленина бродят призраки.

По другой версии, призраки появились в Самаре после того, как в Москве снова начали обсуждать возможный вынос тела Ленина из мавзолея. 23 ноября 2005 года в рамках Недели музейных открытий сотрудники выставили на обозрение самарцев французский фарфоровый кофейный сервиз, которым пользовались члены семьи Ульяновых. И вот, когда сотрудники дома-музея выставили кофейный сервиз на всеобщее обозрение, в особняке запахло настоящим свежесваренным кофе. Это почувствовали все присутствующие. А ведь напиток в музее никто не готовил. «У нас есть все основания считать дом, в котором в течение трех лет жили Ульяновы, мистическим местом», – говорит Майя Образцова.

Mistik.my1.ru

ФИЛЬМ «ЧУДО»

Наша газета уже писала о главном самарском чуде, известном под названием «Зоино стояние». По этому событию режиссером Александром Прошкиным по сценарию писателя и сценариста Юрия Арабова был снят фильм «Чудо».

Он был показан во Владивостоке в рамках прошлогоднего кинофестиваля, но посмотреть его смогли немногие. Сейчас Фильм «Чудо» появился на дисках. В основе картины – случившееся в Куйбышеве в 1956 году «Зоино стояние», когда девушка, решившая потанцевать с иконой Николая Чудотворца, вдруг окаменела.

БЕСЫ ВЕРУЮТ И ТРЕПЕЩУТ, А МЫ?

Ниже публикуем фрагменты интервью Юрия Арбатова журналу «Фома В»:

– Эта картина о том, что даже если перед нами явится Спаситель, мы в это все равно не поверим. Каждый из нас в каком-то смысле – Фома Неверующий. Все персонажи картины не верят в то, что произошло, не верят в явление живого Бога. Единственный человек, который знает наверняка, что чудо произошло, – атеист, представитель правящих кругов и госбезопасности, уполномоченный по делам религии. И его миссия состоит в том, чтобы максимально опошлить случившееся, чтобы отодвинуть людей от этого чуда. Картина наша, скорее, не о самом явлении живого Бога, а об отношении к этому явлению тех, кто отпал от Него и от культуры в ее глубинном понимании.

– В фильме почти все герои, даже видевшие чудо, – от него отказываются, проходят мимо…

– Когда я писал прозу, а потом сценарий, когда Александр Анатольевич Прошкин взялся за его воплощение, нам хотелось показать, что, несмотря на отрицание случившегося, с каждым происходит нечто из ряда вон выходящее... Кроме уполномоченного по делам религии. Он не меняется, потому он, по-видимому, погибший человек. Во всяком случае, я писал в сценарии образ беса, ведь по Евангелию никто не знал, что Христос – Бог, а бесы знали.

В жизни же остальных героев что-то происходит. Начиная со столяра, у которого вдруг ломается его долото, и он понимает, что произошло нечто особенное. У журналиста, что решается уйти из газеты и хочет попытаться вести свободную жизнь художника. Он внутренне давно этого хотел, но раньше подобное казалось ему невозможным. Я думаю, даже Хрущев, который видит в окне за бортом самолета необыкновенный по красоте пейзаж, вдруг вспоминает об ангелах, в которых не верит. А где-то на втором плане рождается, может быть, новая русская святая. В реальной истории – Зоя, в нашем фильме – Таня.

– Героиня картины, пережив окаменение, стала видеть по ту сторону чуда, у нее появился дар исцеления. А как быть с раскаянием, с Покаянием? Почему это чувство осталось за рамками фильма?

– Она искупила все своим стоянием, своей смертью. Если брать события, оставшиеся за кадром нашей киноистории, – существует несколько вариантов судьбы Зои. Мне кажется наиболее достоверным тот, согласно которому девушку просто сгноили в психиатрической лечебнице: я жил в советские времена и знаю эти реалии.

После стояния-смерти наша героиня – совершенно другой человек, нежели была раньше. Человек, который умер, а потом воскрес, перестает быть тем, кем был до этого.

А скажите, раскаялся ли апостол Павел в том, что участвовал в избиении камнями христианского первомученика Стефана? В Деяниях апостолов о покаянии ничего не говорится. Думаю, именно потому, что с Павлом заговорил Живой Бог. Будущий апостол прошел путь от неполного и искаженного зрения (когда был правоверным иудеем) через слепоту к совершенно новому видению, – это то, что описал Пушкин в «Пророке». Павлу открылся Бог Авраама, и этот Бог оказался Христом. Апостол пережил нечто большее, чем внутреннее раскаяние, он обрел новую кровь и плоть...

Но из всего вышесказанного вовсе не следует, что я сейчас призываю: «Ребята, все мы должны стремиться к Учителю, который покажет нам Живого Бога, а покаяние никому не нужно!» Речь вовсе не об этом. Я говорю об особых экстремальных ситуациях, которые редко, но случаются. Причем, абсолютных ответов я, конечно же, не знаю и говорю с точки зрения своего скромного духовного опыта. Я могу и ошибаться…

– А все-таки не возникнет ли у зрителя ощущение, что можно и не делать никаких внутренних усилий, поскольку все равно Бог может обратиться к тебе?

– Не возникнет, поскольку картину мало кто увидит из-за ее крайне маленького тиража в 17 копий. Скорее всего, ее будут смотреть неслучайные люди, те, которые не будут во время просмотра жевать поп-корн. И я надеюсь, что они нас поймут.

Да, нам необходимо каяться. Но всегда возникает вопрос в искренности покаяния. И каждый из верующих тайно мечтает, что когда-нибудь перестанет быть самим собой и обретет новую плоть и душу, как это случилось с апостолом Павлом.

– Но ведь может возникнуть искус – взять да и попробовать найти чудо.

– Его не нужно специально искать, потому что чудо – вокруг нас. Чудом является, прежде всего, жизнь на Земле и то, что эта жизнь разумна. Тем не менее, иногда с нами происходят события, которые выламываются из привычного хода вещей.

Я недавно, например, был в Израиле на международном кинофестивале, где получил приз за картину по моему сценарию «Полторы комнаты» (режиссер Андрей Хржановский). Иерусалим произвел на меня неожиданно гнетущее впечатление. Я был убит многокилометровым базаром вокруг храма Гроба Господня: через торговцев невозможно было протолкнуться к храму. Я был смущен и толчеей в самом храме, когда меня выгоняли из очереди – сначала итальянцы, потом русские.

В конце дня я сильно устал и сделался абсолютно нечувствительным к вопросам веры. Я решил для себя: что камни молчат, что Бога здесь нет. Точнее, Он присутствует здесь так же, как и везде, и незачем для встречи с Ним отправляться столь далеко. Осознав это, я вернулся в Хайфу, где демонстрировались российские фильмы, и начал просто греться на солнышке и купаться в море.

И вдруг произошло нечто, что изменило ход событий. Мне сказали, что меня спрашивает какой-то незнакомый человек, что он специально приехал из другого города, чтобы повидаться со мной. Я подошел к нему.

«Юрий Николаевич, вы меня не помните? – начал он. – Хотя что я говорю: ведь я еще до вашего рождения общался с вашими родными. Я десять лет просидел в лагере с вашей бабушкой и тетей!» Оказывается, этот человек вместе с моими близкими был депортирован в 1944 году из Крыма, и прошел с ними все тяготы долгого путешествия на Урал, когда поезд шел более 40 дней и заключенных почти не кормили. Люди, по выражению Гоголя, «выздоравливали, как мухи». В этом поезде, в переполненном вагоне для скота умер от голода мой дед.

Потом было обустройство высланных на новом месте, в Башкирии, в Черняховке за колючей проволокой. Здесь были, в основном, татары, греки, караимы. Сейчас почти все умерли, не у кого узнать подробности той катастрофы. И вдруг из ничего, в далекой стране, в которую я, кстати, не очень хотел ехать, является передо мной человек, рассказывающий в деталях о моих умерших близких. Я был потрясен и понял: со мной случилось чудо. Мертвые воскресли и требуют, чтобы я писал об их прошлой жизни. И я знаю, что об этом напишу, если будут силы.

Но надо ли искать подобное чудо специально? И как искать, каким образом? Все это глупости. Нужно другое – ежедневно, ежеминутно не прерывать связь с Тем, кто подарил тебе радость бытия. И это, конечно, самое сложное.

– В титрах картины говорится, что в ее основе лежит реальная история.

– Весною я получил письмо от женщины, которая, будучи еще совсем юной, стояла тогда в оцеплении около Зоиного дома. Она сообщила, что даже трамвайные пути были перенесены на сто метров в сторону, чтобы трамвай как можно дальше останавливался от так волновавшего всех черного дома с погашенными окнами.

И именно в оцеплении эта женщина познакомилась с военным, который сделал ей предложение, увез на Север. Поэтому я думаю: тогда в Куйбышеве все было достаточно серьезно. И надеюсь на то, что, может быть, моя проза и картина Александра Прошкина подвигнет какого-нибудь историка собрать все оставшиеся сведения по крупицам и написать вполне объективное исследование событий тех дней.

– Насколько для Вас при работе над «Чудом» было важно, произошло ли в реальности «Зоино стояние» или нет?

– Когда я только начинал работу, у меня не было сомнений в подлинности случившегося. Но, тем не менее, я не убеждаю в этом других. Эту историю я услышал в семь-восемь лет от своей нянечки бабы Лизы, крестьянки из Тверской губернии. А потом, уже в постперестроечное время, была издана тоненькая брошюра с фрагментами стенограммы, в которой сохранилось обсуждение «Зоиного стояния» в Куйбышевском обкоме. И меня резанули эти страницы: чудо ведь было. И когда я писал свою прозу, меня уже не терзали сомнения на этот счет.

– Современный кинематограф все чаще касается духовных, более того – связанных с верой вопросов. Такое предложение вызвано реальным спросом? Люди действительно ищут ответы на духовные вопросы?

– А что такое русская культура? Это, прежде всего, постановка «проклятых» неразрешимых вопросов. И чем резче они поставлены, тем лучше. Вопросы: «Что есть истина?» и «Есть ли Бог?» – факты культуры. Ответ: «Не морочьте нам голову своей заумью» – факт антикультуры, с которой как раз и начинается идеология потребления и тотальный масскульт.

– То есть кино может говорить о вере напрямую?

– Прямая проповедь в искусстве вредна, все зависит от всякого рода слагаемых: от таланта режиссера, от того, насколько он занят темой, его волнующей. С молодыми нужно разговаривать шутливо и «криво». Прямая проповедь не находит у них отклика. А когда в ход идут прописные истины, с пафосом, то происходит не только убийство искусства, но убийство всякой целесообразности.

– Цель искусства – привести человека к внутренней гармонии?

– Из неудобства и загадочности человеческого существования и происходит искусство: пишутся книги, рисуются картины, снимаются фильмы, сочиняются стихи.

К печати подготовила Надежда Алисимчик


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100