Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (879) от 19 января 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

«Arbeit macht frei»

Подготовил по материалам книги К. Смоленя «Освенцим» В.М. Попов

Президент Польши пригласил президента России и многих других лидеров на празднование шестьдесят пятой годовщины со дня освобождения советскими войсками 1 Украинского фронта под командованием маршала Конева концентрационных лагерей Освенцим и Бжезинка.

Расположены они рядом, в самом сердце польской государственности – на земле Пястов. Всему миру хорошо известно, что первым польским князем здесь, на берегах реки Солы, в самом конце девятого века стал Мешко Пяст. Его сын Болеслав Храбрый Пяст в 1025 году был удостоен титула первого польского короля…

Когда в сентябре 1939 года гитлеровская Германия захватила Польшу, одной из первых изуверских акций стало именно решение построить на этих дорогих для каждого поляка землях самые крупные концентрационные лагеря для уничтожения миллионов людей.

Первым комендантом Освенцима был назначен эсэсовский палач Рудольф Гесс, который 14 июня 1940 года принял к уничтожению первый эшелон пленных поляков. Тут палачи приступили к геноциду миллионов европейцев «на благо немецкого народа», как определил эту задачу Адольф Гитлер в одной из своих программных речей 23 ноября 1937 года.

Одна из гигантских ошибок немецкого народа в том, что он позволил недоучкам-капралам одурачить себя идеями о своей исключительности.

Расширяя для себя «жизненное пространство», гессы и розенберги построили более тысячи концентрационных лагерей, в которых было уничтожено не менее десяти миллионов человек. Самые крупные комбинаты смерти – находящиеся на сорока квадратных километрах Освецим и Бжезинка, значившиеся на немецких картах под названиями «Аушвиц I» и «Аушвиц II». Тут было уничтожено более 4 000 000 узников.

Казимеж Смолень, один из чудом уцелевших узников, написал документальную книгу «Освенцим. 1940-45». Никаких эмоций, только факты и фотодокументы.

«Обычно трупы, – информирует Смолень, – сжигали в крематориях, которых было четыре. Но из-за огромного числа жертв трупы очень часто закапывали в общие могилы или сжигали на огромных кострах».

В записках Гесса содержатся некоторые уточнения. «Мы начали сжигать трупы сначала на кострах, а потом в ямах. Вначале обливали трупы нефтяными отходами, а позднее стали использовать для этих целей метил. День и ночь в ямах сжигали трупы, к концу ноября 1942 года было сожжено приблизительно 107 000 трупов».

Что видел каждый из узников, вступая на эту землю, которая (они еще не знали об этом!) станет их общей братской могилой? Над аркой ворот, слева от сохранившейся до нынешних времен березы приведенная в заголовке фраза, которая с немецкого переводится так: «Труд освобождает».

Всю глубину цинизма и лицемерия, заложенного немецкими идеологами в эту вывеску, мы не смогли осознать до сих пор. Всего месяц назад эту вывеску украли и тайно вывезли из Освенцима по частям. Воры были пойманы, и вывеска вернулась на свое место такой, какой она и была изготовлена одним из узников, с перевернутой буквой «В»…

Нашим гидом вновь станет Казимеж Смолень. «После отбора людей на железнодорожной платформе им говорили, что их ведут в баню. В потолке газовой камеры находились как бы душевые приспособления. Избивая людей и натравливая на них собак, гитлеровцы загоняли в камеру площадью 210 кв. м. около 2000 жертв.

Двери закрывались. И через специальные трубы, которые шли от потолка до пола, пускали газ «Циклон Б». Через 15-20 минут двери газовой камеры открывали. У убитых вырывали золотые зубы, отрезали волосы, снимали кольца и серьги. Трупы отвозили в крематорий, где их сжигали. Личные документы погибших уничтожали».

Вся изъятая у узников одежда сначала с немецкой старательностью сортировалась, затем перераспределялась для лиц арийского происхождения в рамках засекреченной «Операции Рейнхард». Часы отправлялись в Ораниенбург, очки – в санитарное управление; полотенца, чемоданы, рюкзаки – в Бюро верховного комиссара по укреплению немецкой нации, меха в Равенсбрюк.

10-12 ведомств перераспределяли награбленное в строго определенных количествах. Например, Гиммлером в октябре 1942 года Полевому командованию была направлена директива: «Что касается лиц немецкого происхождения, указанных в пунктах 1-5, то каждому из них следует дать платье или костюм, а если это возможно, то и пальто, шляпу, три рубашки. Нуждающимся выдать кровати с пружинными матрацами, одеяла и постельное белье».

Разумеется, все лучшее лагерная эсэс-обслуга забирала себе. Для этого надо было лишь написать заявление на имя коменданта Гесса. Чаще всего сентиментальные эсэсманы выписывали для своих фрау кофискованные детские коляски.

27 января 1945 года освободившие Освенцим советские солдаты маршала Конева с изумлением обнаружили на складах 7 тонн волос, упакованных в аккуратные бумажные мешки для фирмы «Алекс Цинк». Волосы затем перепродавались по 50 пфеннигов за килограмм уже в качестве портняжного волоса. Золотые зубы, вырванные у замученных, отсылались в главное санитарное управление СС, переплавлялись в «золото партии». Пепел после сжигания трупов высыпался в соседние пруды и реки как корм рыбам.

На допросе 11 января 1947 года Гесс сказал: «Являясь членом СС, я верил, что все приказы ее руководства и Гитлера являются абсолютно необходимыми. Я старательно выполнял все поручения, хотя во время моей службы в концентрационных лагерях я знал, что в них делается что-то нечеловеческое»…

Чтобы скрыть следы своих преступлений, фашисты еще до начала сорок пятого года пришли к твердому решению полностью уничтожить Освенцим-Бжезинку бомбардировками с самолетов.

В лагерных бараках были созданы подпольные бригады сопротивления, штабом которых разрабатывался план восстания. Осуществить его в полной мере не удалось, но работниками-смертниками из лагерной «Зондеркомандо», которые сжигали в крематориях трупы, был все-таки начат вооруженный бунт, сожжен крематорий № 4 и сильно поврежден крематорий № 2 в Бжезинке. Опорой бунта, как отмечал один из его руководителей, «были заключенные из других бригад, главным образом – русские».

Последняя массовая казнь, которую успели совершить гитлеровцы, состоялась в самом начале января сорок пятого года – казнены были женщины Бжезинки, которым как-то удалось добыть немного взрывчатки и передать ее мужчинам из «Зондеркомандо».

…Международный военный трибунал в Нюрнберге и Верховный Народный трибунал в Польше дали оценку гитлеровским преступлениям, в том числе и совершенным под командованием коменданта Гесса в Освенциме и Бжезинке. В своем последнем слове перед казнью Гесс признал: «Как комендант лагеря смерти в Освенциме, я реализовал часть страшных, человекоубийственных планов Третьего Рейха. Пусть факт выявления и подтверждения этих страшных преступлений против человечества будет предупреждением для будущего, пусть он предотвратит даже возможность таких предпосылок, которые могли бы привести к таким страшным событиям».

16 апреля 1967 года по решению польского правительства был торжественно открыт Памятник жертвам бывшего концлагеря Освенцим-Бжезинка – четырем миллионам борцов и жертв, которые умерли мученической смертью в самой большой фашистской фабрике смерти. Вечная им память. В Учредительном акте, замурованном в фундамент этого памятника, в частности, записано: «Вечная слава Советской Армии, которая 27 января 1945 года освободила Освенцим».

Подготовил по материалам книги К. Смоленя «Освенцим» В.М. Попов


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100