Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 19 (843) от 13 мая 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Пригласили в нищету

Сергей Саблин

Федеральная программа переселения соотечественников обрекает людей на нищенское существование
Не делай добра...
Сколько раз, смотря по телевидению сюжеты о притеснении русских в бывших союзных республиках, каждый из нас возмущался? Какие-то кенийцы могут отстаивать права своих граждан, проживающих за рубежом, а у нас на это не хватает ни сил, ни международного авторитета.

Но два года назад ситуация начала меняться в лучшую сторону.

На всём постсоветском пространстве в российских посольствах развернулась кампания по возвращению наших граждан в Россию. Каждому, кто пожелал вернуться домой, гарантировались работа, жильё и гражданство. Нельзя сказать, что желающих было много, но всё-таки они были.

Ровно сто лет назад газета «Приамурский край» писала: «В 1909 году в Приморье переселилось 600 тысяч человек. Несмотря на кажущуюся успешность, в этом году переселилось в два раза меньше людей, чем в прошлом. Однако, как в нынешнем, так и в будущем году ведомство собирается затрачивать всё такие же, теперь уже почтенные суммы. Расходы на переселение стоят вне всякого соответствия с размерами самого переселения».

В нынешнем веке в Приморье пожелали переселиться всего 25 человек, с членами семей – 63. Правда, запланировано было принять в первый год 2200(!) переселенцев. Но, видно, не нашлось желающих. Из тех, кто приехал, трое поехали на север края, а остальные перебрались под Артём.

Ещё год назад для переселенцев было отремонтировано общежитие, расположенное на территории сельскохозяйственного торгового научно-производственного центра «Подгородненский». Первая семья приехала в июле. И начались чудеса…

По словам одного из руководителей ЗАО СНТПЦ «Подгородненский», на содержание каждого переселенца ежеквартально должно выделяться по 50 тысяч рублей, но этих денег до сих пор никто не видел. Выяснить, правда это или нет, нам так и не удалось. Соотечественники пользовались горячей водой из нагревательного аппарата (бойлера), но за это должны были платить, как за горячее водоснабжение. Почти четыре месяца с них собирали деньги за холодную воду, электроэнергию и за горячую воду, причем за воду, вытекающую из бойлера, начисляли в среднем по полторы тысячи в месяц.

У меня также стоит бойлер, но ни один специалист управляющей компании даже в горячечном бреду не додумался брать с меня за это деньги. Это всё равно, как если бы я оплачивал кипяток в чайнике. Кстати, совет всем заинтересованным – делайте деньги (если совесть позволит), благо, всё проверено на «наших». Это же только удивляться можно – сколько денег проходит мимо.

Дальше – больше. Оказывается, отказаться от места жительства нельзя. Захотели люди вернуться на родину – пожалуйста!!! Заселяйтесь в общежитие возле коровника и по соседству с кладбищем. Если решите уехать (даже на другое предприятие), то должны компенсировать все затраты и вернуть 40 тысяч подъёмных, которые выдавались в самом начале. По сути дела, все переселенцы – заложники.

Когда-то на этом месте был совхоз, который занимался разведением норок, но выжить он не смог. Тем не менее, оставшись без работы, звероводы Подгороденки не торопятся идти на вновь создаваемое предприятие.

А многие шли в ЗАО вкалывать (спустя рукава, с обеда до полдника) только до первой зарплаты, а потом все равно уходили в запой! Неудивительно, что предприятие нуждалось в работниках. Иногда нанимали китайцев, но есть сложности в получении квоты для привлечения иностранной рабочей силы. Министерство иностранных дел решило, что без переселенцев Дальний Восток поднять невозможно, так как плотность населения здесь крайне низкая. И уезжаем мы из родных мест, как только выпадет!

Вместо того, чтобы мотивировать жителей восточного региона не покидать его, чиновники МИДа предложили переехать сюда гражданам из бывших советских республик. Россия пообещала оплатить им проезд к местам проживания, а предприятия, которые принимают их на работу, совместно с властями региона должны были обеспечить их жильем.

На реализацию программы переселения мигрантов в Приморье было запланировано финансирование в размере 6 миллиардов рублей, из них 1,5 млрд рублей было заложено в краевом бюджете, а 3,5 млрд – собственные средства работодателей. Главная проблема при этом плавно перетекала из «Белого дома» края в офисы работодателей: даже при желании нанять людей, обеспечить их достойным жильем трудно. Если не невозможно.

Судите сами – с предприятия берут деньги по коммерческому тарифу, а оно может высчитывать с проживающих переселенцев только по стоимости обычных (для граждан) коммунальных услуг. Всю разницу предприятие гасит за свой счёт. А только за декабрь это ни много ни мало, около 150 тысяч рублей(!).

Воистине по пословице: «Не делай добра – не будет зла!». Хотели помочь людям обрести новую родину, а стали злейшими врагами.

Благими намерениями выстлана дорога на родину?

В Артемовском городском округе переселенцев ждало только одно предприятие – бывший совхоз, а ныне ЗАО СТНПЦ «Подгородненский». По словам директора ЗАО Ирины Могильницкой, необходимость в привлечении работников была обусловлена расширением предприятия. Жилья изначально не предлагали. Это «федералы» придумали облагодетельствовать переселенцев общагой. И теперь что?

Прописать никого нельзя, территория частная, и ни один из акционеров не позволит прописать мигрантов на своей собственности.

Когда-то «Подгородненский» решил участвовать в государственной программе по привлечению переселенцев. Сюда приглашали ветеринара, свинарей, тракториста, сварщика... Заработная плата около 8 тысяч рублей – не густо, но при жилье прожить можно. Теперь, я думаю, пожалели ВСЕ!

Приехало не так много как хотелось, но всё-таки это НАШИ. Как бы тяжело им ни было, но боролись. Под общежитие для мигрантов приспособлено бывшее административное здание совхоза. Общага для семейных людей – бред, скажете вы. А другого жилья просто нет! Да и приспособить бывшую контору под жилье для людей с детьми непросто: необходимо организовать душевые, туалеты, кухоньки, бытовки.

Директор отметила, что отбор будущих работников из числа потенциальных мигрантов проводился очень строго. Главное условие – желание работать в сельской местности. Но чтобы сделать приморский быт привлекательным для не местных, надо было заинтересовать приезжих жильем и развитой инфраструктурой. Пока ни того, ни другого в бывшем совхозе нет. Зарплата 8000 рублей, а счета за проживание в общаге у некоторых доходят до 7 тысяч рублей. Как можно жить на оставшиеся деньги? Правда, в краевую администрацию (видимо для отчёта) отсылаются счета на 2-2,5 тысячи, поэтому из высоких кабинетов «Белого дома» особых проблем не видно, а приехать и поинтересоваться жизнью новых жителей края недосуг. В отчётах одни цифры, а на самом деле...

Вот, к примеру, расчёты за декабрь на одну из комнат площадью 34 квадратных метра, которую занимает Елена Нехватько: электроэнергия – 775,04 рублей, холодная вода – 162 рубля, содержание – 941,3 рубль, технический ремонт – 300, износ мебели – 641, отопление (зимой температура в комнатах не поднималась выше 16-18 градусов) – 4018,704. Итого 6074,184 рубля.

Получается, что содержание жилья в общежитии стоит дороже, чем содержание в благоустроенном доме во Владивостоке. Что за строка «технический ремонт», вообще непонятно. Капитальный ремонт делали полтора года назад и о каком техремонте может идти речь?

Ещё более интересна строка «износ мебели». Когда переселенцы только заезжали, руководство акционерного общества закупило для них мебель и теперь ежемесячно высчитывает её стоимость. Через два года мебель перейдёт в собственность «новых приморцев». Вот только стоимость вызывает вопрос.

Одной из семей предоставили в «лизинг» 2 односпальные кровати из ДСП, 2 матраца, 2 подушки (на которые без слёз не взглянешь), обеденный стол (на ножках, без ящиков), 2 табурета, шифоньер (с двумя дверцами) и маленькую электроплитку «Мечта» с одной конфоркой. За всё это «изобилие» семья должна выплатить 15 тысяч рублей(!).

Другой семье предоставили стол, вешалку, 4 кровати и комод. За это изобилие ежемесячно высчитывают 730 рублей в месяц. Путём нехитрых математических вычислений получаем сумму в 17520 рублей. Это же в каких мебельных магазинах преиобреталась такая дорогая мебель?

Теоретически возможно, что когда-нибудь ЗАО станет гарантом для получения кредита на приобретение жилья своими работниками. Но это вряд ли… Кризис, однако… Поэтому юристы все еще прорабатывают схему: как защитить интересы работников...

Здесь настоящее свиное царство – живи и радуйся, только вот для людей оно практически не приспособлено. Дети вынуждены просыпаться в шесть утра и на такси ездить в школу. Именно на такси. А вы отпустили бы своих детей рано утром на «прогулку» по кладбищу? А именно через него проходит дорога до ближайшей автобусной остановки. Юная Настя Лотохова вынуждена была просыпаться в шесть утра и через полчаса выходить из дома, чтобы, пройдя два километра, сесть в автобус и проехать три остановки до ближайшей школы, в которой она учится. Приходиться скидываться родителям по 1500 рублей в неделю, зато ребятня может почувствовать себя детьми олигархов – каждое утро на «моторе» в школу! Правда, назад приходится возвращаться своим ходом. Напрямик через сопку не так уж и далеко – около трёх километров!

Кто с мечтой к нам придет, тот не нарадуется.

Руководство СТНПЦ настойчиво подчеркнуло: больше ни одно предприятие города не приглашало переселенцев! Сейчас в Артеме на учете в качестве безработных зарегистрировано более 500 человек, трудовых же вакансий (большей частью с мизерными окладами в три-пять тысяч рублей) и того меньше, и это с учетом того, что зимой их всегда меньше, чем летом.

Очевидно, что переселенцы в итоге заняли ту трудовую нишу, которую не хотят занимать наши граждане. Пошли на трудную, грязную, вонючую и мало-оплачиваемую работу, живут в казармах – именно так и живут сейчас гастарбайтеры в городах края, ниже уровня городской канализации – и все это только ради гражданства? Паспорта большая часть переселенцев уже сдала в миграционную службу, а это значит, что даже если они захотят вернуться назад, то уже не смогут, так как от того гражданства отказались, а «родное», российское пока ещё не приобрели.

Сто лет назад усилиями переселенцев создавался наш край. Теперь живём по московскому принципу «понаехали тут». А стоило ли приглашать переселенцев в Приморье?

Сергей Саблин.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100