Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (842) от 6 мая 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Психоз безнаказанности

Марина ЗАВАДСКАЯ

Это случилось в ночь на понедельник, фактически уже в понедельник, 27 апреля: начальник ОВД «Царицыно» Денис Евсюков, майор милиции, открыл стрельбу в московском супермаркете «Остров», убил троих и ранил шесть человек.

Один из раненых в тот же день скончался, так что на счету майора четыре трупа. Поскольку случилась стрельба не в какой-нибудь Ярославке, а в Москве, об этом узнала вся страна… Ну и весь мир тоже, но что нам до остального мира.

РЕАКЦИЯ НАЧАЛЬСТВА

Первая реакция начальства? А вот какая. Генерал-полковник Владимир Пронин, начальник ГУВД Москвы, сказал: «Майор милиции Денис Евсюков, открывший стрельбу в супермаркете, до этого происшествия характеризовался только с положительной стороны. Евсюков был хорошим оперативником, который шел к хорошей карьере».

Ни слова сочувствия к убитым и раненым «хорошим оперативником», ни слова соболезнования их родным. Подстать словам начальника московского ГУВД и высказываниям депутатов Госдумы: менты де у нас бедные, несчастные, задерганные… В общем, оправдания убийцы, слегка завуалированные.

Что касается нашего Президента, то его реакция на инцидент была правильной, но, как оказалось, смешной: он уволил Агеева, непосредственного начальника Евсюкова. Это правильно, это естественно. А смешное в этой ситуации то, что Агеев написал заявление об увольнении за неделю до евсюковского «шоу с пистолетом».

Дальнейшее ставят себе в заслугу блогеры: многие из них немедленно раскопали эту информацию и разместили ее в своих блогах. Медведев, вроде бы, продвинутый пользователь Internet, скорее всего, прочитал ее и то ли обиделся на Пронина за подставу, то ли вовсе рассвирепел.

Во всяком случае, известно, что после «увольнения» Агеева президент уехал, а через два часа вернулся на рабочее место и уволил уже Пронина. И это тоже правильно: не ври Президенту!

СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНИЯ

«Бывают странные сближения», – сказал однажды Пушкин. Такое «сближение» произошло в тот же понедельник, 27 апреля: именно в этот день вышел номер «Новой газеты» со статьей Леонида Никитинского «Диктатура мента» – адаптированный для газеты доклад Никитинского в Высшей школе экономики.

Статья (и доклад) о «ментовщине», о милицейском бизнесе, о «так устроенной» системе, из которой уходят «правильные менты» (в охранные системы или в адвокаты), из-за чего снижается уровень профессионализма системы в целом, о «презумпции правоты мента»…

А в это время председатель комитета Государственной думы по безопасности Владимир Васильев, в прошлом – замглавы МВД, сказал по поводу мента-убийцы: «Произошло огромное несчастье, но убежден, что пытаться возложить ответственность за происшедшее на всю систему было бы глубочайшей ошибкой».

ПО СТУПЕНЬКАМ

Такая ли уж это глубочайшая ошибка? Евсюков ведь не сразу стал стрелять. Был уже случай, когда он в ресторане, напившись, стал бегать за посетителями с газовым баллончиком. И ему за это ничего не было. Возможно, даже не пожурили – во всяком случае, никаких сведений об этом нет. Замяли, отмазали. И вот он шагнул на следующую ступень.

Честертон говорил: «Можно держаться на одном и том же уровне добра, но никому никогда не удавалось удержаться на одном уровне зла. Этот путь ведет вниз».

Примеров множество. Вот что рассказал Виталий Черкасов, директор Забайкальского правозащитного центра (бывший майор милиции, прослуживший в МВД 17 лет): «В 2006 году наш правозащитный центр проводил общественное расследование по поводу жуткого преступления в г. Краснокаменске. Сотрудник уголовного розыска Соломин вместе с напарником похитил 18-летнего парня. Жертву вывезли за город, убили из служебного пистолета, а тело расчленили. Как выяснилось, ранее Соломин в пьяном виде с оружием в руках уже издевался над подростками. Но уволили его из органов только после возбуждения уголовного дела об убийстве.

Еще пример. Оперуполномоченный Князев сначала был пойман на том, что пытал раскаленным утюгом подростка. Но и его уволили за другое преступление: когда он забил до смерти задержанного».

ПРЕЗУМПЦИЯ ПРАВОТЫ МЕНТА

А вот сегодняшнее сообщение: «Кировский райсуд Казани оправдал двух милиционеров, которые в январе 2007 года в ходе операции по задержанию подозреваемых ошиблись адресом и застрелили хозяина квартиры, которую приняли за наркопритон».

Замечательные «профессионалы» Алексей Дукс и Руслан Тазиев пошли «брать притон», но ошиблись дверью и забежали, размахивая оружием, в соседнюю с притоном квартиру. Разумеется, хозяева приняли их за бандитов и пытались убежать. Мент открыл стрельбу и смертельно ранил хозяина квартиры.

«Милиционеры во время доследственной проверки утверждали, что хозяева квартиры якобы пытались напасть на них и обезоружить, поэтому и пришлось применить табельное оружие. Ведомственная проверка признала применение милиционерами оружия правомерным.

Однако прокуратура Татарии предъявила Дуксу обвинение в убийстве, незаконном проникновении в жилище и превышении должностных полномочий, а Тазиеву – по двум последним статьям. Лейтенанты были задержаны, однако затем отпущены под подписку о невыезде.

В сентябре 2007 года прокуратура добилась временного отстранения обвиняемых от должности. Процесс по делу длился более полутора лет. В прениях гособвинение просило приговорить Алексея Дукса к 13 годам колонии строгого режима, а Руслана Тазиева – к шести годам колонии общего режима. Выступая с последним словом, оба подсудимых заявили, что не считают себя виновными в убийстве и, что они «действовали в рамках закона». В итоге суд оправдал милиционеров».

Да что далеко ходить – можно и местный пример привести. Я писала об этом год назад.

21 апреля прошлого года «Аркада», размахивая постановлением суда (кстати, оно недавно было отменено) и исполнительным листом, зашла на участок Толстовцев и возвела забор. 23 апреля поздно вечером Толстовцы забор снесли, поскольку «Аркада» попыталась начать строительство, чего в решении суда не было.

На место прибыли силы милиции, в том числе начальник МОБ Владивостока Сергей Гусев. В конце концов менты, выстроившись цепочкой, стали вытеснять жителей с участка, а Гусев выбил из рук Алексея Кузьмина фотокамеру, стал его трясти и кричать: «Ударь меня, ну, ударь!» А потом сам боднул его и закричал, что это Кузьмин ударил Гусева.

При недостаточном освещении, может, никто бы не разглядел, что именно произошло, но крики Гусева привлекли внимание, и не менее 15 человек видели бодающегося начальника МОБ. Тем не менее уголовное дело было возбуждено против Кузьмина – за нападение на милиционера при исполнении. Суд не поверил свидетелям и признал Кузьмина виновным.

Как суд объяснил свою недоверчивость? А вот так: ерунда, зачем бы Гусеву надо было бодаться? А раз незачем, то и не было никакого бодания.

А зачем Евсюкову надо было стрелять в людей? Тоже ведь нелогично, даже если от пил неделю, отмечая свой день рожденья, и с женой поссорился… Но никто ведь не скажет, что стрельбы не было: результат больно ощутимый.

НА ПРОВЕРКУ СТАНОВИСЬ!

Да, теперь спущен приказ: проверить психику всем сотрудникам милиции!

И это после стольких лет культивирования безнаказанности этих сотрудников.

Что воспитали, то и получили. Крышу от безнаказанности уже рвет. Сколько еще трупов понадобится, чтобы ментов стали останавливать на ранних стадиях, увольнять и судить за небольшие (с точки зрения урона для людей) проступки и преступления, предотвращая тем самым трагедии, подобные той, что произошла в Москве 27 апреля 2009 года?

Марина ЗАВАДСКАЯ, по материалам СМИ и собственной информации.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100