Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (811) от 1 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Формула успеха или муки творчества

Владимир МАРАТКАНОВ

«Я всегда говорю: когда фотограф, снимая, испытывает радостное волнение, волнение обязательно испытает и тот, кто снимок потом увидит».
В. Песков.

Вскоре после открытия моей юбилейной фотовыставки позвонила знакомая женщина, или, как сейчас принято называть, госпожа. Она сказала следующее: «Владимир Сергеевич, извините, но как давний почитатель вашего творчества, я должна сказать вам правду. Вы в творческом плане остановились. Ну, эти красивые закаты-восходы... Ну, пейзажи... Ну, оригинальные скалы… Ну, цветочки, бабочки... Все это, конечно, неплохо, ну а дальше-то что? Роста в этих фотографиях нет».

Конечно, после открытия, на которое в музейно-выставочный центр пришло около двухсот человек (чего не было за всю историю музея), после встречи с журналистами телевидения и после многочисленных поздравлений друзей, знакомых и вовсе незнакомых людей, выслушать такое... Одним словом, растерялся. Не зная, как ей ответить, спросил, посетила ли она выставку, так как на открытии ее не заметил.

«Нет. К сожалению, на вашей выставке мне побывать еще не удалось. Хотя по телевизору ее видела и могу сказать, что у вас все то же самое, что было год и два года назад».

«Как же так! У меня всего два десятка фоторабот с прежних выставок! - чуть не вскричал я от негодования. - Большую часть моих работ народ не видел. Кроме того, выставка юбилейная. Собрал все лучшее за все годы».

Мне вдруг вспомнилась международная фотовыставка, проходившая осенью в г.Владивостоке. Из десяти мною переданных фоторабот в просмотровом зале оказались только две. Все мои мистические фотографии: водопады и скалы с изображением человеческих лиц, оказались «за бортом» этой выставки. Зато в залах красовались лампочки, выключатели, углы старых домов, исполненные учащимися изостудий.

Сделано, без сомнения, талантливо, но все это не мое. Именно этим фотоработам были присуждены все призовые места. Рассказал об этом своей знакомой, а затем спросил ее: «Что, может быть, мне уйти от пейзажей, цветов и бабочек, а тоже фотографировать бытовую технику, здания, улицы?»

«Нет. Не это я имела в виду. Другое».

«Что же это другое?» - задал ей вновь вопрос.

«Ну, я не могу сказать, что именно... Я была в Америке, так там в моде черно-белая фотография. Попробуйте в этом направлении поработать. Впрочем, ищите».

Так как знакомая мне посоветовала искать, сама не зная, что именно, то мне бы хотелось сказать несколько слов о фотографии и о фотографах, о роли фотографии в нашей жизни.

«Днем рождения» фотографии принято считать 7 января 1839 года. В этот день Парижская Академия наук заслушала сообщение об открытии художника Луи-Жака Дагера. Он предложил надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на серебряной пластинке. Дагером был сделан фото-натюрморт.

Техника фотографии развивалась и распространялась с удивительной быстротой. Почти все выдающиеся фотографы были путешественниками. Отставной инженер-поручик Давиньон в 1845 году, путешествуя по России, сделал в Сибири портреты декабристов Волконского, Панова, Поджио и их родственников.

По возвращении в Петербург был арестован. Дело о нем дошло до царя, который уже тогда увидел в фотографии информационное оружие и повелел запретить фотографировать осужденных декабристов.

Сергей Львович Левицкий, путешествуя в Италии, сфотографировал в Риме Гоголя. В Париже Левицкий отснял Герцена. Он же автор групповых снимков русских ученых и писателей. Именно Левицкий первый создал в 1878 году в Петербурге организации фотографов.

Самуил Мартынович Дудин, путешествуя в Средней Азии как ученый-этнограф и археолог, сделал 2000 уникальных снимков. Умер в 1929 году с фотоаппаратом в руках.

Другой русский фотограф Сергей Михайлович Проскурин-Горский объехал на поезде всю Россию. Он занимался цветной фотографией. Фотографировал царя и царскую семью. С 1905 года был редактором журнала «Фотограф-любитель». Был сторонником прямой, реалистической фотографии. Выступал против «фотографического импрессионизма». Он автор известного цветного портрета Льва Толстого. Его коллекцию 2000 фотографических пластинок приобрела библиотека конгресса США.

Споры о том, является ли фотография отдельным видом искусства, как кино, телевидение, не прекращаются до настоящего времени. Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения. Трудно даже представить туриста, у которого бы не было фотоаппарата. У каждого второго городского жителя в руках сотовый телефон, в котором встроен фотоаппарат. Но можно ли назвать всех, кто фотографирует, фотохудожниками? Конечно же, нет!

Лучше всего об этом сказал знаменитый журналист и фотограф Василий Песков. «Снимающих много. Немного – умеющих снимать хорошо. Для хорошего снимка важно кнопку нажать в нужный момент – не раньше. Не позже, надо иметь некоторые представления о композиции, иметь настойчивость, терпение, вкус, то есть умение сделать выбор, и обладать еще чувством прекрасного. Есть еще одно качество, очень важное для фотографа. Он должен быть человеком любопытным, должен, подобно ребенку, видеть все интересное и не уставать удивляться».

К этому можно добавить, что фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого. Он должен обладать глубоким знанием жизни. Он обязан быть исследователем. К этому стоит добавить, что фотохудожник еще и летописец Эпохи. Это обязывает его быть гражданской совестью своего времени и народа. Фотохудожник должен быть философом и историком. Он и художник, и публицист.

Здесь уместно вспомнить о таких выдающихся фотографах, как Виктор Карлович Булла, Анри-Картье-Брессон, Роберт Капа. В частности, В.К.Булла запечатлел самые трагические страницы истории нашей страны: первую мировую войну, революции 1917 года, гражданскую войну, жизнь и деятельность Ленина. В 1938 году был арестован как враг народа. В 1944 году умер в лагере.

Известный всему миру военный фоторепортер Роберт Капа /Андре Фридман/ доказал, что в руках художника фотоаппарат перестает быть механическим средством для запечатления действительности. Так же, как и перо в руках писателя, камера становится инструментом для выражения эмоций. Он погиб во Вьетнаме в 1954 году. Роберт Капа говорил: «Фотография – это документ, глядя на который имеющий глаза и сердце начинает ощущать, что в мире не все благополучно…».

О съемке в черно-белом изображении и в цвете. Это по существу два способа мышления. Меня больше тянет снимать пейзажи, цветы, бабочек. Снимать это в черно-белом изображении просто немыслимо. Все бабочки пугливые, боятся подходящего к ним человека. За одной бабочкой нужно весь день бегать по крутым склонам сопки.

Еще о терпении. Всего один эпизод. Поднявшись в сорокоградусный мороз на вершину горы Чантинза, дружно заготовив дрова и поставив палатку, все туристы быстро нырнули в нее, устроившись поближе к печке. Никому не хотелось оставаться даже у костра. Порывы ветра были такой силы, что пронизывало насквозь, а лицо обмерзало и деревенело до такой степени, что люди не могли выговорить ни слова.

Но участь фотографа иная. Он должен в последних лучах солнца отснять замерзшие ели и кедры, дождаться заката. В эти минуты ожидания кажется, что солнце остановилось у горизонта и никогда с небосклона не уйдет. Но утром еще тяжелее. Задолго до восхода солнца надо вылазить из спальника, собираться. Заставить себя выйти туда, где и жизни для человека нет. После каждого снимка бежать в палатку и отогревать негнущие пальцы, да и сам фотоаппарат. Таких выходов проделываешь несчетное количество раз, в то время как все твои товарищи еще спят блаженным сном. Все эти испытания ради того, порой единственного снимка, которым зритель любуется на выставке. Они даже не предполагают каким образом появился этот снимок.

Владимир МАРАТКАНОВ.

На снимке автора: Большой водопад ключа Чашевитого.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Мы уже встречались на страницах нашей Гостиной с поэтами и писателями, с композиторами и бардами, с художниками и певцами. Сегодня встречаемся с фотохудожником из Находки Владимиром Мараткановым.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100