Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (781) от 5 марта 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Всё путем? Он защитил интересы крупных собственников!

Антон Седой

«Кто вы, мистер Путин?» Сколько же раз задавался этот вопрос, всегда риторический. В чьих интересах он действовал? И какую Россию оставляет после 8 лет правления? Сегодня мы представляем оценку Станислава Белковского «Итоги с Владимиром Путиным».

Главное, что утверждает крупный экономист, особенно внимательно изучающий социальную политику России, Путин выполнил все те задачи, которые обещал крупному олигархическому капиталу (но не россиянам), который привел его к власти в 1999 году, а с 2000 года – с подачи Бориса Ельцина – он стал «преемником». Именно с легкой руки уважаемого когда-то президента Ельцина в России вместо выборов президента появился институт «преемников», будто в императорских семьях.

Оценки его восьмилетия полярны.

Путин удовлетворен: «Я не вижу никаких серьёзных неудач. Все поставленные цели достигнуты. Задачи выполнены». (14 февраля 2008г.).

Критики Кремля: «Российские итоги с Владимиром Путиным весьма плачевны»

Откуда разница?

СТРАНА НА ПОРОГЕ МАСШТАБНЫХ КРИЗИСОВ

1. Масштабный ЭКОНОМИЧЕСКИЙ кризис.

Сегодня он проявляется, по меньшей мере, в двух формах:

а) стремительный неконтролируемый рост цен на ключевые продукты питания (причины: распад отечественного сельского хозяйства и критическая зависимость России от импорта всемирного дорожающего продовольствия)

б) банковские проблемы, которые вызваны бегством из России так называемых «глупых денег» - краткосрочных спекулятивных капиталов.

2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ кризис.

Уже сегодня РФ, в 2005 г. провозгласившая себя “гарантом энергетической безопасности Европы”, зависит от импорта среднеазиатского газа. Крупнейшие месторождения газа и нефти близки к варварскому исчерпанию, свежие запасы за 8 путинских лет так и остались неразработанными. По оценкам ряда экспертов, к 2012 году России не будет хватать нефти и газа для обеспечения внутреннего потребления - какие уж там гарантии Европе!

3. Крупные ТЕХНОГЕННЫЕ катастрофы и системный кризис КОМУНИКАЦИЙ

из-за отсутствия серьезных инвестиций в инфраструктуру в ближайшем будущем.

4. КОРРУПЦИЯ

Российская бюрократия - и гражданская, и силовая - насквозь поражена коррупцией. Ни одно масштабное решение, на каком бы уровне оно ни было принято, не будет сегодня претворено в жизнь без дополнительного коррупционного стимулирования чиновника, отвечающего за исполнение решения.

5. Прекращают своё существование наши Вооружённые силы,

существует лишь груда обломков бывшей армии погибшего государства - СССР. Сокращение военного потенциала и разложение морального духа армии предельно ускорились именно за 8 путинских лет.

6. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ статус России

в путинскую эпозу существенно снизился (а не вырос, как убеждает Кремль). 8 лет назад РФ была полноценной региональной державой, все страны СНГ так или иначе воспринимали Россию как «старшего брата» и считали необходимым согласовывать с Кремлём важнейшие стратегические решения. Даже на уровне обсуждения невозможно было представить себе, например, вступление Украины в НАТО. Сейчас - ни одна из стран полумёртвого СНГ, даже «союзная» Белоруссия, уже не смотрит в Кремль.

ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ РЕЖИМА ПУТИНА

Критерии оценок – ПРОТИВОПОЛОЖНЫ! Кто же прав? Все! И вполне довольный собою Путин, и недовольные им критики. Просто Путин и его оппоненты оценивают результаты последних 8 лет по совершенно разным критериям, с качественно различных позиций.

Правота Владимира Путина

Каковы на самом деле были цели его режима 2000-2008 годов? Те самые, которые, по его мнению, «достигнуты» и «выполнены»?

Путин (как он сам неоднократно указывал, хотя ему и не все верили) был действительно менеджером, представлявшим интересы собственников - правящего слоя, сформировавшегося в РФ ещё в середине 1990-х гг. Именно эти люди привели Путина к власти на рубеже 1999/2000 годов, именно они определили его философию, политику и программу.

Этот правящий слой вырос на руинах российских демократических иллюзий, после завершения первого этапа «большой» приватизации (по Чубайсу), как её называют «индустриально-инфраструктурной». И состоит этот слой из тех, кто «схватил» собственность в эту самую «большую» приватизацию.

Еще в середине 1990-х годов новые хозяева русской жизни сформулировали для себя несколько важных, так называемых «системообразующих тезисов».

ТЕЗИС ПЕРВЫЙ. Полноценная демократия в России невозможна из-за инстинктов русского народа: слишком уж он патриархален и любит уравниловку.

ТЕЗИС ВТОРОЙ. Защитить результаты приватизации в условиях реальной демократии, состязательности политических субъектов и равного доступа политических сил к СМИ – НЕВОЗМОЖНО! На действительно свободных выборах народ пересмотрит итоги приватизации.

ТЕЗИС ТРЕТИЙ. Обеспечить жизненно важные интересы правящего слоя, включая дальнейшую легализацию его капиталов на Западе, возможно только в условиях политической стабильности. Для стабильности же в России необходим авторитаризм.

Собственно, один их крупных идеологов правящей элиты Анатолий Чубайс так и сказал в недавнем (11 февраля 2008) интервью журналу New Times. А Чубайс за свои рыночные слова отвечает - именно он в 1996 г. был формальным главой президентского штаба Бориса Ельцина, сохранённого на второй срок при помощи весьма специфических средств и не слишком демократических приёмов.

Тогда, в 1996-м, и был взят неуклонный курс на построение развитого рыночного авторитаризма. Выдвижение Путина в 1999-м стало необходимым и абсолютно логичным шагом в реализации этого курса. Именно такой президент и нужен был правящему слою: единомышленник Абрамовича и Чубайса, любитель дорогих костюмов, адриатических резиденций и океанских яхт, умеющий при этом надеть маску несгибаемого чекиста и убедительно порассуждать перед телекамерой о «возрождении империи», вызвав тем самым в беспокойном народе прилив тёплых воспоминаний о лучших летних днях благословенного СССР.

ТРИ ЗАДАЧИ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА

Крупные собственники поставили перед Путиным как менеджером три приоритетные задачи.

А) Главное – ЗАЩИТА КРУПНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, результатов приватизации;

Б) Создание условий для «обналичивания» и легализации этой собственности на Западе. (важно отметить, что в России, как прежде, так и теперь, отсутствует понятие «собственность» в международном значении смысле; у нас собственность - это лишь условное владение, которое прямо зависит от признания его действующей властью; потому “уволить” человека из собственников несложно, что и показало «дело ЮКОСа» и др. На Западе же собственность действительно защищена и работающим законом, и традицией; поэтому спокойно спать приобретатели большой русской приватизации смогут только после полной конвертации их сомнительного добра с территории РФ в несомненные активы там, в Америке и Европе).

В) ЛИКВИДАЦИЯ советской системы СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, которая предполагала широкий спектр бесплатных социальных услуг для граждан и перекрёстное субсидирование населения предприятиями; замена её на либеральную постсоветскую систему, при которой граждане покупают любые социальные услуги за полную их стоимость.

Разумеется, подразумевалось еще и устранение зачатков демократии и существенное ограничение свободы СМИ – они были необходимыми предпосылками таких реформ, а вовсе не следствием тёмного гебистского прошлого или же психологических завихрений «диктатора» Путина.

Для решения основных задач правящего слоя важно было также обуздать региональные элиты, лишив их политической субъектности. Это и было сделано в два этапа. Сначала (2000 г.) губернаторов лишили влияния на региональные силовые структуры, затем (2004 г.) - упразднили выборность глав регионов. И здесь Путин ничего своего не придумал: он реализовал концепцию, которая была разработана под руководством Александра Волошина еще в 1999 году.

СЕГОДНЯ ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПУТИНЫМ РЕШЕНЫ!

Задачи А) и В) за 8 лет практически полностью решены. А ведь в конце 1990-х это казалось не слишком реальным! Ликвидированы все демократические инструменты и механизмы - и это не вызвало никаких потрясений, никакого развёрнутого протеста. Народ поверил актёру в карнавальной маске «чекиста-империалиста» и во имя мифического «возрождения былой мощи» полностью и добровольно отказался от участия в формировании власти. Так что Путин оказался очень успешным менеджером русского авторитарно-олигархического проекта (его еще кличут «гламурным авторитаризмом»).

Впрочем, задача Б) так и осталась нерешённой. Западные элиты пока не приняли российских коллег в объятия, точнее, не позволили им конвертировать свои деньги во влияние и право устанавливать на Западе свои правила игры.

Модернизации, которая открыла бы России новые исторические горизонты, при Путине не произошло. Она и не думала начинаться. Но никакой модернизации уходящий президент никому и не обещал, в его менеджерском контракте не было такого пункта. Путин призван был обеспечить утилизацию советского наследства, с чем достаточно успешно и справился.

Все проблемы, кризисы, катастрофы, о которых говорилось в начале - ждут нас и нависают над нами. Но Путин в том не виноват: он все 8 лет делал совсем другое дело и сделал его. Лучше, чем его работодатели могли ожидать.

ГОРИЗОНТАЛЬ ВЛАСТИ: ГРУППЫ ВЛИЯНИЯ

Принято считать, что Путин оставляет своему наследнику жёсткую «вертикаль власти» - от Кремля до самых до окраин. Эта мифологическая конструкция, безусловно, неплохо подходит для околокремлёвской пропаганды, но не для анализа реального положения дел в стране и во власти.

На самом деле, сегодняшней России правит вовсе не президент с его «вертикалью». А примерно 15 (цифра не точная, считать можно по-разному, но порядок величины именно таков) групп влияния. В состав каждой из которых входят свои силовики, либеральные экономисты, юристы, чиновники всех мастей и рангов, включая губернаторов и мэров крупных городов. Роман Абрамович - группа влияния, Игорь Сечин - другая группа, Олег Дерипаска - третья. Михаил Фридман - ещё одна... И так далее…

Ни по идеологии, ни по жизненной философии, ни по методам группы влияния друг от друга существенно не отличаются. И, в процессе утилизации советского наследства, ведут между собой нескончаемую войну, иногда прерываемую перемириями. В каждом отдельно взятом сражении этой войны побеждает не тот, кто ближе к президенту (уходящему или следующему), а тот, кто в данный момент сконцентрировал максимальные ресурсы (аппаратные, силовые, финансовые) и оптимальным образом их использовал. Функция Владимира Путина (главы государства) в этой системе - не обеспечивать кому-либо победу, но следить за соблюдением общих правил системы и не допускать их резкого нарушения какой-либо из сторон.

Потому-то в путинской России нередко проигрывали те, кто полагался исключительно на дружбу с президентом, не занимаясь в должной мере собиранием аппаратных и прочих ресурсов. И путинское «да-да-да», которым уходящий «хозяин Кремля» нередко одаривал своих многочисленных друзей и знакомых, на деле означало только одно: хочешь воевать - воюй! совсем убить тебя не дам, остальное - как получится.

Примерами такой большой разрешенной войной была битва банкира Пугачева с Абрамовичем за компанию «Славнефть» в 2002 году, между министром связи, близким другом Путина Леонидом Райзманом и «Альфа-групп» за «Мегафон» в 2003 году, арест замминистра финансов Сергея Сторчака, бездействие вновь созданного в 2007 году Следственного комитета, возглавляемого путинским доверенным лицом Александром Бастрыкиным, против активности конкурирующей «фирмы»- Генпрокуратуры…

Кстати, главная олигархожертва путинской эпохи - Михаил Ходорковский - сел в тюрьму потому, что он-то (в отличие от всех абрамовичей и фридманов) действительно нарушил правила игры, поставив под сомнение священный принцип приватизационной круговой поруки и право державного «раба на галерах» получать за свой рабский труд достойное нефтяное вознаграждение.

ГОРИЗОНТАЛЬ ВЛАСТИ – ЛУЧШАЯ СИСТЕМА

В стране за постсоветский период создана не вертикаль, а самая настоящая горизонталь власти, почти идеальная система для утилизации советского наследства. Но она абсолютно непригодна для масштабных преобразований и реализации больших общенациональных проектов. Потому что собрать эту горизонталь в единый созидающий кулак совершенно невозможно: политическое решение при такой горизонтали есть результат противоречивых интересов этих самых 15 (может быть, 14 или 17, но точно не двух и не ста) групп влияния. Можно сказать, что в сегодняшней России есть, по меньшей мере, 15 Минфинов, 15 ФСБ, 15 Генпрокуратур и т.п. Не считая созданной в 2007 г. когорты госкорпораций в форме некоммерческого партнёрства, которые являются государственными по способу создания и источнику ресурсов, но эти государственные корпорации – просто перешедшие под частный контроль отраслевые министерства, не входящие в состав правительства и вообще не подотчётные исполнительной власти.

НАРОД ИЗ ПОЛИТИКИ ПОРА УБРАТЬ!

Еще два десятилетия назад обнаружилась усталость русского народа от больших планов, грандиозных свершений и забегов в непредсказуемое далеко. Захотелось покупать колбасу без очереди, приобрести корейский видеомагнитофон, погрузиться в те самые «обывательщины нити», которые так любили хулить и порицать. Весенний воздух перестройки позвал на улицы, на митинги, к Белым домам и новым свершениям - теперь уже на демократический ниве.

Но в 1990-е годы элита - строитель будущего гламурного авторитаризма - точно поняла, что народ пора из политики убирать. Иначе хаос в стране примет неизбывный характер. Всем нам агрессивно напомнили, что надо стать ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, желательно до бесконечности, а в дела власти лучше не вмешиваться. И зачем, собственно, смотреть «Итоги» или «Намедни», когда есть куда более душеполезные и кровавые «Программа-максимум», «Секс с…» или «Дом-2»?

К 2008 году мы имеем 75% населения, вообще не интересующихся, кто будет ими править. Откуда эта цифра? Это рейтинг Дмитрия Медведева. То есть, рейтинг народного безразличия к персоне будущего президента страны. Ясно, что ровно те же 75% поддержали бы и Сергея Иванова, и Виктора Зубкова, и даже Любовь Слиску, предложенных бы Путиным. С точки зрения народа, власть теперь формируется где-то на Марсе, и зачем, собственно, пытаться вникать в непостигаемое? Тем более что горизонталь власти на низовом уровне даёт возможность решать все насущные вопросы за мелкие взятки, совершенно независимо от того, кто там сидит в Кремле и какую политику собирается проводить.

Современный народ наш не интересуется не только властью. Сегодняшний гражданин РФ, как правило, абсолютно безразличен ко всему, что выходит за пределы его личного квартирного мирка. Ничто общее, общественное - не интересует. Надоело. Социальная связность утрачена. Каждый живёт- играет только за себя и для себя. Атомизация достигла того предела, о котором ультралиберальные утописты конца 1980-х не могли и мечтать.

Между правящим слоем, который при новом президенте должен решить последнюю задачу - Б (см. выше), и безразличным народом стоит новый интеллектуальный класс, который вполне можно назвать «постинтеллигенцией». Этот класс оформился в 1990-е годы; его идеология при Путине почти полностью вытеснила классическую русскую интеллигентскую философию, предполагавшую у образованного (по крайней мере, считающегося таковым) человека наличие минимального набора из двух органических чувств: гражданского долга и долга перед забитым русским народом.

Философия при гламурном авторитаризме диктует интеллектуальную моду (смотрите телевизор): не надо переживать о народе. А гламурный авторитаризм хорош тем, что оставляет нетронутыми бытовые свободы - дежурную бутылку виски и поездку за границу в любое время ночи и дня, освобождая интеллектуала от любой и всякой ответственности за положение дел в стране и состояние общества. Это, по большому счёту, и есть настоящая свобода. Вполне возможно, что Россию ждёт катастрофа, но, поскольку мы всё равно не в состоянии её предотвратить, воспользуемся же нашим счастливым правом обо всём этом не думать. Подобный способ бытия-сознания расцветает в интеллектуальной среде-богеме в предкатастрофические времена.

Станислав Белковский делает грустный вывод: по состоянию на февраль 2008-го основу путинского большинства (реально существующего, хотя и не привязанного нисколько к личности Путина) составляет полностью социально апатичное население, увенчанное сверху кремовой розочкой «постинтеллигенции». Разрушение всей и всяческой социальной связности не позволяет никого поднять ни на какую борьбу (в серьезном масштабе, разумеется), а значит, обессмысливает существование оппозиции как таковой.

Утрата социальной связности и предельная всеобщая атомизация вкупе с принципиальной и фундаментальной безответственностью элит не позволят также, по мнению философа:

- провести и даже начать модернизацию страны, всегда и неизбежно требующую определенной общественной мобилизации;

- спасти государство в ситуации каких-либо «великих потрясений», поскольку путь к спасению всегда в истории лежит только через осознание гражданами ответственности и при наличии их готовности к мобилизации.

Интуитивно правящий слой всё это понимает. Не случайно Дмитрий Медведев продолжает взывать к многолетней стабильности как высшему благу. Действительно, малейший сквозняк может вызвать у больного с отключенной иммунной системой смертельные нарушения. Весь вопрос в том, когда порыв ветра станет слишком силён для нашей ветхой керамической форточки.

Антон Седой
(Статья подготовлена по публикациям Газеты.Ру, www.gazeta.ru)


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100