Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (779) от 20 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

О клановом деспотизме в Приморском крае

Л.В. Колпакова

/Для доклада Президенту Российской Федерации, согласно Указу Президента РФ №849 от 13.05.2000г./

«Мы добились верховенства закона».

/Из речи Президента Путина В.В. Москва, ноябрь 2007г./.

«Хотели получить независимые суды, а получили судебный произвол».

/Из выступления депутата Государственной Думы, председателя комитета материнства и детства

Горячевой С.И. по Приморскому телевидению в июне 2007г./.

«Суд - придаток власти или больших денег»

/Уполномоченный по правам человека В.Лукин (в программе В.Познера 27.01.2008г.)/

Уважаемый Президент Российской Федерации, ПРОСИМ ВАС срочно приостановить производство новых законов, пока государство не обеспечит надзор за соблюдением имеющихся законов (договоров между государством и обществом).

Например, три года назад Президент, Правительство и законодатели уверяли население, что принятие нового Жилищного Кодекса просто необходимо: с одной стороны, он защитит права собственников жилья, с другой стороны, на собственников возлагается полная ответственность за состояние своего жилья, в том числе, содержание мест общего пользования, общего имущества дома и, конечно, полная и своевременная оплата за все эти жилищно-коммунальные удовольствия.

И что, хотя это и жестоко (ставить на одни весы возможности государства и гражданина, при неразвитой демократии, коррупции и изношенной социальной ткани), но этого требует некий «эволюционный путь» (цель оправдывает средства).

Однако практика показала, что местные власти и суды усваивают новый закон только в части изъятия средств у населения, а в части обязательств перед населением закон уже не срабатывает. И растет горе народное.

Пока наиболее сознательные граждане кучкуются по подъездам и привязываются к остальным жильцам с подписями для выбора способа управления, мотаются по коридорам власти и судам со всякими запросами, ремонтами, землёй, межведомственные комиссии вместе с мэрами, без всяких законов, успевают шлёпать постановления, отбирающие у народа, что осталось. Формируются архитектурно-строительные банды и под прикрытием местной властно-клановой «инфраструктуры» нападают на никем не прикрытых собственников.

Если взять в совокупности все социально значимые законы (жилищный, земельный, дачную амнистию, 185-й, монетизацию, лекарства и т.д.) и представить, что весь «менеджмент» слетелся только на изъятие и вымогательство, а «менеджмента» на защиту прав граждан просто нет (адвокатуры не в счёт, т.к. они обслуживают властные кланы), то можно представить размах изъятия денег и имущества у населения в современной России.

Мы считаем, что в такой ситуации реализовывать нацпроекты и вообще говорить об эффективности вложения государственных средств куда-либо невозможно. Так, в феврале этого года, в прямом эфире по Приморскому телевидению чиновница администрации г. Владивостока Евгения Майорова сообщила жителям столицы Приморья «радостную» весть: рассчитывать на 300,3 млрд. руб., выделенных Приморскому краю государством на ремонты домов, населению не стоит, т.к. нам «будет сложно получить эти деньги» и вообще «будет сложно» осуществить какой бы то ни было ремонт.

Мы, жители Приморья, и не сомневаемся в этом. Нам не привыкать слышать о каких-то виртуальных средствах и растущей экономике, т.к. у нас в Приморье такой «менеджмент», что даже если нам деньги государство и выделило, то все равно нам, населению, «будет сложно» ими воспользоваться.

Как когда-то царь отдавал особо приближенным вельможам «деревни на прокорм», так сегодня законодатель и правительство отдали «на прокорм» местным властным кланам территории и население на них проживающее. При этом законодателя и правительство совершенно не беспокоит судьба этого населения. Такая централизованная сдача своих граждан под местный беспредел, явление, заслуживающие своего названия в истории.

В августе 2007 г. уполномоченного по правам человека в Приморском крае Жекова С.В. ведущий программы телевидения спросил: на что больше всего жалуются граждане в Приморском крае? Ответ С.В. Жекова: больше всего жалоб поступает на незаконные решения судов.

Действительно, взывание граждан о помощи к структурам, которые обязаны реагировать (в силу своих должностных полномочий), бесполезно, они все равно не отреагируют, а наоборот, порядком поизголявшись, отправят соискателя своих прав дальше на «три буквы» - в СУД. Даже если кто-то из граждан после этого и доползёт до «дворцов правосудия», то в существующей судебной системе ничего добиться практически невозможно, в том числе, невозможно добиться проверки, уже вступивших в силу, судебных актов. Законодательство таково, что за принятые решения, судьи никакой ответственности не несут и, прикрываясь принципом независимости суда и судей, творят произвол.

Для доказательства у нас есть конкретные судебные решения. Жизнь такова, что, фактически вступившие в силу, незаконные решения отменить невозможно. И те изменения в надзорные процедуры, которые введены в действие с января 2008 г. только ухудшают положение граждан в защите своих прав.

Десять лет мы слышим одно и то же: привести местное законодательство в соответствие с федеральным. И кто, как не местные федеральные суды, в случае обращения граждан по фактам нарушения властью законодательства, должны всякий раз восстанавливать соответствие закону по единым стандартам для обеих сторон. Едва ли бы тогда местные клановики с такой же легкостью отправляли бы граждан на эти три буквы. Однако именно в судах и завершается процесс «кормовой биологической цепочки», и у местных фемид абсолютно развязаны руки по соблюдению какой-то там законности.

Поэтому в определении краевого суда запросто может быть, например, такая формулировка: «Доводы надзорной жалобы о том, что суд проверил постановление (мэра Николаева) не на соответствие федеральному законодательству, а лишь на соответствие постановлению губернатора Приморского края (которое, почему-то, не соответствует федеральному) ... не имеют существенного юридического значения по делу» (авг. 2006).

То есть нас они прессуют «в соответствии» с федеральными законами (стопроцентная оплата квитанций-лохотронов по немыслимым тарифам за несуществующие, порой, услуги и за все остальные «социально значимые» блага), а для них эти федеральные законы «существенного значения» не имеют. Такое впечатление, что приморские суды вышли из-под юрисдикции Российской Федерации. И кто тогда «правовые нигилисты»?

Ещё один «фирменный» судебный приморский приём - уводить от ответственности власть путём игнорирования гражданского процессуального кодекса. В порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, согласно статьи 257 ГПК РФ «Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, ...должностного лица, ...решения, действия (бездействие) которых оспариваются».

Ст.257 ГПК РФ не предусматривает возможности привлечения к участию в деле иных заинтересованных лиц, в т.ч. и тех, кто возможно имеет какой-либо имущественный интерес. Признание решения органа государственной власти незаконным, нарушающим права и свободы гражданина, не зависит от наличия имущественных интересов третьих лиц.

Однако приморские суды, уводя от ответственности власть (например, губернатора, мэра, председателя межведомственной комиссии, главного архитектора и т.д.), незаконно сталкивают граждан с «третьими лицами» (заказчиками, строителями и т.д.), в пользу которых мэром и губернатором изданы незаконные постановления и ресурс которых несопоставим с возможностями уже пострадавших граждан.

А Президент РФ и законодатель всё больше и больше полномочий отдают местным кланам, которые только жиреют и развращаются.

Неужели именно путём массового поражения в правах большинства приморцев власть и намерена сделать наш край «инвестиционно-привлекательным»? Мировая практика показывает, что, действительно, некоторым «инвесторам» проще договориться о минимизации своих издержек с узурпировавшим власть кланом, который на деле доказал бесправность своего туземного населения. Тогда корпорации, пришедшие на такие территории, всегда найдут себе исполнителей нужного количества и качества (не обязательно граждан России) с необременительными притязаниями на еду, жильё и права (уже опять не выплачивается з\п рыбакам). Из Приморья нити этого клана ведут аж в Администрацию Президента (Наздратенко).

Посудите сами: мы, приморцы, уже платим японцам бюджетные средства на строительство на своей земле колумбария-крематория. При этом, на мусоросжигательный завод и очистные сооружения местная власть средств найти не может.

Видимо, колумбарий более перспективное вложение, учитывая предстоящее «процветание» Владивостока, на которое он, как говорят, «обречён». Неужели предполагается массовый падёж населения, что даже в таком деликатном деле государство обращается к технологиям более развитых стран? «Внешнее» консультирование клана с рекомендациями способов и методов, как расправляться со своими «индейцами», приморцы уже давно чувствуют.

Видимо, в рамках этой «заботы», в июне 2007г., американская комиссия и проверяла приморские суды на «соответствие» необходимым (кому?) стандартам и признала их работу удовлетворительной. Лишь бы не было людоедства и смертной казни (вдруг своих заметут), а такие «мелочи», как отсутствие представителей от местной общественности в квалификационной коллегии судей или невозможность защиты в судах конституционных прав туземного населения мудро не замечены.

Что же теперь губернатор Дарькин удивляется, что в крае дороги качественные строить некому? После десятилетий такой криминально-клановой политики, все, кто что-то умел, просто разбежались. Краевая власть вместе с краевым судом задавила всё, что теплилось.

И даже если кто из районных судей и рискнёт принять законное решение против власти, краевой суд всё равно его завернёт и заставит принять новое решение не в пользу закона, а в пользу какого-нибудь губернаторского капитан-директора, например, какой-нибудь компании «РОЛЛИЗ». Далее поборника своих прав будут избивать, угрожать, вытаскивать нарядами милиции из дома, устраивать перетряски-перепроверки, одна за другой, имущества и не только самого поборника прав, но и его родственников и соседей. Его будут «затыкать» всем имеющимся властно-клановым ресурсом.

В доказательство у нас есть материалы, только в нашем государстве они никому не интересны. Клан эти материалы уже «футболил» по региону, пока соискатель со своими увечьями «средней тяжести» не выдохся.

С каждым годом увеличивается количество погорельцев, с которыми государство не представляет что делать. Приморцы с завистью смотрят новостные сюжеты из других стран о том, какой заботой и вниманием окружены погорельцы и пострадавшие от торнадо, смерчей и ураганов, у которых находится наш стабфонд.

Мы считаем, что и сегодня, после окончания второго президентского срока Путина, остаются актуальны слова Ричарда Саквы: «Между гражданским обществом и государством возникла относительно автономная властная структура, режим особого типа, независимый от гражданского общества, но паразитирующий на государстве. Режим пользуется возможностями государства, но свободен от ответственности перед народом. Путин сумел отрегулировать отношения между режимом и государством, однако всё ещё остаётся пропасть между режимом и обществом» (Р.Саква. Путин: выбор России. - М., 2006., с.201.).

В Приморье мы этот режим называем «клановый деспотизм». А «в пропасти» оказались мы, приморцы.

Уважаемый Президент Российской Федерации, мы понимаем, что государство осознанно пошло на реформы, которые угрожают самому существованию большого количества людей. Нам, приморцам, как и всем россиянам, не привыкать держать удар. Но мы не можем понять, по каким правилам мы должны держать этот удар?

Президент страны возмущён политикой двойных стандартов по отношению к России со стороны Запада, однако во внутренней политике двойные и тройные стандарты по отношению к своим гражданам стали обычным делом. В выражении президента «Мы добились верховенства закона» приморцам непонятно о ком идёт речь и кто такие «МЫ». Сложившаяся правовая система (бесправие) в Приморье требует объяснения Президента, как гаранта Конституции. Аресты отдельных чиновников к этому вопросу (поражению в правах большинства населения Приморья) не имеют отношения.

Поскольку Президент сам инициировал диалог с гражданским обществом через голову кланов, то мы можем высказать своё скромное понимание выхода, как из клановой петли (населения), так и из клановой ловушки (власти). Однако, это уже выходит за рамки данного обращения.

Л.В. Колпакова и группа граждан, проживающих в г.Владивостоке и Приморском крае.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100