Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (762) от 24 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Железный феликс - иезуит и романтик

Тимофей Щербаков

Во Франции недавно отмечали 210-летие своей революции. В Париже встречали этот юбилей, совместно разливая бургундское вино, сторонники монархии и революции. Они не пляшут на могилах своих предков. Но некоторые российские чиновники это явно делают. Именно в Приморье снесено или забыто в последние 15 лет немало памятников старины. В центре Владивостока уничтожен и памятник Ф.Э. Дзержинскому.

Плох, хорош или непонятен Дзержинский? 11 сентября этого года - 130-летие со дня рождения этого неординарного деятеля России и Польши. И через несколько дней - 90-лет Октябрьской революции, а он был одним из ее организаторов. И как это ни удивительно, но между этим поляком и Приморьем существовала тесная связь.

… Ф.Э.Дзержинский родился и вырос в семье обедневшего польского дворянина. Испытал влияние своих родственников, среди которых были патриоты и рьяные националисты Польши. В юности Феликс ненавидел Россию и рвался бороться с ней. Но, окунувшись в реальную жизнь, импульсивный юноша переносит свою ненависть на монархию с ее системой полиции, суда и особенно жандармерии.

В детстве, желая свободы своей родине, он хотел стать католическим священником. Или иезуитом. Именно им принадлежит «заслуга» в обнаружении инакомыслящих и их уничтожении на кострах инквизиции. Иезуитский орден, действуя по нынешний день, по-прежнему имеет высоко организованную систему конспирации, шифропередач и вербовки.

У Феликса рано умер отец. Крайне маленькая пенсия не обеспечивала многодетной семье даже среднего достатка жизни. Это усиливало ненависть Феликса к системе русского царизма, который с конца 18 века контролировал значительную часть Польши. Имея националистические, антигосударственные мысли, он не смог получить официальный документ об окончании гимназии. Но ее курс он полностью прошел. Преследуемый официальной Россией и теми поляками, которые служили ей, вынужден был менять фамилию, внешность, постоянно переезжать из одного города в другой.

К нему же лично, как к дворянину, царизм проявлял снисхождение. Накануне 1917 г. в Бутырской тюрьме (о которой ныне сложено множество песен) он встретил молодого Нестора Махно.

В 25 лет Дзержинский похоронил свою первую невесту, которая умерла от туберкулеза, полученного именно в царской тюрьме.

Накануне одного из своих арестов узнал, что его жена беременна. Желая получить сведения о муже, следователи ее шантажировали, мучили. Через несколько часов после рождения маленького Янека, ее разлучили с ребенком. Новорожденного отдали в приют… И мать его увидела лишь через несколько лет. Не получая заботы и внимания ребенок вырос слабым.

А Дзержинский впервые встретил своего сына Янека в октябре 1918 г. в Швейцарии, куда Феликс Эдмундович приехал, соблюдая жесткую конспиративность. К сожалению, до сих пор некоторые падкие на сенсацию журналисты распространяют слухи, что целью этой поездки было привезти заспиртованную голову убитого Николая Второго заграничным масонам. На самом деле события были менее «романтичными». Вожди советской России, окруженные со всех сторон врагами, хотели знать ситуацию в Европе и прорвать окружение.

Только после Февраля 1917 г. деятельность Дзержинского носила особенно жесткий, и даже кровавый характер. Но мало кто знает, что до этого он много месяцев находился в кандалах, которые рвали кожу до крови…

Более, чем 10-летнее пребывание в тюрьмах, на этапах, каторге привело к тому, что Феликс стал «железным». А в конце 1917 г. В.И. Ленин, с которым неоднократно и резко спорил поляк-дворянин, все же доверил Дзержинскому создать ВЧК.

Первоначально предполагалось, что ВЧК просуществует недолго. До сентября 1918 г. ВЧК широко не использовала жесткие наказания и расстрелы. Так, после непродолжительного ареста, были освобождены члены правительства Керенского, которые до Октябрьской революции преследовали Дзержинского, его родственников и большевиков.

Импульсивно нарастающее грубое вмешательство иностранцев во внутренние дела России привело к тому, что ВЧК во главе с Дзержинским активизировало свою деятельность. Уже в 1918 году 14 (!) государств, включая Японию, США, Чехословакию, уничтожали на территории Приморья не понравившихся им русских граждан. А среди них были не только большевики.

Россия в очередной раз умылась кровью. При этом большинство многонационального руководства тогдашней России было романтиками революции. Они стремились создать общество равных и в других регионах планеты. А для этого – совершить революцию в мировом масштабе. Стремление ликвидировать эксплуатацию человека человеком особенно проявилось в 1920 г., когда Дзержинский и его единомышленники попытались освободить Польшу «от проклятых эксплуататоров». Подобные шаги были предприняты и в Китае в 1925-1927 гг.

«Демократы» и ортодоксальные коммунисты порой одной краской рисуют портрет этого человека. Первые изображают его кровавым монстром, коммунисты - лакируют. Но его жизнь не расходилась с его же девизом: «Я хотел бы объять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни».

С апреля 1921 г. в течение более 2-х лет он являлся результативным Народным комиссаром (министром) путей сообщения. А Владивосток являлся уже тогда крупным морским и железнодорожным центром. В течение января-марта 1922 г. во главе группы специалистов трудился в различных городах Сибири. Глубоко интересовался событиями Дальневосточной республики. Встречался с теми руководителями, которые еще недавно жили в Приморье: Б. Мельниковым С. Вележевым, Б. Шумятским.

В феврале 1922 г. в условиях сильнейшего мороза он отдал приказ личному составу экспедиционного поезда (исключая медиков) уничтожить весь запас спиртных напитков. И, борясь с излишними возлияниями, отдал приказ через полгода, обязывающий капитанов судов по приходу в советские порты опечатывать весь запас алкоголя. Известны и другие случаи.

В сентябре 1922 г. Дзержинский возглавил Всероссийскую комиссию по борьбе со взяточничеством.

С 1924 г. являлся председателем Всесоюзного Совета Народного Хозяйства СССР. В руководимые им экономические структуры, он логически подобрал и расставил на соответствующих постах недавних царских чиновников, генералов, а также бывших меньшевиков и эсеров, среди которых были прекрасные специалисты. Многие из них в 1918 г. яростно в политическом аспекте критиковали самого Дзержинского.

Несмотря на голод и разруху, он с января 1921 г. являлся председателем комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей, которая вела работу по ликвидации детской беспризорности, организации лечения и питания малолетних бродяг. Миллионы(!) детских жизней были спасены. Из их числа вышли прекрасные рабочие и ученые, изобретатели и защитники своей Родины. В перевоспитании малолетних бродяг приняли участие и территориальные чекистские органы, включая Приморский отдел ОГПУ.

Крайне противоречивой фигурой был С.А.Гарин. Он окончил духовную семинарию и мореходные классы в Петербурге. Офицером служил во Владивостоке и участвовал в Русско-Японской войне (1904-1905гг.). Был прекрасным поэтом и драматургом. Награжден многими царскими орденами. Вот почему кто-то называл его «врагом». Но при участии Дзержинского Гарин был направлен во Владивосток и входил в состав командования военно-морского флота ДВР.

Дзержинский знал проблемы Доброфлота, головные конторы, которого находились в Москве и Владивостоке. Знал, как Нарком транспорта и как первое лицо ОГПУ. Именно при участии Доброфлота доставлялось конспиративно оружие для борьбы с антисоветскими режимами в странах Прибалтики (1923) и Китае (1925-1927).

За крайне небольшой период времени в 1926 г., подобрав «ключик» к разрушенной экономике России, большевики восстановили ее экономику, включая Дальневосточный край. В этом была, безусловно, и заслуга Ф.Э. Дзержинского.

Дзержинский оказал огромное положительное влияние на Дальний Восток СССР и безопасность его границ. Первым уполномоченным ВЧК (1920 г.) в нашем регионе был назначен В.И.Плятт (1885-1937 гг.). Дзержинский, являясь главой ВЧК, стремился направлять на Дальний Восток сильных руководителей. Так, Плятт, будучи земляком Дзержинского, поляком, знал несколько языков. С 1917 г. служил в силовых структурах и имел опыт начальника оперативной части центрального аппарата ВЧК. С 1923 г. Плятт являлся результативным закордонным разведчиком. Но еще раньше Владивосток посетил в 1918 г. С.Г. Уралов (1893-1969).

В самом начале 1921 г. из Дальневосточной республики прибыл мало кому известный в Москве М.Трилиссер (1883-1940 гг.). В те дни многие чекисты оценивали Трилиссера как провинциала, человека из деревни. Но именно Трилиссер, возглавляя закордонную разведку, с 1921 по 1929 гг. и явился создателем системы и принципов внешней разведки СССР. Но еще меньше людей знает, что Трилиссер неоднократно посещал Приморье. Именно Дзержинскому и принадлежит основная заслуга в «открытии» этого провинциала!

Далеко от Москвы, во Владивостокском отделе ОГПУ, служили А.Б. Грозовский и В.М. Зарубин. Талант разведчика был замечен у этих юношей Дзержинским и Трилиссером. В начале 30-х годов Грозовский поддерживал связь тогда с генералом-невозвращенцем царской армии А. Игнатьевым, который вернулся в Москву и привез несколько десятков миллионов франков! В 1905 г. молодой Игнатьев посетил Владивосток. Зарубин же более десяти лет проработал за границей, как нелегал. Но не был разоблачен и схвачен. Им была добыта информация стратегического значения. По праву даже независимые аналитики включают его в «золотую сотню» разведчиков всех времен и народов!

В 1926 г. Дзержинский и Коллегия ОГПУ направили на Дальний Восток двух сильных чекистов - А.С. Славатинского и Ф.Д.Медведя. И Медведь оправдал доверие. В 1929 г. он принял участие в отражении агрессии белокитайцев на территорию советского Приморья. С 1930 г. обеспечивал правопорядок в Ленинграде. Дважды был награжден орденом Красного Знамени. Дважды был отмечен высшей ведомственной наградой, Знаком Почетный работник ВЧК. Несколько раз посещал Владивосток.

В различных звеньях государственного механизма СССР возник польский клан – узкое землячество. Оно боролось за свое «я». Даже Генсек ВКП (б) И.Сталин оказался в прямом родстве с поляком-чекистом С.Ф.Реденсом. С осени 1936 г. начались массовые аресты в СССР «польских заговорщиков». 22 ноября 1938 г. был арестован четырежды орденоносец Реденс.

Знакомясь с недавно найденными воспоминаниями «гнилых» интеллигентов, обращает на себя внимание тот факт, что они отмечают двух Дзержинских. Одного решительного и жесткого в 1918 г., когда он находился на Восточном фронте. За те бои он и был награжден орденом Кровопролития – Боевого Красного Знамени. И второго Дзержинского они встретили в середине 20-х годов, как руководителя, который высоко ценил работников грамотнее себя, профессионалов, даже если среди них были бывшие противники большевиков-фанатиков.

Миллионы рядовых граждан России в 1915 г., узнав, что к ним могут явиться жандармы, действительно теряли самообладание и их охватывал ужас. Этот карательный орган в тот период времени возглавлял генерал-майор В.Ф. Джунковский. Именно его и привлек Дзержинский, как консультанта ОГПУ по вопросам особого характера.

Многие большевики первоначально не согласились с Дзержинским, когда тот привлек бывшего генерал-лейтенанта царской армии, разведчика Н.М. Потапова. Именно ему принадлежит ключевая роль в чекистских операциях «Трест» и «Синдикат-2», вошедших в учебники многих спецслужб мира. В частности, в Хабаровске была создана группа «заговорщиков». Учитывая заслуги этого царского генерала, он был торжественно похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (1946 г.).

В 1921 г. в полулегальных условиях прошло совещание большевиков, не согласных с Троцким и критиковавших Ленина. На этом совещании были А. Андреев (в будущем он посетил Владивосток), Ф. Дзержинский, И. Врачев и др. По воспоминаниям И. Врачева, Дзержинский осознавал особую мощь и реальную неподконтрольность ряда чекистских структур, даже ему, председателю ВЧК. И в раздумье Железный Феликс произнес: «Я даже боюсь это ведомство…» И. Врачев скончался относительно недавно, лет 15 назад. Побывал он и в Приморье.

Личность Дзержинского с трудом вписывается в доктрины ортодоксальных ленинцев и «демократов». Железный Феликс все же в душе имел черты романтика начала ХХ века. В 1918 г., когда советская Россия почти со всех сторон была зажата врагами, Феликс Эдмундович после беседы с Лениным, изменив внешность, куда-то уехал… Он много лет не видел свою жену. И страстно захотел ее ощутить. Вот и отправился к ней на встречу.

В 1919 г. на Украине своим умом и решительностью выделилась 27-летняя Эльза Грунтман. Это был ее ответ на репрессии германцев и националистов. Дзержинский включил ее в 1921 г. в свое окружение. Она единственная из женщин-чекистов была награждена двумя орденами Боевого Красного Знамени и знаком Почетный чекист, который ей вручил сам Дзержинский. Особенно она любила издеваться над мужчинами… Психически неуравновешенная, она покончила жизнь самоубийством в 1931 г.

Накануне своей смерти Дзержинский заинтересовался проблемами парапсихологии, дзен-буддизма и возможностью передачи мыслей на расстоянии. Поддержав неординарного Г.Бокия, он поддержал и идею направления комбинированной экспедиции на таинственный Тибет. Об этом с волнением узнали германские спецслужбы… С 1924 г., когда Россия была в состоянии глубочайшей разрухи, Дзержинский являлся членом президиума Общества по изучению проблем межпланетных сообщений. Разве он не был романтиком? Может быть, поэтому он и в высшее руководство партии большевиков попал лишь за два года до своей смерти?

Его не любили в Польше, считая предателем. Обыватели России презрительно называли «пшеком». Их духовные наследники и разрушили памятники Дзержинскому в Москве, во Владивостоке и других городах…

Разрушать памятники в России и Владивостоке всегда могут.

Тимофей Щербаков, краевед.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100