Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (743) от 13 июня 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Островок России в Париже

Маргарита Пархоменко

Изрядно поколесив по Европе, Александр Вертинский в Париже на ясную голову занялся статистикой: чем обернулось русское “нашествие” для города мира? Наших там оказалось тысяч восемьдесят. Так что они не мозолили глаза и растворились в прекрасной Франции, как капля в море. Но именно они умудрились в чужой стране создать собственную инфраструктуру и внести весомый вклад в общемировую культуру.

Это уже из области мистического, горнего.

“Куда бы мы ни приехали, где бы мы ни причалили, - писала Надежда Тэффи, - всюду мы приносили много своего, русского,только нам одним свойственного, так, раскрашиваем своим бытом быт чужой, что часто кажется, будто не мы приехали к ним, а они к нам”.

Повсюду, где селились наши соотечественники, они первым делом строили храм. По крайней мере, помещение для богослужения.

Церкви были всегда светочем русской колонии. При них создавали приходские школы, библиотеки, читальни, хоры, благотворительные организациии. Во Франции сейчас существует около 70 православных храмов.

Иногда идешь по широкому проспекту, любуешься всемирно известной красотой, но вот свернешь в неброский переулок и ахнешь от неожиданности: вот оно - Свято-Сергиево подворье в Париже, что на Крымской улице, целый пласт русской духовной истории.

“Уже более 80 лет существует оно, надежно защищенное от посторонних взоров”, - сообщает А.Александров. Маленький островок России. Место это хранит память о философах, богословах, священнослужителях и прихожанах, постигавших в его стенах божественную премудрость или просто молившихся о своих близких”.

Немецкое прошлое

Есть предание, что после Крымской войны русским пленным приказали построить в 15-м округе Парижа небольшой холм. Русские потрудились на славу. Горка получилась высокая. Словно специально для церкви. И действительно, вскоре выросла на том холме немецкая протестантская кирха.

Когда закончилась Первая мировая война, немецкая церковь опустела. Шло время, многие русские эмигранты, несколько лет жившие в Германии, были вынуждены перебраться во Францию. И тогда было решено искать новое место для православной церкви, ибо Собору на улице Дарю стало невозможно вмещать всех молящихся. Поэтому стали искать новое место для Православной церкви. В 1924 митрополит Евлогий благословил Михаила Осоргина (будущего регента подворья) на покупку участка земли, ранее принадлежавшего лютеранской немецкой общине. С огромным трудом удалось занять необходимые деньги.

Наконец, в день памяти преподобного Сергия Радонежского началась новая история церкви на холме. Русские люди собирали пожертвования. Они поступали малыми суммами. И, как говорится, с миру по нитке - голому рубашку. Заброшенная в течение 10 лет церковь, дома у ее подножия, и весь антураж с большими деревьями и бурьяном - все это за короткий срок превратилось в русскую обитель, центр религиозной и духовной жизни.

По проекту Д.С.Стеллецкого был создан новый фасад с высоким резным крыльцом. Привезенные из России царские врата ХV века стали входными дверьми. К намоленным старинным иконам добавились новые.

Готические окошки с витражами тоже органично вписались в обновленный облик церкви, напоминая о боярских теремах. Бывшая кирха до неузнаваемости преобразилась в православный храм, став неповторимым единым целым. Рядом заработала иконная мастерская, свечной заводик, фельдшерский пункт, аптека, кухня.

В 1925 году приехал с семьей протоиерей Сергий Булгаков.

Открылся православный богословский институт, на Подворье постепенно установилась повседневная жизнь монастырского характера.

Подворье скоро приобрело широкую известность. Кроме местных прихожан здесь молились многие люди,которые приезжали специально сюда в праздничные дни.

Бог един

С началом Второй мировой войны ситуация усложнилась. Стали невозможны связи с Америкой, откуда постоянно приходила помощь. Однако ни Институт, ни приход не прекращая работали по-прежнему, с Божьей помощью решая критические ситуации. На протяжении всей оккупации наезжали целыми автобусами немецкие офицеры-пасторы. Они и в армии оставались священниками. Однажды Подворье посетил один офицер, присланный наследниками бывшего пастора кирхи Бодельшвинга. Они желали навести справки о том, что происходит в их бывших владениях. Офицер держался сухо и высокомерно - он был уверен в скорой победе Германии. Однако через год, он уже вернулся с другим настроением: он рассказал, что направившие его люди узнали, что тут не только церковь, но и духовное учебное заведение и обрадовались, и даже выразили готовность помочь.

А финансовые трудности были велики: и содержание здания, и необходимость постоянных ремонтов, и расширение помещений - все было очень дорого. Многим приходили мысли о том, что можно очень выгодно продать недвижимость в таком дорогом месте, как Париж, и приобрести на эти деньги в пригороде нечто гораздо большее. Но по воле Божьей все осталось на прежнем месте.

Свете тихий

Четвертый год реставраторы Николай Чернетский и Глеб Лобанов работают над реставрацией Храма Святого Сергия Радонежского на Подворье. Его уникальный интерьер был разработан известным русским художником Дмитрием Стеллецким: большой иконостас (самый масштабный в русской эмиграции), настенные росписи и на потолке храма, даже церковная утварь – все это за прошедшие годы практически не изменилось.

Однако фундамент церкви стоящей на горке, не вполне устойчив. В 70-х годах были проведены серьезные работы по ее укреплению. Однако закончить их не удалось из-за нехватки денег. Поэтому левое крыло церкви продолжает медленно опускаться, в стенах пролегли трещины. На данный момент работы в храме приостановлены и пока неизвестно, когда они возобновятся. Но Подворье живо. Оно открыто и для прихожан, и для студентов..., и просто для тех, кто интересуется русской историей. Службы здесь идут на двух языках: старославянском и французском. А если даже человек не религиозный, все равно однажды увидев это место, обязательно вернется. Войдет из суетного города, поднимется по истертым ступеням, запрокинет голову и увидит Храм - лики святых, сияющих свежестью и гармонией красок. И в душу войдет “Свете тихий”.

Маргарита Пархоменко. (“Пространство культуры”)


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100