Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 12 (731) от 21 марта 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Игрушки, с которыми мы играем

Константин Харченко

Недавно мне подарили забавную мягкую игрушку. Напоминает то ли дракончика, то ли чёртика, какими их обычно рисует детское воображение. Круглый такой, на голове не то уши, не то рога – трудно понять, на спине гребень, как у крокодилов в мультиках, скошенные красные глаза и полуобаятельная, полужуткая улыбка с большими белыми зубами.

Говорят, что это покемон, хотя я в этом мультфильме таких не видел. Правда, я не много смотрел этот мультсериал, почему-то недолюбливаю его. Может быть, и вправду он оттуда, там много всяких “карманных чудищ”. “Ну вот, - заявит, наверное, сейчас какой-нибудь читатель, - опять начинается старая песня о падении нравов и одурманивании молодого поколения”. Нет, не об этом речь. Я совсем не ставлю перед собой цели воспеть благословенные старые времена, попутно обругав при этом новые - пускай этим историки занимаются. Хотя, если честно, мне куда больше по душе тот добрый плюшевый мишка, с которым я любил играть в детстве. Просто, когда я смотрел на этого чудо-зверя, мне пришла в голову странная мысль: почему сейчас появились подобные игрушки? Каким должно быть детство ребёнка, играющего подобными страшилками, и кем он будет, когда вырастет?

Иногда мне кажется, что игрушки и игры, в которые мы играем, удивительным образом показывают нас самих. Они как бы повторяют нас, или, может быть, мы их. “Я родом из детства” - это название одного старого кинофильма о войне. У детства есть одна особенность: оно заканчивается! Наступает взрослая жизнь, и тогда мы начинаем играть в совсем другие игры, Вот только то, что мы прошли в детстве, остаётся в душе, хотим мы того или нет. Детство живёт в нас. Оно продолжает своё существование, и то, что мы запомнили в детстве, остаётся с нами на всю жизнь. Поэтому и вопрос о том, во что мы играем, может стать очень важным. Где гарантия, что, играя с подобными дракончиками в детстве, мы не встретимся с ними, когда повзрослеем? И как тогда мы к ним отнесёмся? А во взрослой жизни их, увы, хватает.

Мы живём в жестоком окружении. Злобой как будто пропитано всё вокруг. Причём мы настолько привыкли к такому положению вещей, что совсем этого не замечаем. Жестокость стала повседневной нормой нашей жизни. Уже никого не удивляют статьи в газетах и телевизионные новости о каком-нибудь новом теракте, убийстве или чём-либо подобном. Это стало настолько обычным, что мы лишь лениво переключаем кнопки на пульте телевизора, даже не обращая внимания но то, что где-то произошла трагедия.

Более того, жестокостью, злобой, агрессией пропитано всё: культура, книги, кинофильмы, игры, наконец. Одни компьютерные “стрелялки”и”бродилки” чего стоят! Несколько лет назад в популярной телепередаче “Человек и закон” рассказывали о мальчике, любившем играть в подобную игру. Он тратил на неё огромное количество времени, и никто не думал о том, чем это может закончиться. А кончилось всё это страшно. Его мать однажды помешала ему, и он убил её. Топором - так, как делал герой его игры! Конечно, можно сказать, что это единичный случай, что игра тут и ни при чём вовсе. Может быть, так оно и есть, не берусь доказывать. Но с тем , что зло переполняет наш мир, трудно не согласиться. Что мы несём в этот мир и, главное, что мы берём из него? Ведь он учит нас самым разным вещам.

Почему-то мы с детства учимся быть злыднями, как будто готовимся к жестокости этого мира с самого появления на свет. Затем нас приучают к тому, что мир жесток и жить в нём нужно по правилам. Именно поэтому и появляются подобные монстры в наших детских. Когда-то в детстве я читал о том, что некоторые насекомые для защиты имеют яркую воинственную окраску. Возможно, мы просто похожи на них. Под маской напускного героизма, бесшабашности, агрессии мы прячем свой страх перед этой действительностью. “С волками жить - по-волчьи выть”, - говорится в старой пословице. И мы пытаемся убедить, прежде всего, себя в том, что мы и сами страшные, крутые, как принято выражаться. А круто быть именно сильным, агрессивным. О кротости и смирении сейчас унизительно вспоминать. Это же так неактуально, это для слабых, для тех, кто жизни не знает.

Вот только одно не даёт покоя. Чем больше стараешься бороться со злом, тем больше его становится, потому что мы пытаемся бороться со злом, используя его же методы. Когда в кинофильмах герой устраивает драку с негодяями, то, как правило, устраивает такой разгром, которого и сами негодяи не сделали бы.

Когда я слышу, что призывы о всепрощении - это удел людей, не знающих жизни, мне вспоминается тот, кто призвал к этому первым, -Иисус Христос. Вспоминаю и Его время. Оно совсем не походило на время идиллий и романтики. Иисус призывал к всепрощению и любви к ближнему в захваченной врагом стране, где втайне велась партизанская война и страна стояла на пороге великого бунта. Тот, Кто сказал об этом, знал, что говорил, - Ему было что прощать окружавшим Его людям!

И всё же Он победил! Своей победой он доказал, что прощение и кротость куда сильнее и выше, чем вся сила и жестокость этого мира. Сегодня мы помним имена далеко не всех полководцев и прочих сильных мира сего, но имя Христа знают все. Ведь в Его прощении было спасение для всех нас!

Будем же поступать так, как учил нас апостол: “Избегайте зла, прилепляйтесь к добру” (Жор. 6:18). Мир призывает нас к обратному, но его слова лживы. Не играйте его игрушками!

Константин Харченко. “Христианская газета” №3, февраль 2006 г.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100