Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (674) от 15 февраля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Статистику на хлеб не намажешь

Валерий КУЦЫЙ

“Я земной шар чуть не весь обошел; и жизнь хороша, и жить хорошо. А в нашей буче, боевой, кипучей, и того лучше”.
Это я из Маяковского Владимира Владимировича. Хотя, если разобраться, примерно о том же самом, только иными словами, сообщил недавно на своей пресс-конференции другой Владимир Владимирович - Путин, президент Российской Федерации.

Он, правда, не упомянул о своих многочисленных передвижениях по шарику, зато насчет впечатляющих успехов, достигнутых под его руководством в нашей буче, высказался достаточно определенно. Цитирую:

“Должен сразу сказать, что в целом мы удовлетворены итогами работы за 2005 год. Начну с общих показателей, которые, в общем, известны. Я, может быть, повторюсь. Но тем не менее хотел бы их обозначить. Рост ВВП страны - внутреннего валового продукта - составил 6,4 процента.

Корректировки возможны, но они будут незначительными. Окончательно это можно будет сказать где-то в марте. Но уже сегодня базовая цифра понятна. Это неплохо, имея в виду, что первоначально планировалось 5,9 процента.

Мы значительно выросли по фондовому рынку. Фондовый рынок российский серьезно вырос за 2005 год.

Конечно, все так называемые развивающиеся рынки подросли: в Европе - это и польский рынок, и венгерский, в Латинской Америке - и Аргентина, и Бразилия, в Азии - это Южная Корея, которая является одним из лидеров роста капитализации рынков. Но даже по сравнению с одним из лидеров, Южной Кореей, где рост составил где-то 54 процента, у нас 88 - абсолютный рекорд и для мира, и для нашей страны.

Естественно, рост золотовалютных резервов Центрального банка значительный, просто рекордный. Напомню, мы в 2000 году начинали с 12 миллиардов, сегодня уже 185 миллиардов, по концу прошлого года это было 182 с чем-то. Рост Стабилизационного фонда Правительства”.

Порадовав нас этими статистическими данными, свидетельствующими, что таинственный ВВП, от которого рядовым гражданам почему-то не жарко и не холодно, продолжает планомерно повышаться, а государственная мошна становится все более тугой, президент в том же оптимистическом ключе доводит до ума и сердца соотечественников кровно интересующие их сведения:

“Средняя заработная плана в стране выросла на 9,8 процента, доходы населения в среднем выросли на 8,7 процента, пенсии - на 13 процентов, значительный рост, значительно выросли доходы наших ветеранов, в целом всей этой категории участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий.

Все эти цифры роста, которые сейчас я назвал, они в реальном выражении, то есть за минусом инфляции”.

Президент, заметим, как всегда объективен и самокритичен. Он не считает себя вправе замалчивать недостатки, а полагает, что властям еще есть, над чем поработать. Подводя итоги минувшего года, Владимир Владимирович продолжает:

“Кстати говоря, сразу же бы хотел оговориться, что мы, конечно же, не всем удовлетворены в 2005 году. Нам не удалось выдержать запланированные параметры инфляции. Как вы знаете, они планировались на уровне 8,5 процента, а у нас получилось 10,8-10,9 примерно, будет чуть меньше, чем в 2004 году, но все-таки рост значительный… Но повторяю, в целом мы работой за 2005 год удовлетворены”.

Наверное, если президент доволен, то и такие рядовые граждане, как я, должны испытывать чувство глубокого удовлетворения, благодарить за постоянную заботу о нас мудрую единоросскую партию и родное федеральное правительство. Но что-то этому мешает, и очень хочется понять, что именно. Да, доходы и зарплата у населения растут, и если бы большую часть его, населения, составляли чиновники, депутаты, судьи, прокуроры и еще некоторые категории трудящихся, то считалось бы недостойным приезжать на работу иначе как в собственном “крузаке”.

Скажу больше: мне кажется, приведенные президентом цифры роста зарплаты и доходов населения даже несколько занижены. Чуть ли не каждая газета опубликовала сведения о доходах федеральных министров, получивших за свои труды праведные десятки, а некоторые свыше ста миллионов рублей. Данные эти, правда, за 2004 год, но, надеюсь, материальное положение членов правительства в прошлом году претерпело дальнейшее улучшение.

Только не подумайте, что, говоря о росте зарплаты, президент имел в виду исключительно своих министров. Наверняка ему докладывают, как обстоят дела в провинции, в частности, в Приморье и в административном центре края Владивостоке. Может быть, ему известен и такой факт, озвученный газетой “За народ!”: восемь высших руководящих лиц акционерной компании “Водоканал” (бывшее “ВКХ Юга Приморья”) положили себе зарплату от 350 до 511 тысяч рублей в месяц.

Как говорится, жить можно, занимать у соседа до получки четвертную не приходится. Тем более, что означенные товарищи зря деньгами не швыряются - недоимки пяти первых руководителей “Водоканала” в Пенсионный фонд составили два миллиона рублей. И еще никто не подсчитал, сколько ради удовлетворения аппетитов этих граждан нам приходится переплачивать за воду, которую, к тому же, перед употреблением обязательно надо отстаивать и кипятить.

С пенсиями тоже занятная история. Невозможно представить себе, каким чудом удалось реально, с учетом инфляции повысить их на 13 процентов, если цены на лекарства, потребительские товары и услуги резко возросли, а уж о происходящем с тарифами ЖКХ нужно говорить отдельно, то и дело меняя промокшие от слез носовые платки. Мало того, что без всякого обоснования повышается стоимость старых услуг, так еще изобретаются новые, доселе невиданные и неслыханные.

Убейте, не пойму, почему я должен оплачивать отопление подъезда, где температура почти как на улице, только без ветра. А плата за благоустройство придомовых территорий, которые благоустраивались и асфальтировались лет этак 30 назад?

А плата за таинственное “обслуживание электроплит”? Если память мне не изменяет, электроплиты устанавливались далеко не во всех вводимых в эксплуатацию домах, да и было это в те времена, когда нынешний владивостокский мэр Владимир Николаев проходил курс наук в средней школе. Никто эти плиты никогда не обслуживал, они без всякого технического ухода доживали до естественной смерти, после чего благополучно отправлялись в переплавку.

Иногда мне кажется, что коммунальное начальство взяло за образец официанта из известного анекдота, который рассчитывал посетителей следующим образом: “40 и 40 - рупь сорок; пиво брали, не брали - 2,50”. Ведь дошло до того, что жители Владивостока теперь будут платить за стандартную 2-комнатную квартиру до четырех, а за 3-комнатную - до шести тысяч рублей в месяц. Грустно, девушки.

При заявлениях о растущем благосостоянии приходит на ум и многое другое. Например, коммерциализация высшего образования, изрядно облегчающая кошельки наших соотечественников; регулярные поборы в школах, производимые, согласен, не от хорошей жизни, а потому что не хватает денег на ремонт, на мебель, на оборудование, на охрану. Министр образования Фурсенко утверждал в телевизоре, что родители учеников дают деньги исключительно на добровольной основе. Большей частью это действительно так, можно и не давать, только вопрос, какое после этого к твоему ребенку будет отношение. Да чего там, старшее поколение помнит, как мы совершенно добровольно, но матерясь в душе, подписывались на государственный заем.

О бесплатном лечении лучше помолчать. Нет, оно, конечно, бесплатное, только если ты для него сам покупаешь шприцы, капельницы, лекарства, в общем, все необходимое. И не приведи Господь, чтобы тебя постигла зубная боль - у стоматологов установлен такой порядок, при котором плата с пациента начинает взиматься, едва он посмотрел на врача.

И после этого, Владимир Владимирович, вы по-прежнему будете утверждать, что мы становимся все счастливее? Поверьте, это у статистиков, поставляющих вам информацию, что-то с арифметикой не в порядке, какая-то она у них не такая. Лучше поговорите с женщиной, которая в одной из недавних телевизионных передач назвала сумму своей пенсии - 1375 рублей - и с горечью сказала: “Какая же тут может быть квартплата?”

Разделяю тревогу президента по поводу того, что больно уж много у нас воруют. Эта проблема еще лет двести назад беспокоила Николая Михайловича Карамзина, нашего выдающегося историка и писателя. Что только ни предпринимали с той поры - убеждали, клеймили, сажали, расстреливали, а воз, к сожалению, и ныне там.

Иной раз говорят, что при советской власти такого разгула воровства, как сейчас, все-таки не было. Бесспорно, это так, хотя не следует забывать: во-первых, в тогдашнем закрытом обществе многое оставалось не известным народу; во-вторых, уже в брежневский период, а тем более сразу после Брежнева, на всю страну прогремела серия уголовных дел по фактам взяток и крупных хищений государственной собственности.

И все же, как ни крути, крали меньше. Вопрос - почему? Да по очень простой причине: какой смысл обладать богатством, которым невозможно распорядиться в свое удовольствие?

Такая ситуация убедительно показана в “Золотом теленке” - Остап Бендер не знает, что делать с миллионом, отнятым у Александра Ивановича Корейко. Самое большее, что он может - это подарить Шуре Балаганову 50 тысяч, которые, однако, не пошли впрок любимому сыну лейтенанта Шмидта, и купить новый шланг для “Антилопы-Гну”. По той же причине и советским коррупционерам не нужны были чересчур крупные суммы. Куда их девать? Трехэтажный особняк не построишь, машину дороже “Волги” не купишь, недвижимость за рубежом не приобретешь.

Знавал я одного директора магазина, который, пользуясь благосклонностью высокого начальства, мог бы заниматься махинациями в полный разворот, но делал это ограниченно, в пределах разумного. Единственное, что он мог себе позволить, это раз в год съездить в Сочи и там развлечься на славу. И всё, и ничего больше. Для какой же надобности воровать по-крупному, рисковать свободой, не получая за риск достаточной компенсации?

То ли дело сейчас! Мы открылись миру, и мир открылся нам. Масштабное казнокрадство приобрело смысл, чем больше денег, тем лучше, делай с ними все, что хочешь, - приобретай поместья, нефтяные промыслы, телекомпании, строй дворцы, развлекайся на Багамах и в Дубаи, или, говоря словами того же Владимира Владимировича Маяковского, “ешь ананасы, рябчиков жуй”.

Это, по моему мнению, плохо. Не то плохо, что рябчиков жуют, а то, что жуют на краденые деньги. Побаиваются, конечно, возмездия, но не очень. Есть у жующих надежда, что правоохранители не будут чересчур принципиальны, потому как тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо.

Сколько было шуму, когда возбуждалось уголовное дело о махинациях прежней владивостокской администрации с муниципальной собственностью! Прошли уже не месяцы - годы, дело потеряло актуальность, информации о нем никакой и - тишина. Зато возникло новое, аналогичное первому, производятся аресты, предъявляются обвинения... Кто гарантирует, что и это дело не запутается в подолах судейских мантий?

Понимаю президента, когда он требует, чтобы правоохранительные и контролирующие органы с участием Общественной палаты проследили за сохранностью многомиллиардных средств, предусмотренных для выполнения четырех национальных программ. Дескать, пусть они не будут растащены, как растаскивались, например, немалые суммы, ассигнованные для восстановления Грозного. Я где-то даже сочувствую Владимиру Владимировичу, поскольку уверен, что не помогут никакие призывы, обращения, распоряжения - часть денег разворуют еще в Москве, часть - на местах, оставшихся же не хватит и на покупку гробов, чтобы похоронить эти национальные программы.

И еще одна серьезнейшая проблема вырисовывается с пугающей ясностью. Центр, в смысле федеральное правительство, министерства и ведомства, все больше функций передают на места, все больше устраняются от ответственности за происходящее в регионах и муниципальных образованиях. Школы, медицинские учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство, выплаты компенсаций за монетизированные льготы ветеранам труда, труженикам тыла, пострадавшим от политических репрессий, частичное финансирование милиции и многое другое тяжким грузом навалилось на плечи местных органов власти.

То есть обязанностей у них стало много больше, а денег? А денег - нет. Их не только на социалку, их даже на воровство не хватает. Отсюда - новые трудности, новые поборы с предпринимателей вместо провозглашенной поддержки малого и среднего бизнеса, отсюда поразительная изобретательность по части выколачивания их из населения.

Возникает реальная опасность, что регионы, которым вся эта неразбериха осточертеет, скажут федеральным властям: ребята, а зачем вы нам нужны? С какой стати мы должны содержать вас, ничего, кроме несовершенных законов и руководящих постановлений, не получая взамен? Давайте так: у вас там своя компания, у нас своя, и пусть каждый сам себя кормит. Это к тому, что вместо денег вы отныне будете получать воздушные поцелуи, а по праздничным дням еще и поздравительные открытки.

Такой получается расклад, уважаемые читатели, если отвлечься от хитромудрой статистики. В обоснование своего настороженного отношения к ней приведу следующий аргумент. Что означает слово “бутерброд”? “Бутер” в переводе с немецкого “масло”, “брод” (точнее, пожалуй, “брот”) - хлеб. Как видите, о статистике здесь ничего нет. Оно и понятно: статистика хороша для политики и как объект въедливых шуток, но на хлеб ее не намажешь, на завтрак не съешь.

Валерий КУЦЫЙ.

Рисунок Олега Хромова

P.S. В Москве состоялось всероссийское совещание прокуроров, на котором подводились итоги минувшего года. Итоги, прямо скажем, ликования не вызывающие. Число криминальных деяний растет. Преступления, в том числе тяжкие, раскрываются из рук вон плохо. Тысячи убийц гуляют на свободе. Десятки тысяч наших сограждан бесследно исчезают и заносятся в графу “без вести пропавшие”. А поскольку это сведения официальные, на совещании их обнародовали Генеральный прокурор Владимир Устинов и сам президент России Владимир Путин, можете представить себе, каково положение вещей на самом деле.

В этой связи возникает недоумение: какие меры нужно принять к нашим доблестным правоохранителям, чтобы заставить их ловить мышей? Совсем как в том анекдоте, где муж спрашивает у жены при виде вернувшихся с прогулки детей: “Этих отмоем или новых будем делать?” Не собираюсь настаивать на этом варианте, но, может быть, есть смысл зачислить в штат милиции ментов из телесериала “Улицы разбитых фонарей”. Вон как они лихо работают, ни один уголовник не уходит от заслуженного наказания.

И еще посоветовал бы нашим пинкертонам принять на вооружение метод, изложенный в одном из рассказов Карела Чапека. Чтобы раскрыть убийство, надо арестовать всех, кто к нему непричастен, после чего без колебаний хватайте единственного не арестованного - он-то и есть преступник.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100