Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (658) от 20 октября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Спасает ли президент от инфляции?

Валерий КУЦЫЙ

Долго я колебался, раздумывая, есть ли смысл обращаться к теме сентябрьской беседы президента Владимира Путина с народом. Тем более, что откликов на эту беседу было уже предостаточно, и в их числе – превосходная публикация Марины Завадской в позапрошлом номере «Арсеньевских вестей».

И все же я решил высказать свое суждение по поводу некоторых – не всех – ответов президента на вопросы россиян. Может быть, и в моих заметках читатели найдут что-то интересное для себя.

МИФЫ ПРЕЗИДЕНТА НА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ГУЩЕ

Начну со вступительного слова Владимира Путина. Вот что он сказал:

«Продолжалось хорошее, позитивное укрепление нашей экономики. На протяжении всех последних лет рост экономики России составляет около семи процентов ежегодно. Это показатель, который намного превышает показатели большого количества развитых стран и стран с переходной экономикой. Мы не абсолютные лидеры, но мы в числе этих лидеров.

В прошлом году рост составил 7,1 процента, в этом году предварительно мы считаем, что выйдем на 5,9. Это хороший показатель, который обуславливает и некоторые другие вещи позитивного характера. Прежде всего это касается повышения жизненного уровня граждан. Потому что в год примерно реальные доходы за минусом инфляции составляют где-то около 8,5-10 процентов, это рост реальных доходов населения.

При этом несколько отстает рост реальных доходов пенсионеров - он был на уровне 5.5% в прошлом году, в этом году будет больше - 7.9%.

У нас двойной профицит - и внешней торговли, и бюджета. Растут золотовалютные резервы Центрального банка, которые достигли $155 миллиардов. Напомню, что в 2000 году начинали с $12 млрд. Мы рассчитываемся по внешним долгам, и по этому показателю - 16% к валовому внутреннему продукту страны - мы имеем один из лучших показателей в Европе.

У нас создан Стабилизационный фонд, который в некоторых других странах называется «фондом будущих поколений». Я думаю, что мы еще поговорим о том, нужен он или не нужен, и что с ним делать. Во всяком случае, все это вместе создает абсолютно стабильную обстановку в стране. Люди могут планировать свою жизнь, расширились горизонты планирования и на уровне бизнеса, и в семье.

И что очень важно, все это создало предпосылки к тому, чтобы перейти к масштабному решению наболевших социальных вопросов в некоторых секторах российской экономики».

Думаю, нет оснований сомневаться в искренности президента. Вопрос в другом: насколько соответствует действительности информация, которой он пользуется для своих выводов. Экономика укрепляется, темпы роста ее впечатляют, валютные запасы растут – все так.

Однако статистика, даже если она на 100 процентов достоверна, чего в нашей стране отродясь не бывало, не может служить единственным инструментом для оценки ситуации. Подобно тому, как груда кирпичей, доставленных на строительную площадку, еще не является домом, так и набор цифр не представляет полной картины экономики страны.

МИФ 1. НА НЕФТЯНОЙ ТРУБЕ

Что я имею в виду? Экономику можно считать достаточно прочной, когда она, будучи рыночной, не находится в жесткой зависимости от кризисных и конъюнктурных влияний. Это, в свою очередь, возможно лишь при стабильном развитии не одной или двух, а многих отраслей хозяйства.

Что мы наблюдаем у себя, на чем зиждется наше благополучие? На электронной, автомобильной, авиационной промышленности? Нет. На кораблестроении и судоходстве, сельском хозяйстве, производстве конкурентоспособных товаров народного потребления? Тоже нет, и так можно перечислять до бесконечности.

Есть у нас передовая космонавтика, производство оружия, но главное, чем мы располагаем, что пользуется спросом у многих стран, это природные богатства, которые волею судьбы щедро отпущены России. В них наше спасение, но долговременное сидение на пресловутой нефтяной трубе обусловливает и нашу фатальную зависимость от конъюнктуры на мировом рынке.

Отсюда – иллюзорность бурного экономического подъема; отсюда – постоянный страх перед возможным обесцениванием «черного золота», который заставляет правительство трясущимися руками без конца пополнять Стабилизационный фонд и трястись над ним, как трясся пушкинский Скупой Рыцарь над своими сундуками с золотом.

МИФ 2. НА БЮДЖЕТНЫХ НИВАХ

Еще один статистический миф – это повышение жизненного уровня народа. Понимаю, президенту очень хочется, чтобы он на самом деле повышался, и потому он охотно верит, когда желаемое выдают за действительное.

Согласен, реальная заработная плата, быть может, и растет, но это средний рост по стране, который достигается за счет ощутимого роста денежного содержания чиновничества, депутатов, работников прокуратуры, суда и некоторых других категорий населения.

Прибавки же к зарплате большей части граждан на корню съедаются инфляцией, порождаемой в силу разных причин и значительной превосходящей ту, на какую рассчитывает руководство страны. Мало о чем говорит и средний рост доходов у пенсионеров.

Естественно, они растут у тех, у кого серьезно повышается зарплата, то есть у тех же чиновников, народных избранников, судей, прокуроров, генералитета. На недостаточном, но все же скрепя сердце терпимом уровне находятся пенсии у основной массы офицерства, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

И уж вовсе смешно говорить о каком-то росте благосостояния всех остальных, которые получают пенсии, едва достигающие официального прожиточного минимума, а то и не доходящие до него. 400-450 рублей, прибавляемые к этим пенсиям за год, не покрывают даже повышения тарифов на коммунальные и бытовые услуги, не говоря уже о ценах на продукты питания, промышленные товары и особенно на лекарства.

МИФ 3. НА МЮНХАУЗЕНСКИХ ПЛАНАХ

Весьма наивно звучит утверждение, что «люди могут планировать свою жизнь». Да как ее спланируешь, если только приспособился к сегодняшним ценам, как они вдруг взлетают вверх из-за нового подорожания бензина? По поводу последнего подорожания, отвечая на вопрос жительницы Сахалина, президент сказал:

«Конечно, очень актуальный вопрос не только для Дальнего Востока, для Сахалина, для всей страны, потому что подорожание резкое, произошло буквально недавно, пик пришелся на начало осени. Связано это с несколькими обстоятельствами и прежде всего с тем, что российская экономика интегрируется в международную экономику, и здесь есть очевидные плюсы и, конечно, есть и проблемы, которые заключаются в том, что общий рост на ресурсы - на нефть, на газ, на нефтересурсы – в мире отражается и на нас.

Но есть и специфические для России вопросы, которые правительство должно рассмотреть и будет рассматривать в ближайшее время. Прежде всего, есть договоренность с ведущими компаниями, а их у нас не так уж и много. И здесь тоже есть проблема, потому что по сути они монополизируют рынок. Восемь компаний основных, самых крупных, они разобрали между собой регионы Российской Федерации и там устанавливают монопольные цены.

МИФ 4. ОТ ГОСУДАРСТВА

Но есть и вопросы, которые должно решать правительство на своем уровне. В чем заключаются эти вопросы, какие они? Это прежде всего вопросы налогообложения. Хочу вам сообщить, что из всей выручки, которые получают нефтяные компании, именно компании ТЭКа, им из всего объема денежных средств, которые в этой области функционируют, достается всего 20 процентов. Все остальное уходит в налоги и другие платежи государству.

В целом, эта ситуация достаточно сложная для потребителей. Почему? Потому что ряд этих платежей и налогов (есть такой налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ сокращенно) и импортные пошлины напрямую влияют на внутренние цены в стране.

И поэтому правительство сейчас рассматривает возможность поменять эту систему, с тем, чтобы эти изъятия были более сбалансированными, чтобы обеспечить и доходы бюджета, и в то же время чтобы она не давила на рынок и не поднимала внутренние цены на бензин и на дизельное топливо, что очень важно для армии и для сельского хозяйства. В ближайшее время такие решения должны быть в правительстве подготовлены».

Все ясно и в то же время многое непонятно. Почему руководство страны не смотрит хотя бы на шаг вперед, не предвидит развития событий, а начинает разрабатывать и принимать меры лишь после того, как жареный петух клюнет нас в одно интересное место? И где гарантия, что завтра нас не постигнет бешеная дороговизна чего-нибудь другого, и это снова не явится неожиданностью для правительства?

Впрочем, так оно и происходит. Неудержимо растут цены на жилье, на медикаменты, на врачебную помощь, на услуги связи и так далее. Как же тут планировать жизнь? Истинно сказано: хочешь насмешить Господа – расскажи ему о своих планах.

О ДЕТЯХ СКАЖЕМ МНОГО И ОХОТНО

Я уже говорил, что не смогу прокомментировать все прозвучавшие в эфире вопросы и ответы на них. Но вот этот вопрос должен привести полностью:

«Владимир Владимирович, скажите пожалуйста, почему мы в России не можем сделать так, чтобы два-три ребенка были в семье нормой? Ведь люди, которые определяют детское пособие, знают, что на эту сумму даже памперсы невозможно купить. Например, в Финляндии на одного ребенка платят 200 евро в месяц. Ответьте пожалуйста, как вы собираетесь бороться с вымиранием населения?»

Теперь ответ президента и тоже полностью:

«Демографическая проблема в стране начала складываться на негативном ключе, начиная с конца 60-х годов, и продолжается все эти десятилетия. В этом смысле Россия мало чем отличается от других европейских стран. И, несмотря на то, что во многих европейских странах и в Северной Америке, допустим, большие средства выделяются на цели поддержания роста населения, тем не менее успехов у них тоже значительных мы не видим. Это - сложная и очень многовекторная проблема, которая, конечно же, подлежит решению. Но это совсем не значит, что государство не должно уделять этому внимание и усиливать поддержку по тем направлениям, которые Вы сейчас обозначили.

Я думаю, что мы, конечно, должны решать и вопросы, связанные с теми пособиями, о которых Вы сказали. Но не только это. Этого недостаточно. Прежде всего, конечно, нужно думать о поддержании социальной и экономической стабильности в стране. Вот это базовое условие. Люди должны иметь - я уже об этом сказал - такой горизонт, более длительный горизонт планирования своей личной жизни и семьи. Нужно повышать доходы населения.

Ну а что касается непосредственно этого вопроса, то сейчас в Государственной Думе рассматриваются несколько инициатив, но одна из них заключается в том, чтобы увеличить единовременное пособие на рождение ребенка с 6.000 до 8.000 рублей. Другая инициатива заключается в том, чтобы повысить выплаты, связанные с воспитанием ребенка до 1,5 лет, повысить эти выплаты с 500 рублей до 700 рублей ежемесячно. И конечно, эти инициативы мною будут поддержаны.

Но этого тоже недостаточно. Я думаю, что мы должны помочь женщинам, которые хотят иметь детей. Прежде всего нужно создать условия для того, чтобы роды были бесплатными, по сути, чтобы они реально были бесплатными. Здесь существует несколько вариантов решения этого вопроса, в том числе и выдачи определенных сертификатов с тем, чтобы этот сертификат женщина могла передать в ту или иную клинику и чтобы деньги как бы шли за качеством оказываемых медицинских услуг в этой сфере. Есть и другие направления деятельности, все они изучаются, и, конечно, мы будем их внедрять».

Президент прав: проблема, о которой идет речь, возникла не сегодня, однако именно сегодня она обострилась до крайности в связи с тем, что государство, проявляя трогательную заботу о безбедной жизни властей всех уровней, не находит средств для сколько-нибудь существенной помощи семьям, имеющим детей или желающим обзавестись ими.

Такая помощь может быть весьма разнообразна. Это и предоставление бесплатного жилья, и установление минимальной платы за коммунальные услуги, и продажа детского питания по сниженным ценам, и бесплатные либо на худой конец дешевые школьные учебники и многое другое.

На деле демонтируется даже то хорошее, что оставлено нам прежним режимом. Тяжелые времена переживают молочные кухни, заметно сократилось за последние годы число детсадов, а уж что касается детских яслей, то не уверен, что они вообще остались даже в нашем краевом центре.

Собрать ребенка в школу стало для многих семей равносильным финансовой катастрофе. Обычными стали поборы с родителей на ремонт школы, на оборудование, на содержание охраны.

ДЛЯ КРОШЕК - КРОШКИ СО СТОЛА

Вне всякого сомнения, президент был прав, когда говорил о том, что страны Запада и Северной Америки тоже далеки от впечатляющих успехов в решении проблемы деторождения. Так-то оно так, но денег, чтобы изменить ситуацию, они, в отличие от нас, не жалеют. У нас 500-рублевое пособие на ребенка в возрасте до полутора лет повышается, как с некоторым оттенком гордости заметил президент, аж до 700 рублей, а в Финляндии, о чем сообщила обратившаяся с вопросом женщина, стране благополучной, но отнюдь не самой богатой в Европе, оно составляет 200 евро, то есть по курсу более 6800 рублей. О том, сколько выплачивается на ребенка старше полутора лет, президент говорить не стал, и правильно сделал: это такие грошовые суммы, что их даже называть неловко.

ВРАЧЕЙ ПОДЕЛИЛИ НА ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ

Как неловко, мне кажется, рассуждать о грядущих позитивных переменах в здравоохранении.

В частности, когда туман над этими переменами рассеялся, выяснилось, что заметное повышение зарплаты ждет далеко не всех врачей и не весь средний медперсонал, а лишь медиков общей практики, терапевтов и педиатров. Их называют «первичным звеном» и намереваются установить оплату их труда на порядок выше, чем у остальных. Вот что ответил президент на один из вопросов по этому поводу:

«Зотов Антон Юрьевич: «Услышав ваше выступление о повышении заработной платы врачам и учителям, мы с женой воспряли духом». И дальше разочарование в связи с тем, что автор этого вопроса – врач-нейрохирург, и это его не затронет.

Да, я понимаю Вашу озабоченность, но я уже сказал, что у нас укомплектованность первичного звена составляет всего 56 процентов, а на селе вообще достигает только 25-30 процентов. Это абсолютно нетерпимая ситуация, это просто по факту жизни наш сегодня главный приоритет.

Но это не значит, что государство должно забыть людей, которые работают в сфере оказания медицинской помощи на высоком уровне, высокотехнологичной помощи, требующей особых знаний. Конечно, и в этой сфере мы предусматриваем движение вперед. Я уже говорил о том, что новые высокотехнологичные центры предполагаем открыть в регионах Российской Федерации. Конечно, нужно думать и о повышении заработных плат в этой сфере вообще».

Думать нужно, только вот беда: когда надо потратиться на что-то действительно необходимое, денег обязательно не находится. Вероятно, кадров в первичном звене здравоохранения и на самом деле не хватает; а что, первоклассных хирургов, кардиологов, гинекологов, офтальмологов, других специалистов узкого профиля у нас избыток? И если таких врачей достаточно, то разве это причина, чтобы ставить их в неравное положение с коллегами?

Вспоминается старый анекдот. Кузнец совершил преступление, и на сельском сходе кто-то предложил повесить его. «Нет, - сказали ему, - кузнец у нас один на все село, пусть живет. А вот печников два, одного можно повесить». Приблизительно такой же логикой руководствуются наши реформаторы. Понимаю обиду нейрохирурга, которого как бы причислили к работникам второго сорта.

Между прочим, мне рассказали, что некоторые классные специалисты в своей области медицины уже решили переквалифицироваться, стать врачами общей практики. Их тоже можно понять. Но не лишенными резона кажутся опасения, что скоро очередь на прием к эндокринологу растянется на неделю, а на операцию к хирургу – на месяцы, если не на годы. Иными словами, дефицит кадров в первичном звене будет ликвидирован за счет дефицита кадров во вторичном. Вам это надо?

ЛУЧШЕ КОРРУПЦИЯ, ЧЕМ ИНФЛЯЦИЯ?

Теперь об одном важном предмете, вопросы о котором наверняка были, однако почему-то остались за кадром. Имеется в виду коррупция, которая никуда не девается, несмотря на гневные слова в ее адрес, создание комиссии, проведение симпозиумов и семинаров. Коррумпирован управленческий аппарат, поражены этой заразой органы представительной власти, силовые структуры, прокуратура и суд.

Продажность и казнокрадство должностных лиц достигли, по моему мнению, той черты, за которой начинается деградация общества. Поэтому, ничуть не сомневаясь, что президент искренне желает блага своему народу, я скептически воспринял бодрое заявление, которым он завершил свое прямое общение с россиянами:

«Мы сейчас подошли к возможности на базе достигнутых результатов в экономике, на базе того, что у нас доходная часть бюджета выглядит солидно, есть хорошее подспорье в виде Стабилизационного фонда, золотовалютных резервов Центрального банка, решать назревшие социальные вопросы и уделить особое внимание в некоторых секторах экономики.

Выделяются огромные ресурсы, такие, каких государство на эти цели ни разу не выделяло. И здесь нужно наладить контроль за исполнением принятых решений. И вот это очень важно.

И конечно, нужно смотреть в будущее, ведь мы, обратите внимание, сейчас принимаем бюджет на три года. Мы делаем это специально, чтобы в конце 7-го года – начале 8-го года, когда страна будет переживать понятные периоды политической активности, чтобы это не привело к взрыву популистских решений и не разрушило те позитивные тенденции в экономике, которые у нас складываются. Мы хотим вот сейчас заложить, согласовать с парламентом и в рамках этого коридора двигаться. С тем, чтобы мы не обращались все время к тому, что вот у нас денег много, давайте сейчас все раздадим.

Да, можно раздать сегодня все эти деньги. Во-первых, их никто не почувствует, потому что их не так уж и много на самом деле, как кажется, а во-вторых, инфляция, которая вспыхнет, все мгновенно съест, и это будет абсолютно бессмысленный акт политического популизма, который несет вред экономике, а значит, каждой российской семье.

Вот наше дело – сохранить эти позитивные тенденции и добиться того, чтобы те приоритеты, которые мы определили для себя, не только были названы, но добиться того, чтобы финансовые, административные и политические ресурсы были сосредоточены для решения этих задач».

Спасибо, Владимир Владимирович, за добрые намерения. Хотя, разумеется, известно, что всякая идея, даже самая замечательная, упирается в свою реализацию. Это прекрасно, что и деньги у нас появились, и задачи поставлены что ни на есть благородные.

Только не с такой руководящей и направляющей партией, не с таким парламентом и чиновничеством их решать. Все разворуют, и получится, как бывало уже не раз: правящей элите и жирным котам – материальные блага, остальным – голубая мечта о светлом будущем.

Тяжкий труд предстоит и нынешнему президенту, и новому, когда произойдет смена караула, ибо не поддаются исчислению усилия, которые надо затратить, чтобы избавить огромную страну от жирующего за чужой счет жулья.

Прав был Корней Иванович Чуковский, утверждая:

Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Герцог Артур Веллингтон, один из победителей Наполеона, так отзывался о своих войсках, в которых крайне низкой была дисциплина: «Не знаю, испугается ли моей армии противник, но я ее боюсь». Это высказывание припоминается мне, когда я слушаю о взрывающихся боеприпасах на военных складах, узнаю о нефти, попавшей в море из военного хранилища.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100