Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (656) от 6 октября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Советы молодому руководителю

Денис Горинов, РГ “Оникс”

(продолжение)
Не поощряйте панибратства с подчиненными
Руководитель обязан иметь авторитет. И если уж вы стали с подчиненным друзьями, то обязаны быть лидером в этих отношениях.

В противном случае, разделяя с ним свои горести, вы тем самым будете демонстрировать слабость и отсутствие инициативы. Увы, это означает, что вы для него умерли как руководитель. Поэтому, если вы чувствуете, что не сможете быть лидером в подобных отношениях с подчиненным, то и дружбу заводить не стоит. В таком случае просто держите дистанцию.

Ставьте подчиненным интересные задачи

Запомните раз и навсегда: подчиненные - это не рабы, а ваши дети. И если их к чему-то принуждать или заставлять что-то делать, то они либо будут “капризничать” (затягивать сроки, злиться, спорить с вами), либо просто выполнят работу поверхностно (“для галочки”). Чтобы избежать подобной ситуации и получить на выходе работу более высокого качества, формируйте задание коллеге нестандартно, в таком виде, чтобы он смог увидеть всю проблему целиком, а не только ее часть.

Самый простой способ - это рассказать о первопричине, подоплеке; продемонстрировать роль и значимость работы подчиненного в контексте происходящих событий. Например, для маркетолога можно так поставить задачу: не просто звонить по фирмам и задавать вопросы, а собирать информацию, которая поможет общей деятельности компании (с обязательным указанием конкретной практической пользы от его личного вклада).

Расставляйте приоритеты

Очень часто у сотрудника в работе находится несколько задач одновременно. В такой ситуации руководитель обязан вмешаться и расставить задачи в порядке актуальности и приоритета. При этом каждая задача должна иметь четкие сроки выполнения. Нельзя просто сказать: “Сделай, пожалуйста, вот эту работу”. Подчиненный может понять эти слова по-разному:

“Отложи в сторону все свои дела и выполни то, что я сказал”.

“Как только закончишь текущую работу, сделай вот эту работу”.

“Сделай это, если будет свободное время”.

“Это нужно сделать, как обычно, до конца месяца”. (И еще 28 оттенков смысла.)

Поэтому, каждый раз, формулируя задачу подчиненному, обязательно: опишите текущую ситуацию (подоплеку, историю вопроса хотя бы кратко), сформулируйте цели и задачи, уточнив, в какой форме будет предоставлена работа и, наконец, поставьте конкретные сроки выполнения.

Ставьте подчиненным оценки

Помните, как в школе вы старались ради “пятерки”? Как потом вы обретали веру в собственные силы и желание получить еще одну? А страх получить “двойку” мотивировал вас на то, чтобы исправиться и выучить домашнее задание. Подчиненным тоже нужны оценки в виде одобрения или неодобрения. Это своего рода обратная связь. Оценки руководителя направляют подчиненных и стимулируют их, причем иногда даже сильнее, чем денежная премия или штраф. Поэтому время от времени не забывайте говорить подчиненным: “Отличная работа, коллега!” или “что-то ты сегодня не в форме...”.

Показывайте личный пример

Организационная культура формируется “сверху”. Вы замечали, что в некоторых компаниях сотрудники ходят в пиджаках и галстуках, а в некоторых - в кроссовках и джинсах? В одних фирмах употребляют ненормативную лексику, а в другой - называют друг друга по имени-отчеству? Да, все зависит от стиля одежды и поведения руководителя.

Сложно вызвать у подчиненных гордость за компанию, если руководитель постоянно повторяет что-то вроде “как меня достало это болото”...

Стимулируйте развитие каждого

Мир не стоит на месте. Конкуренты не дремлют. Они совершенствуются сами, свои товары и услуги, улучшают сервис и систему продаж. Те компании, которые не развиваются, рано или поздно вытесняются с рынка другими, использующими более прогрессивные технологии. Помните фразу из книги “Алиса в стране чудес”: “Чтобы остаться на месте, нужно быстро бежать. А чтобы продвинуться вперед, нужно бежать в два раза быстрее”?

Обсудите, к примеру, с вашими сотрудниками, на какие периодические издания можно было бы подписаться, предложите им компенсацию расходов на покупку профессиональной литературы, организуйте собственную библиотеку, установите премию за инновационный подход к решению задачи, за разработку оригинальной методики, предоставьте бесплатный Интернет для обучения. Это минимум. Как максимум, поощряйте их на научную работу, публикацию собственных статей, чтение лекций. И не забывайте выделять в бюджете статью расходов на обучение сотрудников: тренинги, семинары, стажировки.

Формируйте команду

Доказано: коллектив с развитым чувством командной сплоченности справляется с задачами быстрее и эффективнее, чем коллектив, где таких отношений нет. Команда быстрее найдет общий язык, не будет тратить время на выяснение отношений и междоусобную борьбу. Поэтому устраивайте корпоративные “тусовки” или посиделки. Организуйте коллектив для игры в боулинг или пейнтбол; вместе пейте пиво в пятницу вечером или выезжайте на шашлыки. Либо просто проведите тренинг по формированию командной сплоченности. И не пытайтесь сократить время чаепитий и перекуров: поделиться семейными новостями или обсудить внешнеэкономическую позицию России - все это очень важно для формирования команды, бесспорным лидером которой являетесь, конечно, вы.

Денис Горинов, РГ “Оникс”.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100