Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (626) от 10 марта 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Порт приписки - степи монголии...

Анастасия Загоруйко

Морская трагедия ноября 2004 года с лесовозом “Вест” до сих пор на слуху. Ведь в отличие от “Аросы”, погибшей в то же время, семьи членов экипажа “Веста” не получили ни страховки, ни какой-то материальной помощи от властей. Остались только слова и обещания, которыми детей не оденешь и не накормишь...

Кто виноват?

Окончание расследования гибели “Веста” запланировано транспортной прокуратурой Находки на конец марта 2005 года. Предварительной версией гибели судна прокуратура называет не столько погодные условия, сколько человеческий фактор.

В интервью “Российской газете” исполняющий обязанности транспортного прокурора Андрей Горелов сказал, что “основная версия кораблекрушений: нарушение должностных полномочий капитанами судовых портов, которые выпустили корабли при надвигающемся шторме”.

“Хотя не исключено, что сами капитаны судов принимали неверное решение, когда стихия застала их врасплох. Поэтому списывать катастрофу на погодные условия никто не собирается. Виновные - люди и их халатное отношение к правилам безопасности мореплавания и к техническому состоянию судов”, - говорит и.о. прокурора той же газете.

Когда в дом пришла беда...

Светлана Ивановна Ковлер до сих пор не может оправиться от постигшего семью горя. Ее муж Гарри Фроймович Ковлер, старший механик лесовоза “Вест”, погиб 2 ноября.

Как рассказала корреспонденту “АВ” Светлана Ивановна, для ее мужа это должен был быть последний рейс, так как у него заканчивалась медицинская комиссия.

67-летний Гарри Фроймович снова устроился на флот, которому он посвятил 40 лет, для того, чтобы заработать немного денег, так как на нынешнюю пенсию в 2 тысячи рублей прожить довольно сложно. Во Владивостоке по объявлению вместе с женой он пришел в фирму, которая предложила старшему механику поработать на судне “Преображенское”.

По воспоминаниям его жены, муж сходил на этом судне в Японию, а по возвращению узнал, что вместо обещанной суммы зарплаты будут платить чуть ли не в два раза меньше. Стармех пошел в фирму, которая и занималась трудоустройством (хотя прокуратура почему-то утверждает иначе) экипажа на это судно.

В офисе ООО “ВестЛайн” ему сказали, что повышения зарплаты не будет, и он может уходить. Но потом, видимо, поняв, что человека такой квалификации, что называется, “днем с огнем не сыщешь”, Гарри Фроймовичу предложили пойти на другое судно, которым был “Вест”.

“Муж все время жаловался на состояние судна, и даже ключ у меня брал, чтобы открутить гайку. Часто я возила его по Находке, покупать какие-то запчасти. Моряки покупали их на свои деньги, не знаю, компенсировали ли им эти затраты. Он также рассказывал, что если нужно было какую-то деталь, то они ехали с техническим директором, но потом тот говорил, что 2 тысячи долларов это слишком дорого, ищите что-нибудь подешевле. В последний раз муж говорил, что они сходят в рейс, и “Вест” поставят на ремонт”, - рассказала Светлана Ивановна Ковлер.

На “Весте” Гарри Фроймович проработал почти 4 месяца. В последний рейс он попросил жену его не провожать, так как их должны были очень быстро отправить. Светлана Ивановна и по сей день, жалеет, что не проводила супруга, что кто-то свыше не предупредил, не уберег.

В начале ноября она по радио и телевидению слышала, что тонет какое-то судно под монгольским флагом, но не могла и предположить, что это “Вест”, так как название все время не удавалось услышать. Когда позвонил из Находки одноклассник мужа и сообщил, чей корабль тонет, она все равно не поверила.

“Его однокурсник сказал, что он провожал Гарика в этот рейс, и что это именно то судно, груженое лесом. Но нам же никто не позвонил. Многие узнали все по радио и по телевидению. И числа 5 или 6, точнее не помню, все семьи собрались возле офиса “ВестЛайна” в Находке”, - рассказала Светлана Ивановна.

В Находку к семьям членов экипажа “Вест” выходили представители фирмы, но ничего объяснить не смогли, говорили, что на корабле были и их люди. Именно те “пассажиры”, которых потом нашли с поясными сумками, в которых была денежная контрабанда.

“Мы потребовали, чтобы они объяснили, как идут поиски, ведь трое суток никого никто не искал. Жена старпома звонила в Москву, чтобы вызвали какой-то самолет, чтобы искали, а они только через 3 суток начали искать”.

Зачем уничтожили документы

Спустя 2 дня после трагедии начальник паспортной службы Государственной администрации Находкинского рыбного порта Стоцкий уничтожил все имеющиеся у него документы моряков “Веста”. Зачем? Ведь уже тогда было известно, что судно потерпело крушение и что доументы впоследствии могут быть важными уликами, которые подтверждают трудоустройство моряков и помогли бы родственникам получить страховые суммы и остатки заработной платы.

Вот, что по этому поводу сообщил сам начальник паспортной службы: “По существующей схеме отработанные документы сжигались мной ежегодно. Так случилось и в этом году. Все отработанные документы сожжены по состоянию на 04.11.04. В положении о паспорте моряка о сроках хранения четкого указания нет. Форма 8 и контракты сожжены без злого умысла, так как я делал все 4 года”.

Почему-то мне верится во все это с трудом!? Здесь ведь был совершенно необычный случай, не как для “всех этих 4 лет” его работы!

По мнению руководителя профсоюза моряков Николая Суханова, причиной уничтожения документов могут быть махинации вокруг экипажа “Веста”.

По предварительной информации, компания “Вест-Лайн” не имеет лицензии на оформление моряков за границу, и, скорее всего, воспользовалась услугами посредника. С другой стороны, считает Николай Суханов, возможно, что копии договоров были уничтожены, чтобы скрыть следы нарушений - если возможность отправиться в Японию экипаж “Веста” получил в обход существующих правил (Об этом он сообщил в интервью “Дейта.ру”). Еще одна деталь в том, что уже к 14 декабря господин Стоцкий уволился из порта по собственному желанию...

Фирма ООО “ВестЛайн” (кстати, уже расформированная и имеющая другое название) позднее все-таки выплатила семьям членов экипажа по 30 тысяч на погребение (“благородное” государство выделило каких-то 1200 рублей) и часть зарплаты. Настоящей суммы заработанного своими родными семьи так и не узнали, им перечислили деньги на счета, не предоставив никаких расчеток, позвонили и назвали, где все это можно получить...

Что же касается страховки, то вот как ответил на этот вопрос находкинский транспортный прокурор Денис Бабиков:

“В части возмещения ущерба, разъясняю Вам, что в соответствии со ст. 60 Кодекса Торгового мореплавания РФ работодатель обязан застраховать жизнь и здоровье принимаемого работника и после наступления страхового случая ...обязан выплатить страховую премию родственникам погибшего. Однако, сухогруз “Вест” находится под иностранным флагом (от автора: принадлежит судно панамской компании, а имеет порт приписки в Монголии. Интересно, в какой из её степей?), в связи с чем на иностранного собственника судна не распространяется действие законодательства РФ...”

Вот так все просто, судно иностранное и мы умываем руки? А то, что экипаж российский, как же с этим быть?

Исход расследования ясен всем: виновным в таких случаях обычно назначают капитана, особенно, если он погиб и никак не сможет опровергнуть эти слова.

Непонятно только, почему в медицинской экспертизе старшего механика Гарри Фроймовича Ковлера значится 9,3 промилле алкоголя. С чего бы вдруг человеку, который никогда не злоупотреблял алкоголем и не переносил этой привычки у других, как подтверждают его жена и знакомые, напиваться. И ведь больше ни у кого из погибших не нашли алкоголя. В чем подвох? Независимые эксперты, с которыми консультировалась жена погибшего старшего механика, также сомневаются в результатах экспертизы...

Кто поможет?

Депутат Марковцев после обращения к нему Светланы Ивановны Ковлер встретился с губернатором Приморья, который в свою очередь пообещал заняться вопросом материальной компенсации семьям “Веста”. Исполнят ли власти обещания?

Ведь гораздо красивее и пиаристее помогать пострадавшим во время какого-нибудь происшествия в Корее, чем своим жителям. Видимо, власти считают, что так они красивше выглядят в глазах общественности... А вот и нет. Не удастся быть в белом.

Редакция “АВ” задает Вам, Сергей Михайлович, вопрос от имени всех семей, чьи родные погибли на “Весте”: поможет ли краевая администрация своим жителям? Когда (дата)? В каком размере и как получить семьям эту компенсацию?

Стыдно, господа, стыдно. Ведь никто не застрахован от бед. Или вам обязательно нужно испытать такую беду на своей шкуре, чтобы понять и помочь?..

Анастасия Загоруйко.


МЧС ПОШЁЛ СПАСАТЬ, КОГДА УЖЕ ПОЗДНО БЫЛО

По мнению начальника поисково-спасательной службы Валерия Топоркова, после крушения сухогрузов людей удалось бы спасти, если бы авиация прибыла на место происшествия раньше. Сигнал бедствия поступил в морской спасательно-координационный центр Владивостока 2 ноября во второй половине дня, а авиация прибыла на место происшествия только 3 ноября, около полудня. Большую часть времени заняли согласования.

Первоначально полеты авиации по поиску моряков с лесовоза “Вест” выполнялись на коммерческой основе. Однако уже на третий день зафрахтовавшая судно компания не смогла оплачивать поисковую операцию, и за дело взялась команда МЧС, но было уже поздно, сообщила после трагедии “Российская газета”.

Рис. Вячеслава ШИЛОВА.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100