Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (611) от 25 ноября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Больше торговых центров, хороших и разных!

Сергей ШАРОНОВ

(На статью г. Павловой “Бестолковость” (“АВ” № 45)
Я выписываю “АВ” последние 8 лет и внимательно читаю многие публикации и не могу не отметить, что в последнее время в некоторых из них наметилась нездоровая тенденция к передёргиванию фактов и их тенденциозному изложению.

Характерный пример этой тенденции - статья Галины Павловой “Бестолковость”. Чтобы вы не заподозрили меня в ангажированности, сразу заявляю: всё, что изложено в моём письме - это сугубо частное мнение простого обывателя, потребителя и покупателя, проживающего в нескольких сотнях метров от эпицентра описываемых событий, с детства привыкшего руководствоваться во всём здравым смыслом и неравнодушного к судьбе родного города.

Прежде всего поясню, что за “хрушёвка” распложена по ул. Захарова,5, и что за пенсионеры там живут. Ну какая же это хрущёвка? В 70-х и 80-х годах прошлого века этот дом считался элитным, и жили в нём флотские начальники высокого ранга (в том числе и адмиралы). Да и сейчас там живут в основном отнюдь не вдовы участников войны, а те же самые начальники, но уже в запасе или в отставке. Они привыкли у себя на службе всеми командовать и чтобы все им беспрекословно подчинялись, поэтому теперь, “на гражданке”, никак не могут смириться с тем, что кто-то посмел начать строительство, не испросив их высочайшего соизволения, что кто-то смеет им не подчиняться.

По поводу утверждения о том, что строящийся торговый центр “закроет солнце и свет” жителям дома: ну нельзя же так явно передёргивать! Автор статьи не могла не побывать на месте событий и, следовательно, не могла не заметить, что строящееся здание находится к северо-западу по диагонали от дома, поэтому не может закрыть ни свет, ни, тем более, солнце, которого с северо-западной стороны никогда не бывает.

По поводу пространных сетований автора, что во Владивостоке строится слишком много торговых центров, заявляю, что в условиях рыночной экономики всё решает спрос: если есть спрос, будет и предложение. Я, наоборот, считаю, что торговых центров и, особенно, супермаркетов во Владивостоке всё еще недопустимо мало. Главный индикатор тому - существование Владивостокского ГУМа, который, продолжая все последние годы торговать “по-совковому” и совершенно бездарно использовать торговые площади в самом центре города, до сих пор не разорился. В условиях нормальной конкурентной среды этот “заповедник советской торговли “ давно бы уже пролетел, как фанера над Парижем.

На весь Эгершельд - только один супермаркет (“Сфера-маркет” на углу Бестужева и Станюковича), да и тот по ассортименту товаров до супермаркета не дотягивает, а отсутствие конкурентов поблизости позволяет беспрепятственно задирать цены, которые здесь в среднем на 5-15 рублей выше, чем в “Игнате” и гипермаркете “В-Лазер”. Например, японские растворимые супы мисо здесь стоят на 13 рублей дороже, чем в “В-Лазере”. Об “Алгосе” на Привокзальной площади я вообще молчу: это - типичный “совковый” гастроном с кучей бестолковых продавщиц, половина из которых занята неизвестно чем, а во всех отделах - перманентные очереди. Вообще в последнее время у нас стало модно любой продуктовый магазин гордо именовать супермаркетом, а любой ларёк - бутиком (как у М. Задорнова - “овощной бутик” ). А по мировым стандартам супермаркетом считается магазин, в котором ассортимент товаров насчитывает от 10 до 30 тысяч наименований, гипермаркетом - от 30 до 50 тысяч, мега-маркетом - от 50 тысяч до бесконечности. Много ли найдётся во Владивостоке таких магазинов?

Автор статьи хоть честно признала, что на месте стройки была фанерная забегаловка, доставлявшая жильцам немало неудобств. А то в последнее время во многих СМИ гуляет штамп “стройка на месте детской площадки”, хотя в большинстве случаев он не соответствует действительности. Например, с противоположного торца того же дома ведётся еще одна стройка, и раньше на её месте была тоже отнюдь не детская площадка, а пункт приёма стеклопосуды, и возле этого “очага культуры” постоянно тусовалась местная алкашня. А на месте строящейся гостиницы на углу 1-й Морской и Бестужева вообще был пустырь с перманентно дымящими мусорными баками. Так кому мешает, что коммерсанты обустраивают инфраструктуру города и облагораживают его облик? В чём провинились безобидная аптека и стоматологическая клиника в цокольном этаже по Захарова, 5? В том, что благоустроили прилегающую территорию и даже установили там статую богини Гигеи?

И, наконец, не могу не высказать своё мнение по поводу пассажа про “город-торгаш” в первом абзаце статьи. Хотя автор сразу оговорилась, что ничего плохого в эти слова не вкладывает, само противопоставление понятий “город-труженик” и “город-торгаш” уже подразумевает, что коммерция - это не труд, а нечто паразитическое. Сразу вспоминается пресловутое постановление ЦK КПСС “О мерах по борьбе с нетрудовыми доходами”, а также слова из песни “Скованные одной цепью” группы “Наутилус”: “Здесь мерилом работы считают усталость”.

Неужели было бы лучше, если бы у нас, как где-нибудь в Комсомольске-на-Амуре, вместо торговых центров на каждом углу дымило и грохотало нечто индустриальное, метко названное М. Задорновым “производство средств производства по производству отходов производства”? В 1986 году был я проездом в этом “заповеднике индустриализации”. Из 84 городов страны и мира, в которых я побывал за последние 30 лет, он произвёл на меня самое гнетущее впечатление.

Что плохого в том, что из захолустного провинциального города, каким Владивосток был в годы коммунистической диктатуры, усилиями коммерсантов он постепенно превращается в современный мегаполис, который не стыдно показать иностранным туристам?

Сергей ШАРОНОВ, “труженик” туристического бизнеса.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100