Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (600) от 8 сентября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Живое море или нефтяные трубы

Анна СЕЛЕЗНЕВА

Вперед! К купанию в теплых нефтяных водах заливов!

В жаркие дни прошлой недели на живописном побережье Хасанского района проходило яркое действо: экологи выступили в защиту редкого краснокнижного зверя –дальневосточного леопарда, для которого строительство нефтепровода в бухту Перевозная – верная гибель. С экологами приехали школьники, шли выставки, концерты, сбор подписей. Акцию поддержал международный экологический фонд WWF.

Вперед! К купанию в теплых нефтяных водах заливов!
Уже два с лишним года нам внушается мысль, что вот-вот – и нас осыплет чуть ли не золотом нефтепровод из Сибири до бухты Перевозной. Вот-вот, совсем чуть-чуть – и вместе с нефтью из страны к нам почему-то хлынут и деньги, и работа, и горючее.

Тот самый нефтепровод, который сначала планировали от Ангарска, а теперь от Тайшета: на изменении маршрута у Байкала, к счастью, смогли настоять байкальские экологи. Протесты же приморских экологов помогли пока лишь рассекретить конечную точку маршрута, которая до недавнего времени вслух называлась «Находка», а в кулуарах – бухта Перевозная. И конкретных материалов экологи получить не могли, несмотря на существование Конституции РФ и российских законов, по которым информация, касающаяся интересов населения и его здоровья, должна быть открыта.

Даже общественная экспертиза, которую зарегистрировали экологи «Зеленого креста», не могла получить от «Транснефти» необходимых для экспертизы данных – по причине секретности, как объявили в суде нефтяники.

Наконец, конечный пункт - «Бухта Перевозная» - прозвучал официально.

Прошли общественные слушания, на которые собрались ученые, директора заповедников, рыбаки, экологи, общественные организации. Единодушие наблюдалось поразительное: все собравшиеся, имеющие разные интересы и часто спорящие по разным проблемам, ЕДИНОДУШНО отозвались о проекте строительства гигантского нефтепровода на ПЕРЕВОЗНУЮ как о КАТАСТРОФЕ ДЛЯ ПРИМОРЬЯ.

Единодушно против Перевозной
Выход нефтепровода на Перевозную и строительство там нефтепорта, нефтехранилища и терминалов катастрофично для лососевых рек, для биосферного Морского заповедника и старейшего в стране заповедника Кедровая падь, для марикультуры и рекреации, для островов Русского, Попова, Рейнеке, Рикорда и др., для Владивостока и Амурского залива, для последних в мире леопардов, сохранившихся лишь в Хасанском районе, для развития туризма, для самого южного и теплого в России моря, для единственного курортного морского побережья для населения Дальнего Востока и Сибири.

Мнение было единодушным: КОНЕЧНЫМ ПУНКТОМ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА БУХТА ПЕРЕВОЗНАЯ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Мнение прозвучало твердо и единодушно – несмотря на окрики во время обсуждения вице-губернатора Горчакова и недовольство представителей государственной «Транснефти». Были предложены другие места конечной точки нефтепровода, прежде всего – Находка.

Участники общественных слушаний вписали отрицательное мнение в протокол слушаний, естественно, заранее подготовленный нефтяниками и одобряющий сей проект. Кстати, в нарушение закона не были предоставлены ни альтернативные варианты проекта, ни многие другие данные – несколько томов просто не было предложено для ознакомления.

Несогласие было вписано в официальный протокол, нефтяники поехали по трассе дальше очаровывать дальневосточников и сибиряков. А во Владивостоке вроде бы начали звучать мнения, что возможна смена конечной точки маршрута, например, на Находку.

А на прошлой неделе президент «Транснефти» Семен Вайншток публично заверил, что проект нефтепровода на Перевозную будет вот-вот подписан, что нефтяники всё компенсируют, что никаких бед, катастроф и протечек нефти не будет, и сообщил однако, что после слушаний они решили увеличить суммы компенсаций на ликвидации последствий аварий!

Так что живите, господа дальневосточники, спокойно со своим южным морем, с которым вы носитесь, и не мешайте нам выкачивать и гнать сырую нефть за рубеж! Кстати, вопреки принятой «Энергетической стратегии России», которая предусматривает экспорт не сырой нефти, а продуктов её переработки. Но гнать на заграницу сырую нефть – это ж насколько удобнее нефтяникам!

Нам высокие цены на нефть благополучием не грозят - у нас же не Эмираты, народ которых купается в нефтяных долларах, имея бесплатное образование, медицину, воду, прекрасное строительство, развивая науку, уничтожая бедность и т.д. и т.п.

Денежки нефтяники получат непредставимо громадные! А мы с вами останемся у гибнущего моря, промышленных, а не курортных побережий, поскольку в нашем крае ни рекреация с туризмом не стали (а теперь и не станут) выгоднейшими отраслями экономики, ни интересы населения не будут учтены (как положено по закону), поскольку главное – согласие власти. А теперь, когда в состав Совета «Транснефтепродукта» избран знакомый приморцам г-н Сурков из Администрации президента, давление и шансы нефтяников отхватить кусок курортного побережья Приморья возросли.

Однако пока решение окончательно не принято, есть еще шансы на то, чтобы укоротить аппетит нефтяников. Приморцы должны знать, что и их голос имеет значение (особенно в предвыборный для губернатора год). Кстати, пока депутаты Хасанского района отказались подписать нефтяникам согласование на выделение земли для строительства.

Государство замахивается на это строительство давно – тридцать лет назад уже была выбрана наилучшая трасса для нефтепровода. Но тогда то ли государство было умнее, то ли чиновники и специалисты были честнее, но от выхода нефтепровода на Перевозную отказались. Причина: колоссальный вред уникальной природе Приморского края и южному побережью и морям. Инженеры и проектировщики предложили более безопасный вариант: бухта Козьмино близ Находки. Об этом плане мне рассказал бывший военный специалист, один из тех, кто реально может оценить трассу – и старую и новую, Евгений Коробов. После нашего разговора он написал более подробно о событиях тех лет.

Нефтепровод – проект из семидесятых.
Ухудшенный!

«В последнее время пишется много статей и ведется много споров по строительству магистрального нефтепровода «Тайшет – бухта Перевозная» с производительностью 50 млн. тонн нефти в год. Экологи правы, требуя запрета на размещение в бухте Перевозной нефтераздаточного и нефтеперерабатывающего комплексов. От них пострадает природа Хасанского района и лесные и морские заповедники.

Почему-то напрочь забыт тот факт, что в конце 70-х – начале 80-х годов правительство нашей страны (тогда – СССР) принимало решение о строительстве нефтепровода «Тюмень – Находка» с производительностью 60 миллионов тонн нефти в год. Из них 10 миллионов тонн предназначались для нужд областей и краёв Дальнего Востока и Крайнего Севера. А 50 млн. тонн – для продажи за границу, в основном – в Японию. В разработанном ТЭО (технико-экономическом обосновании) было предусмотрено, помимо строительства самого нефтепровода «Тюмень – Находка»:

1. Строительство нефтеперерабатывающего завода в районе деревни Васильевка (9 километров от пос. Новолитовск, 17 км от Находки),

2. Строительство нескольких ниток трубопроводов для подачи нефти и нефтепродуктов от нефтеперерабатывающего завода у деревни Васильевка до раздаточного нефтепорта в бухте Козьмино, протяженностью около 50 км.

3. Строительство нефтераздаточного морского порта в бухте Козьмино стоимостью 220 миллионов долларов (в 5 км к западу от порта Восточный) с возможностью приема танкеров водоизмещением 100 тысяч тонн,

4. Строительство нефтебазы в районе пос. Кневичи вместо ликвидируемой во Владивостоке Первореченской нефтебазы (по постановлению правительства РСФСР от 1956 г. из г. Владивостока должны быть убраны 4 вредных предприятия: Первореченская нефтебаза, агаровый завод, шиноремонтный завод и еще какой-то «вредитель». В действительности все «вредители» из Владивостока, кроме нефтебазы, были убраны, а вот нефтебаза живет и процветает в нарушение всяких норм и правил. На месте Первореченской нефтебазы давно должен быть возведен спортивный комплекс для подготовки олимпийских спортсменов. В составе его должен быть дворец для зимних видов спорта – игры в хоккей, соревнования фигуристов, бег на коньках, катание жителей города на коньках и т.п.)

Для выполнения всех проектных работ по нефтепроводу «Тюмень – Находка» и нефтеперерабатывающему заводу был определен генеральный проектировщик – Волгоградский институт «Гипронефть». Проектирование нефтераздаточного морского порта в бухте Козьмино планировалось поручить Владивостокскому институту «Дальморниипроект» (ныне - ДНИИМФ).

Но всему этому не суждено было сбыться. В дело вмешались и политика, и угробление нефтяных вышек в Тюменской области из-за безграмотной их эксплуатации ради сиюминутной наживы.

Надо полагать, что наши «предки» были не глупее нас в вопросах экологии и сохранения природы в Приморье.

Как размещение трассы нефтепровода по приморью, так и выбор места размещения нефтеперерабатывающего завода и нефтераздаточного морского порта были тщательно рассмотрены с целью сохранения растительного, животного и морского мира, с причинением им минимального ущерба.

Неужели этого не хотят видеть, не понимают те, кто усиленно проталкивают нефтепровод в бухту перевозную?

Неужели сторонникам этого варианта мало загаженных и запакощенных бухт и пляжей Владивостока и его окрестностей?

Неужели сторонники нефтепровода в бухту перевозную не знают, как у нас дуют ветры летом и зимой, откуда приходят тайфуны и циклоны и куда они уходят?

Неужели специалисты и грамотные люди, отстаивающие уникальные ценности нашей природы, бессильны перед хапугами, ничего не ценящими, кроме баксов, бриллиантов и золота, попадающего им в бездонные карманы?

Почему бы нашим властям не спросить мнение народа, живущего в Приморье?

Или мы по-прежнему быдло, нужное только в период очередных выборов во власть?»

P.S.: Газета ещё вернется к подробностям этого грандиозного проекта, подробнее расскажет о протестах специалистов, ученых, рыбаков, экологов, короче – общества.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100