Арсеньевские вести - газета Приморского края Книги от издательского дома Водолей
архив выпусков
 № 33 (596) от 11 августа 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
Почтовый индекс по России: 15543Online подписка на Арсеньевские вести
ВСЕЛЕННАЯ

Жива ли этика?

Надежда АЛИСИМЧИК

Думаю мало найдется людей, которые не слышали об учении Живая Этика, записанном преимущественно Еленой Рерих, супругой и матерью двух величайших художников прошлого века.

Живая Этика - азбука общения человека с Богом, Природой, Космосом, человеком, а главное - со своим собственным сердцем. А также с новыми (более тонкими, чем электричество) энергиями Огня, освоив которые, человек может трансмутировать всю свою негативную карму и общаться со своим высшим «Я».

Первым популяризатором Живой Этики для широких слоев России стал недавно почивший поэт, философ и литератор Валентин Сидоров. В мае 1974 года (год празднования 100-летнего юбилея Николая Рериха) поэт побывал в гостях у Святослава Рериха. Итогом поездки стала его книга «Семь дней в Гималаях». Она была напечатана в 1982 году в журнале «Москва» и превратилась для многих в настольную книгу. Вскоре Россия широко распахнула двери для имени Рерихов. В Кремле состоялась беседа Святослава Николаевича Рериха с супругами Горбачевыми.

Тем временем Валентин Сидоров издавал сборники стихов и писал новые книги, подводя нас все ближе и ближе к моменту издания в России книг Живой Этики. В ксерокопиях они в это время уже гуляли во всю. А в 1990 г. Сибирское рериховское общество (Новосибирск, издательство «Сибирь-ХХ1 век») выпустило все книги Учения Агни Йоги ( Живая Этика). Плотину молчания прорвало, хлынул поток информации об уникальной семье Рерихов. Все немного «рерихнулись» - с головой погрузились в чтение.

В 1993 году уходит из жизни Святослав Рерих. Вот тут и произошел наметившийся несколько ранее основательный раскол рериховцев на сторонников Людмилы Шапошниковой (историка-индолога и журналиста), получившей архивы и картины семьи Рерихов, и сторонников Валентина Сидорова, духовного подвижника рериховских идей. Кроме этого, выделилось несколько довольно крупных «независимых» групп рериховцев, а одиночкам - вообще счету нет. Рериховцы таким образом поделились на централизованных «ортодоксов» - шапошниковцев, самоцентрированных - сидоровцев и прочих, так сказать, «некошерных» рериховцев, групповых и одиноких.

ЭТИЧЕСКИЕ РАЗБОРКИ
Среди "некошерных" во Владивостоке оказались довольно колоритные фигуры. Одна из них - выходец из нашего города - Михаил Лунев. Он взял, да никого не спрашивая, поехал в Индию и начал восстанавливать поместье Рерихов как Бог на душу положил. Как идет работа, не знаю, но время от времени либо он сам возвращается в наш город и устраивает выставки, либо это делают его соратники. При этом и ему, и им всякий раз культурно объясняют, что без благословения Шапошниковой этого делать нельзя, потому что Людмила Шапошникова возглавляет единственную законную рериховскую организацию - МЦР - ведь именно ей переданы архивы Рерихов со всеми правами на них. Следовательно, она - иерарх, а иерархию нарушать запрещено Махатмами.

А Лунев не слушает их и гнет свое. Организовал «Восточное рериховское общество «Урусвати», которое стало издавать печатную продукцию и устраивать выставки. Одна из них состоялась в начале этого года в ДОФе Владивостока. Очень не понравилось это рериховцам «в законе» и они стали на него жаловаться - запретите.

Плоха или хороша деятельность Михаила Лунева? Ни судить ее, ни пропагандировать не берусь. Но метод, которым ее хотят запретить, с моей «некошерной» точки зрения, очень плох, смахивает на донос.

Так в период проведения январской выставки во Владивостоке в адрес руководства ДОФа пошли письма на ее запрет со следующими аргументами:

«Уважаемый Анатолий Иванович!...Так называемая организация Лунева М.С. «Восточное рериховское общество «Урусвати» не имеет ничего общего с рериховским движением, так как идет против воли Рерихов... а действия их не только крайне акультурны, но и противозаконны. Пожалуйста, обратите внимание на то, что:

- документы предъявляемые луневцами на проведение выставки «Русь-Индия», копии старого образца;

- таможенные и налоговые пошлины за доставку товаров и сувениров из Индии не оплачены;

- продажа и распространение клеветнических нелицензированных изданий, разжигающих межнациональную вражду в период участившихся террористических актов, крайне социально опасны».

Если органы воспримут это всерьез и оценят ущерб государству от недоимки налогов с открыток и сувениров, а «клеветнические нелицензированные издания» приравняют к терактам, тогда Лунев, надо полагать, как «кошерный конкурент» будет устранен навсегда.

В чем заключается конкретно «нелеицензированная клевета» Лунева, которую можно приравнять к терактам, излагается уже в письме другого автора на имя того же Анатолия Ивановича: «...в здании офицеров флота, находящемся в Вашем ведении, работает передвижная выставка из Индии «Русь-Индия». Выставка организована так называемым «Восточным рериховским обществом «Урусвати» (руководитель - Лунев М.С.) Я посетила данную экспозицию, где обнаружила листовки, которые порочат деятельность Международного Центра Рерихов (МЦР, г. Москва) и его руководителя Людмилу Васильевну Шапошникову, а также последователей МЦР».

Далее в письме сообщается о вселенском масштабе деятельности МЦР и о том, что его руководитель Людмила Шапошникова - академик двух академий, и по ее инициативе регулярно проводятся международные общественные и научные конференции, на которых выступают с докладами ученые мирового уровня. Упоминает автор и о собственной деятельности: «Мы, сотрудники общественной организации «Центр «Человекознания» и негосударственного учреждения «Редакция газеты «Светоград», также являемся последователями МЦР. Наша деятельность развивается по проекту, научным руководителем которого является Г.П. Турмов, ректор ДВ технического университета, при поддержке Управления культуры Администрации Приморского края... А что представляет собой общество «Урусвати»?» - спрашавает у Анатолия Ивановича руководитель «Человекознания» Ольга Авилова.

Обидно, конечно, что общество «Урусвати» не считает Шапошникову Белой Тарой, а ее последователей шестой расой. Чем же МЦР, ее руководитель Шапошникова и ее последователи так не потрафил и Луневу, а он в свою очередь чем им так досадил, что его деятельность они приравняли к подрывной?

ШАПОШНИКОВА - ЭТО «ХОДОРКОВСКИЙ В ЮБКЕ» ?
А потому что «луневцы» не приемлют Шапошникову, обвиняя ее вот в чем: «На просторах нашей родины, практически во всех регионах и во многих городах России и СНГ, активизировали свою подрывную деятельность фанатичные сторонники новой жестокой тоталитарной секты - прикрывающиеся именем Рерихов и направляемые «международным центром Рерихов» (Москва) под руководством Шапошниковой Л.В.

Деятельность «МЦР» и его сторонников направлена на возвеличивание своего московского «гуру» и на подавление всех инакомыслящих последователей Рерихов, не подчиняющихся этому «гуру» и говорящих о нем правду...

За счет всенародного бедствия немыслимо обогатили себя всякого рода нувориши и воры, многие из которых превратились потом в «уважаемых» людей и «олигархов».

Не устояла перед искушением и Людмила Шапошникова, захватившая «под шумок» бесценное всенародное достояние - наследие семьи Рерихов. Для этого ею были использованы подложные документы за подписью С.Н. Рериха, но которые он сам в глаза не видал, и мастерски проведена интрига против других лиц, которым было, наряду с Л. Шапошниковой, действительно передано наследие для Страны. Вследствие чего бесценное сокровище, только материальная стоимость которого по разным оценкам колеблется от нескольких сот миллионов до миллиарда долларов, полностью оказалось в руках махинаторши. Разогнать весь состав Советского Фонда Рерихов, созданного самим С.Н. Рерихом, оказалось делом техники»...

В Доме офицеров мне сообщили, что письма с требованием закрыть выставку они получили. Кроме этого, к ним приходила разгневанная делегация «рериховцев», от общения с которыми у офицеров остались неприятные воспоминания. Они им посоветовали разобраться в разногласиях с Луневым в суде. Сами сотрудники ДОФа никаких претензий ни к к выставке, ни к ее устроителям не имели.

Да и никакого ослабления патриотизма на Тихоокеанском флоте в период проведения выставки отмечено не было.

НАСЛЕДИЕ НАРОДА ИЛИ ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ШАПОШНИКОВОЙ?
Поводом для разногласий послужил переданный архив семьи Рерихов. Яростный спор о том, кому он должен принадлежать, начался практически сразу после смерти Святослава Николаевича с письма его вдовы Девики Рани, внучатой племянницы Тагора и первой леди индийского кино.

«3 октября 1993 года, Бангалор, Индия. Президенту Российской Федерации Борису Николаевичу Ельцину.

ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ!
Как Вы знаете, мой покойный муж, великий сын России Святослав Николаевич Рерих передал русскому народу бесценное наследие семьи Рерихов. Это было сделано в 1990 году в надежде на культурное сотрудничество между двумя народами - России и Индии. Руководители тогдашнего Советского фонда Рерихов, а именно президент указанного фонда господин Борис Угаров, и вице-президенты доктор Ростислав Рыбаков, доктор Людмила Шапошникова, и господин Сергей Житенев, выразили свою готовность и желание выполнить волю Святослава Рериха и приложить все усилия для развития и осуществления благородных идей Рерихов в России и во всем Мире.

Из этих четырех человек, взявших на себя большую ответственность сохранения и использования наследия Рерихов, президент Угаров скончался, доктор Рыбаков покинул Фонд из-за непреодолимых разногласий с мадам Шапошниковой, а господин Житенев был исключен из Фонда самой мадам Шапошниковой... Единственный, кто остался и осуществляет полный контроль над наследием, это мадам Шапошникова. А это как раз тот человек, кому в сложившейся обстановке ни я, как полноправный наследник Святослава Рериха, ни другие друзья семьи Рерихов не можем доверять.

Как я уже сообщала Вам, господин Президент, в моей телеграмме на Ваше имя, мадам Шапошникова была в высшей степени груба со мной во время похорон моего мужа. Она была заинтересована в одном - просто вырвать у меня для себя как можно больше предметов и наследия в этот печальный момент нашей жизни. А мы так хотели, чтобы хоть кто-нибудь был рядом с ним в последние минуты его жизни, с кем он мог бы поговорить по-русски. Она угрожала мне и нашему доверенному секретарю госпоже Мэри Джойс Пунача и применяла насильственные методы, чтобы заставить нас пойти на удовлетворение ее своекорыстных требований в ее личных целях. Только она и господин Кадакин из Посольства России несут ответственность за тот факт, что доктор Святослав Рерих похоронен в Индии, а не в России, как мы намеревались.

Я просто не могу понять, господин Президент, такое положение, когда даже сейчас, после всех этих безобразий, все картины и архивы семьи Рерихов, которые принадлежат всему Миру, продолжают оставаться в ведении этого человека, желающего удержать их в своих личных целях.

Вы наверняка знаете, господин Президент, что все наследие было передано России со специальной оговоркой, что в любой момент, когда доктор Рерих сам или его правопреемники сочтут необходимым, наследие, целиком или частично, должно быть возвращено в Индию.

Я пришла сейчас к решению отозвать это наследие обратно. Согласно международному праву, я имею полное право осуществить это свое решение.

Но узнав, что ваше Министерство культуры планирует создать в Москве государственный музей Рерихов, я приняла следующее решение.

Я хочу, чтобы все картины, архивы и личные вещи, переданные Святославом Н. Рерихом бывшему Советскому фонду Рерихов, были на тех же условиях переданы государственному Музею Рерихов и оставались там - при условии, что между датой отправки данного письма и датой объявления о создании вышеназванного музея пройдет не более двух месяцев. В противном случае, я вынуждена буду принять соответствующие юридические меры.

Я готова прибыть в Москву сама или направить своего специального представителя, чтобы сверить наличие всех архивов и наследия с полной описью переданного, хранящейся в нашей семье.

Прошу Вас, господин Президент, рассматривать это дело как исключительно срочное и серьезное.

Мы все шлем Вам наше благословение в этот трудный исторический час; как все члены семьи Рерихов, я всегда верю в Великое будущее Великой России.

Я молюсь за Вас, господин Президент, и желаю Вам всяческих успехов.

С искренней симпатией, госпожа Девика Рани-Рерих»

ДОПУСТИМА ЛИ ПРИВАТИЗАЦИЯ РЕРИХОВ?
Девика Рани скончалась - в марте 1994года...

Окончание в следующем номере

Надежда Алисимчик


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100