Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (560) от 4 декабря 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Уроки речи в царстве тишины

Елена Рябкова

В общеобразовательных школах занятия идут полным ходом. На переменах в коридорах слышится шум, но совсем по-другому проходят учебные будни слабослышащих и глухих детей.

Я зашла в маленькую комнату, где проводятся занятия у самой младшей группы (это дети трёх лет). Урок начался с фонетической ритмики: малыши пытались повторить за преподавателем звуки. Со стороны могло показаться, что проходит игра, но на самом деле подобные тренировки направлены на закрепление речевых навыков. Основной акцент делается на работу с наушниками. Именно наушники помогают усилить подачу речевого материала, при этом громкость делается в зависимости от степени заболевания.

После урока я осталась побеседовать с учителем-дефектологом Галиной Александровной Сидоровой. Она подробно рассказала мне о том, как проходят занятия у глухих и слабослышащих детей на начальной стадии. В первые три месяца малыши работают над произношением простых фраз, пытаются читать по губам, во втором полугодии задачи усложняются: дети должны научиться различать звуки, когда не видят губ говорящего, распознавать музыкальные звуки, отличать «а» от «о», звукоподражательные «мяу», «гав».

После уроков малышам надевают слуховые аппараты, со временем дети привыкают пользоваться ими и уже могут определить, когда батарейки на аппарате садятся. Для совершенствования слуха используется и так называемый вибратор. Дети через тактильные ощущения учатся различать звуки. Иногда запоминание звуков проходит через прикосновения. Вибратор в отличие от наушников используется на индивидуальных занятиях.

Как рассказывает Галина Александровна, новую аппаратуру оплачивает только городская администрация, щедрых спонсоров-меценатов пока не наблюдается.

В третьем классе у детей развитие речи проходит наряду с усвоением общеобразовательной программы. Ученики коррекционного дома занимаются по специальным учебникам из серии «Школа слабослышащих». Преподаватель Алла Владимировна Пичугина отмечает, что учебники достаточно старые, а новые издания достать проблематично из-за того, что Владивосток расположен далеко от центра.

Занятия в начальных классах проходят так же 5 раз в неделю, как и в общеобразовательной школе. «В наших классах есть дети с высоким интеллектом, но, увы, по сравнению с прошлым годом их вряд ли удастся направить в обычную школу...» - говорит Алла Владимировна. На столах учеников находятся аппараты для усиления слуха.

Когда я побывала на уроке для третьеклассников, я заметила, с каким вниманием и усердием дети пытаются освоить программу. Некоторые из них старались сказать как можно больше, превзойти своих одноклассников.

Чтобы достичь существенных успехов в развитии детей, важен труд каждого педагога. Преподаватели поэтому говорят так: «У нас нет звёзд! Только тесная взаимосвязь даёт хорошие результаты!»

Елена Рябкова.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Мухину Наталью Ивановну, заведующую коррекционной школой-садом №178.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100