Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (532) от 22 мая 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Авантюрист или фантазер?

(без автора)

Каждый день на второй странице New York Times под неприметным заголовком «Корректуры» появляется несколько маленьких заметок, в которых тщательному исправлению подлежат ошибки и пропуски, допущенные в предшествующие дни.

Если, например, в газете указывалось неверное время закрытия ботанического сада в Бруклине, на следующий день там появлялось сообщение в десять строк с исправленными данными.

Конечно, для любого автора New York Times в какой-то степени стыдно обнаружить свою статью с исправлениями на второй странице, но для газеты в целом данная рубрика - это символ статуса.

Именно пристрастным отношением к мелочам «Корректуры» призваны демонстрировать приверженность редакции к точности и добросовестности. Кроме того, наличие рубрики «Корректуры» подразумевает: все, что тут не было исправлено, то есть более 90% всех сообщений, не содержит ошибок и, возможно, даже соответствует действительности. Для газеты, которая - как все уважаемые издания - живет от доверия своих читателей даже больше, чем от рекламы, не может существовать никакого более важного критерия.

И вдруг, при такой щепетильности, выяснилось, что один из самых остросюжетных журналистов газеты, Джейсон Блэр, четыре года писал статьи, не выходя из дома. Блэр давал репортажи с мест, где он ни разу в жизни не был, ссылался на информированные источники, которых, возможно, никогда не существовало, обманывал своих коллег, приводил высказывания людей, которые не могут вспомнить о визите журналиста. Порою он списывал целые абзацы из других публикаций, не ссылаясь на первоисточник. Некоторые из сфальсифицированных материалов - нередко самые сенсационные, например история разоблачения двух вашингтонских снайперов - были опубликованы на первой странице газеты и немедленно подхвачены другими средствами массовой информации, обычно без какой-либо проверки. Когда начальник требовал у него подробностей о жилище одного собеседника, с которым Блэр якобы разговаривал, тот подробно описал как красную черепицу на крыше, так и все цветы в саду, хотя он никогда там не был, а только досконально изучил снимки, которые фотограф NYT сделал на месте событий и поместил в электронный архив фотодокументов. New York Times за всю свою 156-летнюю историю еще не сталкивалась с такими вопиющими случаями журналистского обмана. Позор безмерен, потеря доверия огромна, ирония конкурентов едка. Чтобы спасти хотя бы оставшееся уважение, газета не просто попросила прощения у своих читателей, а в популярном воскресном выпуске отдала четыре полных страницы рассказу об обманах и разочарованиях. Редакция подробно и ничего не скрывая осветила историю удивительной карьеры Блэра.

The New York Times расхлебывает сейчас последствия нечистоплотности Джейсона Блэра. Которая, впрочем, не нова для журналистики: например, в 1981 году другая ведущая газета США The Washington Post вернула Пулитцеровскую премию, полученную за придуманную репортером Джанет Кук историю о восьмилетнем наркомане. Чилийская журналистка Исабель Альенде сделала себе имя, публикуя в латиноамериканских газетах забойные интервью на темы феминизма. «Я вижу, что тексты ваших интервью придуманы. Смените профессию, займитесь литературой», — вовремя посоветовал ей знаменитый чилийский поэт Пабло Неруда. Сегодня имя писательницы Исабель Альенде известно всему миру. Возможно, и афроамериканец Джейсон Блэр найдет свое призвание не в журналистике, а в беллетристике.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100