Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (516) от 30 января 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Не понимаешь? Протоколом тебя!

Подготовила Дарья ПАВЛОВА

22 января 2003 года в 00-30 Алексей Федин ехал на своей Тойоте Краун по Владивостоку. В районе дома № 17 на улице Калинина он был остановлен инспектором ГАИ Дружининым для проверки документов.

Алексей предъявил права, техпаспорт на автомобиль и справку-счет. Последний документ на момент проверки был просрочен, и по этой причине Алексею предложили сесть в стоящую рядом машину, где какой-то гражданин в милицейской форме начал составлять протокол о нарушении сроков регистрации автомобиля.

Пока заполнялся протокол, Федин спросил, какой штраф полагается за это нарушение. Ему велели вопросов не задавать, а молча подписать протокол. Федин не унимался, он спросил, можно ли прочитать протокол перед тем, как его подписывать. Тут терпение проверяющих лопнуло, было сказано, что он задает слишком много вопросов и что поэтому его надо проверить «на наркотики».

В кабинете наркологической экспертизы врач-нарколог проверила «нарушителя» по тестам, в том числе с взятием биологического материала на анализ. После этого, примерно в 2 часа ночи, сотрудник городского ГАИ приступил к составлению трех протоколов: «Об отстранении от управления транспортным средством», «О направлении на медицинское освидетельствование», «Об административном правонарушении физического лица».

Заполнив протоколы, милиционер передал их на подпись задержанному. В графе «Существо нарушения...» одного из документов была запись «Водитель Федин А.С. управлял автомашиной Тойота Краун б/н в состоянии наркотического опьянения. Акт К.Н.Д. №346, чем нарушил п. 27 Правил дорожного движения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 12.8.1 КоАП РФ». Федин поинтересовался, что означает эта запись и где Акт №346 с результатами экспертизы. Сотрудник ГАИ объяснил, что результаты анализа на наличие наркотиков будут готовы через неделю, если подозрение не подтвердится, то запись про наркотическое опьянение будет считаться недействительной. Чтобы скорее отпустили (в 2 часа ночи!), Алексей подписал протоколы, а в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении» написал, что он наркотики не употребляет, и в алкогольном опьянении не находится.

После этого сотрудник ГАИ еще дописал в одном из протоколов, что «обстоятельства, вызвавшие необходимость направления на медицинское освидетельствование» это «неадекватное поведение, покраснение оболочки глаз и дрожание пальцев рук».

За водительскими правами Алексею велели прийти в кабинет административной практики горГАИ через неделю, и «находящийся в состоянии наркотического опьянения» (согласно протоколу) Федин без прав и даже без временного удостоверения на право вождения автомобиля уехал на своей Тойоте восвояси.

Будучи курсантом Морского государственного университета, о происшествии в тот же день Алексей рассказал одному из преподавателей. Тот позвонил в ГАИ начальнику отдела административной практики Топоркову и получил ответ, что парень в ночь с 21 на 22 января был абсолютно трезв, никаких наркотических средств в его организме не обнаружено, и что «за правами можно прийти уже завтра». Копию Акта №346 в МГУ также получили по официальным каналам, оказалось, что уже в день задержания водителя в нем стояла запись врача Андреевой «Трезв, признаков потребления наркотических веществ не выявлено».

На момент подготовки этогономера 28 января, права водителю Федину так и не выдали - просто отказли без объяснений.

За разъяснениями о том, насколько законными были действия сотрудников ГАИ, мы обратились к адвокату, депутату краевой думы Николаю Морозову

Н.Морозов: Несомненно, действиями сотрудников ГАИ права гражданина были нарушены.

Во-первых, не был предоставлен для ознакомления первый протокол по поводу нарушения правил регистрации автомобиля. Для сведения, штраф за это нарушение составляет всего 50 рублей.

Протоколы составляются на месте происшествия, то есть второй протокол «Об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование» должен был составляться там и тогда, где и когда водителя отстранили от управления автомобилем, а не после медицинского освидетельствования и отбора проб на анализ.

Все графы протоколов к моменту их подписания должны быть заполнены, и тот, кто подписывает протокол, должен внимательно все прочитать. Если какой-то раздел не заполнен, в соответствующей строке должен стоять прочерк.

Запись в протоколе о том, что «Водитель Федин А.С. управлял автомашиной Тойота Краун б/н в состоянии наркотического опьянения. Акт К.Н.Д. №346» не соответствовала действительности ни в момент задержания, ни в момент написания протокола, так как результаты анализов не были готовы. Эта запись является фальсификацией события. Подписывать протокол с такой записью не следовало. Поскольку в дальнейшем оказалось, что в Акте №346 о результатах анализа написано совершенно противоположное тому, что значится в протоколе, весь этот документ является фальсификацией. А ведь он будет храниться в ГАИ годы, наверняка в соответствующую компьютерную базу данных будет помещена запись о том, что Федин «управлял автомобилем в состоянии наркотического опьянения согласно Акту К.Н.Д №346». И кто в дальнейшем заглянет в этот Акт!

Все протоколы нужно опротестовывать. Будет правильно, если Федин подаст заявления прокурору района и начальнику краевого ГАИ. А в суде можно потребовать возмещения морального вреда, причиненного незаконным задержанием и фальсификацией.

Помните, что в соответствии с законом вас не вправе задержать более, чем на 3 часа.

При изъятии прав вам должны были выдать временное водительское удостоверение, заменяющее права на вождение автомобиля.

Возвращаясь к случаю с Алексеем, не могу исключить, что у водителя вымогали деньги, и он поплатился за «непонимание ситуации».

Материал подготовила Дарья ПАВЛОВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100