Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (514) от 16 января 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Прокуратурное соврано

Ирина ГРЕБНЁВА

== 12 января - День прокуратуры ==
ИЗЪЯТИЕ ЛЮДЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ
6 декабря 2000г. старший следователь по особо важным делам Приморской краевой прокуратуры Сергей Шпилев приехал к Дмитрию Осипову (следователю Дальневосточной Тихоокеанской транспортной прокуратуры) на работу, зашел к нему в кабинет.

Знакомый (подельник?) Шпеилева Плюха остался в машине возле прокуратуры. Дождавшись конца рабочего дня, оба следователя вышли из здания, и ни о чем не подозревающий Дмитрий Осипов сел в салон машины Плюхи. С тех пор его никто не видел.

В тот же вечер, когда Дмитрий пропал, была обворована его квартира во Владивостоке. Воры оказались на редкость аккуратными и медлительными. Дверь открыли родным ключом, разулись, достали вино и продукты и сели на кухне отметить удачную операцию. Они твердо знали, что хозяин не придет и не застукает их.

Поразительно и то, что ценные вещи, деньги и драгоценности никто не искал - их просто взяли. Вор явно знал, где что находится. Всё это отметил острый милицейский глаз Валентины Дмитриевны Осиповой, матери пропавшего. Но особенно её насторожила пропажа целой стопы новеньких прокурорских рубашек. Простым бандитам ни к чему форменные рубашки, могут и попасться с ними.

ЗАДАЧА МАТЕРИ - НАЙТИ, ЗАДАЧА ПРОКУРОРОВ - СПРЯТАТЬ

О том, что Дмитрий собирался продать квартиру в Уссурийске, знал лишь узкий круг лиц, но Сергей Шпилев был в их числе, так как был вхож в семью Дмитрия. И мать Дмитрия хорошо знала Шпилева, настолько хорошо, что, сопоставив все детали, она сразу указала на него и потребовала отработать эту версию. Однако старший следователь прокуратуры по особо важным делам Сергей Шпилев долгое время оставался вне подозрений правоохранительных органов, более того, он сам допрашивал свидетелей по данному уголовному делу.

Уголовное дело с декабря 2000 года по январь 2001 вела следователь городской прокуратуры Горохова. Майор милиции Валентина Осипова попросила наложить арест на машину и квартиру сына и получила отказ. Однако следователь проверила квартиру в Уссурийске и сообщила Осиповой, что она ещё не продана. В конце января 2001 года дело у Гороховой забрали в краевую прокуратуру, им занялся тот самый отдел по особо важным делам, где работал сам Сергей Шпилев. Вскоре выяснилось, что уссурийская квартира продана по доверенности ещё 8 декабря (оформлена задним числом?), через два дня после пропажи Дмитрия. А в феврале 2001 года «друзья» самовольно продали автомашину сына, деньги при этом присвоили себе.

КРЕПКА ПРОКУРОРОВ СЕМЬЯ

Уголовное следствие - тайна за семью печатями. Но преступление следователя прокуратуры - событие не рядовое, и оно неудержимо вырывается из деловых папок, обрастая слухами. Говорят, будто через год и два месяца после пропажи следователя прокуратуры милиция обнаружила его вещи и вышла на Демчишина (который якобы работал раньше во Фрунзенской милиции) и Плюху. Когда был обыск у Плюхи, явился Сергей Шпилев выгораживать своих друзей. Тогда якобы его и скрутила милиция.

Но милицию вскоре отстранили от ведения дел, и прокуроры чисто по-семейному вновь принялись сами расследовать дела своих работников. Шпилева, конечно, уволили из прокуратуры (за два дня до ареста!), но, как и следовало ожидать, он так и не стал героем уголовного дела, ему вменяют всего лишь укрывательство преступников и превышение должностных полномочий. Но каких полномочий, вот в чем вопрос!

Судья, рассматривавшая иск Осиповой к прокуратуре, обратила внимание, что почти все преступления, убийства и продажи квартир совершены в 2001 году, когда Шпилев работал в прокуратуре.

ЧТОБЫ СТАТЬ БЕЛЕЕ, НАДО ПОДЧЕРНИТЬ ВОКРУГ

Почему-то этим делом занимался и РУБОП. Осипова вышла на работника РУБОП Ларионова. Но его не интересовали факты и детали преступления. По мнению Валентины Дмитриевны Осиповой действия РУБОП мало походили на расследование, а больше напоминали сбор компромата на исчезнувшего следователя прокуратуры.

В августе 2001 года матери Осипова позвонили домой из краевой прокуратуры и сказали, что ее сын сбежал от нее за границу с деньгами. Какое счастье, если бы это было действительно так! Ей нужен живой сын, и больше ничего. Она так надеется все эти годы и больше ничего не желает говорить и знать!

Вначале В.Д. Осипова обращалась в краевую прокуратуру и постоянно просила помощи. В конце концов поняла, что прокуратура не заинтересована в раскрытии преступления. Тогда стала просить генеральную прокуратуру забрать расследование уголовного дела и передать его в другой регион. Но генеральная прокуратура, игнорируя закон и статьи УПК, продолжала все жалобы отсылать в краевую приморскую прокуратуру.

СЛЕДОВАТЕЛЬ В БАНДЕ?! САМИ РАССЛЕДУЕМ...

Постановление краевой прокуратуры от 14 ноября 2002 года об отказе в удовлетворении жалоб переполнило чашу терпения. Оно гласило: «Заявительница просит выделить из материалов уголовного дела №871431 материалы по факту исчезновения ее сына, расследовать отдельно и присоединить к ним материалы по факту исчезновения ее сына, расследовать отдельно и присоединить к ним материалы по факту совершения краж из его квартиры. Данное ходатайство не может быть удовлетворено, поскольку Плюха А.О. обвиняется в совершении 6 убийств, в том числе и убийстве Осипова Д.А. и на основании действующего уголовно-процессуального закона все эпизоды его преступной деятельности должны расследоваться в рамках одного уголовного дела... Оснований для отвода следователей ... а также отстранения начальника отдела Радмаева В.И. от осуществления контроля за ходом следствия - не имеется... В удовлетворении жалобы Осиповой В.Д. об отводе следственной группы и передаче уголовного дела №871431 в Генеральную прокуратуру РФ ОТКАЗАТЬ».

Валентина Осипова обратилась в Ленинский суд с исковым заявлением об отмене этого постановления, в котором ответчиком являлась краевая прокуратура. Представителем от прокуратуры пришел в суд Радмаев, который сам и контролирует дело по исчезновению следователя Осипова. Радмаев был непосредственным начальником Шпилева на протяжении нескольких лет.

Он заявлял Осиповой ещё в апреле 2002 года, что Шпилев невиновен, и все равно выйдет на свободу. В зале заседания он обвинил Осипову в подлоге, когда она указала, что постановление прокуратуры составлено сразу двумя заместителями прокурора края: один указан в заголовке постановления, а другой подписал его. А когда господин Радмаев убедился в отсутствии подлога, даже не извинился перед ней. К тому же начальник следственного отдела прокуратуры по особо важным делам охарактеризовал усилия матери найти своего сына как вымогательство. Поистине прокурорский подход!

Суд постановил: «Постановление заместителя прокурора Приморского края Богомолова В.И. об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе всей следственной группы по уголовному делу в отношении Шпилёва С.В. отменить. Обязать прокурора Приморского края рассмотреть заявление Осиповой В.Д. об отводе следственной группы по уголовному делу в отношении Шпелева С.В. в соответствии с требованием уголовно-процессуального закона».

СЛЕДЫ ПРОКУРОРСКИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПОТЕРЯЮТСЯ В СУДЕ

Все руководство приморской краевой прокуратуры несет ответственность за своего старшего следователя прокуратуры по особо важным делам Сергея Шпилева согласно своим должностным обязанностям, И отмыться они могут, только отмыв самого Шпилева. Хотя не все следственные действия проведены, и не все версии отработаны (ведь квартиру Дмитрия Осипова обворовали дважды, «почерк» совершения краж одинаковый, но вторая кража в деле вообще не фигурирует), сейчас прокуратура упорно желает передать уголовное дело в суд. По новому законодательству суд уже не имеет права вернуть уголовное дело на доследование, а также не имеет права вменить обвиняемым более тяжкие статьи, чем предлагает следствие. Таким образом, главные обвиняемые уйдут от ответственности, а версии следствия мать Дмитрия не верит, как и всей прокуратуре Приморского края.

Ирина ГРЕБНЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100