Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 30 (489) от 25 июля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Приморское “золото”: а блестит ли оно?

Инга СЕДЫХ

Девочку, проучившуюся все десять лет на одни пятерки, единственную в школе претендентку на медаль, “срезали” на сочинении по формулировке “нет творческого подхода”.

Это был удар для ребенка: столько лет, столько усилий.... В глазах и в голосе полное отчаяние, неуверенность в своих силах, неверие в честность учителей, разочарование в системе образования, в которой снижают оценки за твое восприятие произведения. Обида на несправедливое наказание в молодости затаится в сердце навсегда.

В этом году таких “срезанных” отличников 170 человек. Те, кто участвовал в проверке сочинений на уровне края, объясняют столь большое количество “четверок” слабым уровнем подготовки школьников.

А 22 июня в одном из корпусов ДВГУ состоялось вручение золотых медалей лучшим выпускникам школ Приморского края. И в этом году по сравнению с прошлыми годами количество золотых отличников заметно уменьшилось. Перед экзаменами было заявлено 450 претендентов, после проведения экзамена по сочинению на проверку привезли уже 360 работ, а в итоге после экзаменов осталось всего 190 человек, которые стали обладателями “школьного золота”. Студентами стали менее половины круглых отличников Приморья. Для сравнения: в прошлом году золотых медалистов было 213 человек, а в 1999 году - 256 человек.

Одной из видных причин того, что “золотой” молодежи стало меньше, явилась смена системы определения экзаменационных заданий по литературе и математике. Теперь задания определяются путем розыгрыша номера экзаменационного пакета на субъект федерации. Темы сочинений были сформированы на федеральном уровне. И понятно, что формулировки тем сочинений ориентированы на уровень образования московских и питерских школ. Возможно именно поэтому из 450 отличников “золото” получили только 190. Такая большая разница в числах указывает на многие проблемы в школьном образовании в Приморье.

Проблема материальная

Мы привыкли считать, что наши школы бедные: денег нет на новые учебники, методические материалы и так далее. Но не пора ли задуматься над тем, как расходовать имеющиеся средства. Образовательные стандарты в школе диктует время российских капиталистических реформ, которое неумолимо требует от вузов высокого уровня знаний специалистов, а вузы в свою очередь строго спрашивают с абитуриентов. В современных условиях деньги бы тратить на компьютеры и Интернет, чтобы приморские школьники имели представление об уровне образования московских сверстников, учителя могли бы обмениваться информацией со своими коллегами из других регионов. Вряд ли ученики сельских школ и их учителя имели возможность оценить уровень требований к сочинениям, которые были размещены на сайте в Интернете. А вот в городских школах такая возможность была. Например, в гимназии №1 9 претендентов на золотую медаль подтвердили право ее получения, а в некоторых районах края есть школы, в которых нет ни одного медалиста именно потому, что отличники не справились со сложными темами сочинения.

Проблема психологическая

450 претендентов на золотую медаль! В Москве и Московской области было около 80 претендентов на золото и всего 60 медалистов. Представьте: 60 медалистов на 10 миллионов населения и 190 - на 1,5 миллиона, при том, что уровень образования в Приморье ниже, чем в среднем по России. Но золотая медаль в Приморье - это не цель амбициозных целеустремленных ребят, это средство для поступления в вузы края. И цена медали возрастает по мере того, как стоимость высшего образования увеличивается. А надо сказать, что высшее образование в нашем крае - одно из самых дорогих в стране. И был найден выход - в 1994 году Е. Наздратенко, учредив программу поддержки золотых медалистов, дал возможность самым умным и трудолюбивым школьникам выбирать свою дорогу и при этом не сдавать вступительные экзамены. И вот тут началось. Очень быстро в психологии жителя Приморского края укоренилась мысль о том, что золотая медаль - это способ беспрепятственно продолжить свое образование, и в связи с этим у многих появилась мысль: а не дешевле ли заплатить директору школы за медаль, чем потом платить за высшее образование. Понятно, что на ниве борьбы за медаль нет честной конкуренции. Сейчас очень многие говорят об отмене программы поддержки золотых медалистов.

Сегодня мы видим, что уровень приморского школьного образования явно не дотягивает до российского - и это объективная сторона медали. А субъективная сторона заключается в том, что очень многие в Приморье перестали верить в “золотую ценность” медали, ставшей всего лишь средством, которое можно купить или продать.

Инга СЕДЫХ.

Фото Галины СМАКОТА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100