Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (477) от 2 мая 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Каждый день как праздник

Маргарита ПАРХОМЕНКО

Вы обращали внимание, как мы ходим по улицам? С озабоченными неласковыми лицами или сияя внутренним светом и зажигая встречных? Молодая женщина мне сказала, что в городе она видит сплошь металлические лица: «Не тронь, мол, меня, не подходи».

Стало уже расхожим мнением, что у нас дефицит на счастливых людей. Студентка музыкального факультета с ходу мне выпалила, что она живет в определенном состоянии души, и это есть чудо. Вчера на владивостокских сопках она чувствовала, что небесный купол словно город прикрывает. Все усыпано звездами, так красиво. И ты думаешь: «Господи, я человек земной и космический».

Однажды я зашла в картинную галерею «Версаль» и, пробежав взглядом по полотнам, остановилась на пленительном батике. Передо мной сияло золотоволосое дерево.

- Кто же это волшебство сотворил? - спросила я в пространство.

- Это я, - тихо мне ответили.

- Что же это?

- Так я представляю свою старость.

- Да... Красивая у вас старость. И вы ее не боитесь.

- Потому что старость - это мудрость, - философствует девушка.

Так красиво вошла в мою творческую жизнь художник Марина Коваль.

Прошло время, а Марина не изменилась. У нее по-прежнему каждый день - как чудо, как праздник. Хотя много неустроенных моментов. Главное - у нее нет мастерской уже девять лет. Другой бы от уныния и кисти выбросил. Представьте, некуда художнику спрятаться, расставить свои картины, быть с самим собой, ведь творчество - это одиночество. «Жить без мастерской - это все равно, что плыть на лодке, у которой есть маленькая пробоина, и пытаться пересечь океан. Эту дыру латаешь, но она постоянно дает течь».

После окончания Кемеровского художественного училища Марина приехала во Владивосток. Со временем понимаешь, что путь наш предначертан. И город хлынул на нее морем, которое и очаровало, и покорило, и убило сразу наповал. По словам художницы, мало увидеть - надо понять. Она ходит, наблюдает, присматривается и считает, что еще на пороге. Экстравертный наш город на семи ветрах сразу пленяет, но постичь его вселенские сквозняки - пуда соли не хватит. Марина давно отважилась спеть свою маленькую песнь о Владивостоке, но не сфальшивить бы, а взять свой, чистый и звонкий, тон. И вот рождение - болезненное, мучительное, быстрое - выставка «Путь к тебе».

Это как на одной волне - сначала путь к себе, потом - к зрителю, городу, Господу Богу.

«К неприятностям мне хочется относиться так: выходишь на улицу, а там дождик. Ты не будешь ругаться на него или злиться. Нет, нужно просто иметь зонтик, пройтись и получить удовольствие от того, что все мокро и красиво - абсолютно другой мир. А можно промокнуть, разозлиться, обидеться и заболеть, впав в другую крайность».

- Марина, а почему вас называют «кошачьим» художником? И в книге отзывов трогательно благодарят за это?

- Ой, я вас разочарую. Я больше люблю собак. Это моя мечта детства. Я всегда хотела иметь это животное, а моя матушка была против. По большому счету, мне бы хотелось рисовать работу с людьми. Но за неимением натуры такой я полюбила кошку как модель. Мне нравится их мироощущение, независимость, у них есть чему поучиться; люди ленивы или одержимы, бегут, словно не видя себя. А кошки соразмерны, они живут в природе, в гармонии. Даже самая подзаборная кошка ведет себя как королева: каждое движение ее - просто совершенство.

У Марины есть работа, которая ей самой нравится - это залив в форме убегающих друг от друга кошек. И сидящая кошка на крыше. Медитирующая. Полная хозяйка нашего города. Марина не говорит, что это она сама, что это ее грациозный образ, озвучивающий сонату, посвященную Владивостоку. Но, похоже, это так.

Однажды у Марины произошло чудо. Накануне дня Святого Валентина у нее в доме родилась бабочка-лимонница. Эта своенравная красавица была очень разборчива, одни цветы она жаловала, другие - нет. Трепетность ее жизни заставила художницу запечатлеть ее в батике. Ars longa, vita brevis est - искусство вечно, жизнь коротка. Поэтому я выпытываю Марину о чудесах. Тогда мы еще с моей прелестной собеседницей и не догадывались о невероятном. Она впервые узнает это из газеты. Пришла я домой и сразу же потянулась к томику любимого поэта Федерико Гарсии Лорки. О, Чудо! Перед ним стояла графика Марины - Влюбленная кошка - на фоне залива и развевающихся, как паруса, белых полотен, этакая самодостаточная киса. Открываю книжку наугад и читаю строчки из романса:

Смоковница чистит ветер
Наждачной своей листвою.
Гора одичалой кошкой
Встает, ощетиня хвою.

До чего же пронзителен восторг, когда открываешь созвучие двух художников - в слове и живописи. Марина, вторя испанскому поэту, говорит: «Я люблю движение, воздух, элементы неожиданности в картине. Когда подходишь к работе, видишь один мир, одно пространство, а вглядываешься - уже замечаешь второе, третье, и моя новая техника дает возможность завести в глубинный пласт, как в раковине, хитро закрученной, потаенный изгиб которой подстегивает любопытство.

Подобно многим подросткам, она в детстве была угловатой, «зажатой», а сейчас, открыв в себе желание двигаться, полюбила танец. И танцует фламенко. И это Чудо! В Испании фламенко танцуют все. Это не эстрадный танец - народный. Не для избранных, а для бабушек и внуков в том числе, от 4 до 80 и дальше. Раскрепостив свое тело, избавляешься от многих болячек.

«Испания вошла в меня давно. Это судьба», - говорит Марина. Она сшила себе испанскую юбку и готова станцевать фламенко в каком-нибудь забавном кабачке в Андалусии, может быть. Это ее давнишняя мечта оказаться там.

Сейчас она с радостью выплескивает все свои истоки в подготовке спектакля по пьесе Гарсии Лорки «Кровавая свадьба». Это ее первый театральный опыт - она, как ученик, занимается декорациями и костюмами. И все это ей безумно интересно. Но она - и мастер, в котором уже давно трепещет и клокочет душа Испании. И чтобы сотворить костюм для артиста как вторую кожу, и пластическую одежду спектакля, к чему она давно готова. «Я болела Испанией, и моя болезнь благополучно излечилась. И я очень рада», - говорит Марина Коваль-Коряковская.

До новых чудес, Марина!

Маргарита ПАРХОМЕНКО.
Марины КОВАЛЬ.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100