Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (467) от 21 февраля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Дать миллион?

Татьяна РОМАНЕНКО

Уважаемая редакция!
Вы действительно рискуете, жертвуете собой. Но во имя чего? Верите в возможность совершенствования капитализма? Или в таких “корифеев от политики”, как Гайдар, Чубайс, Немцов?

Если вас не убедила настоящая действительность, я напомню вам мнение о капитализме, нет, не основоположника марксизма (он у вас явно не в чести), а наоборот, представителя вашей власти капитала. Например, лорд-канцлера Англии Томаса Мора (1478-1535 г.), к его несчастию, человека гуманного, доброго, бескорыстного и к тому же великолепно образованного, жестоко казненного за свои достоинства королем Англии.

Так вот он в произведении “Утопия” охарактеризовал нарождающийся капитализм так: “Мне кажется, повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо и счастливо, разве что ты сочтешь справедливым, когда все лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же совсем несчастны”. “Священная” частная собственность неумолимо порождает жестокую конкуренцию, жажду наживы любой ценой, что до основания разрушает нравственность человека, которому становятся недоступны, по мнению В. Белинского, никакие положительные человеческие чувства...

Видимо, вас, как и многих других, отвернула от идей социализма (а что плохого в лозунгах “свобода, равенство, братство”?) неудача социалистического преобразования человеческого общества? А главное - море ненужной жестокости в ходе революции? Во-первых, сам переворот прошел практически бескровно, а террор и гражданскую войну развязало белое движение, что признавал даже ренегат Волкогонов. Во-вторых, ведь не В.И.Ленин “воспитал” Сталинов и многие миллионы простых людей, озлобленных настолько, что этой злобы хватило на три революции.

Я никогда не состоял в компартии, но бесконечно уважаю основоположников марксизма за их гениальную прозорливость. Социализм не может быть построен сразу (прочтите об этом ленинский труд “О “левом” ребячестве и мелкобуржуазности”). Ленин также честно признавал, что первая попытка социалистического преобразования общества закончится поражением из-за господства мелкобуржуазной, мещанской психологии в обществе (см. “Письмо к съезду”).

Сейчас общество стало грамотней, активней, и есть все основания надеяться, что социализм может быть построен. Мирно. Вот где выход! Нам над этим надо думать, ибо в этом состоит истинный общественный прогресс.

За многие годы господства оппортунистической партократии, да и сейчас, молча подавлялись инакомыслие и критика в свой адрес, а вы действительно ли представляете свободный голос?

С уважением, Ананьев Николай Кузьмич.

Термин “частная собственность” многим неприятен так же, как и слово “капитализм”. За этими понятиями жестокая конкуренция, жажда наживы любой ценой, разрушение нравственности человека, которому, по мнению противников частной собственности, становятся недоступны какие-либо положительные человеческие чувства. При капитализме, считают эти люди, нет места справедливости, и богатства достаются не хорошим людям, а тем, кто этого вовсе недостоин, и большинство населения от капитализма страдает, влачит жалкое существование. Куда лучше, по их мнению, если собственность не частная, а общественная, которой распоряжается государство, заботящееся о благе людей, а не о наживе.

Да, спору нет, при социализме государство заботилось, чтобы многомиллионный народ был сыт, обут, одет, выучен, вылечен. И на эту заботу были брошены все силы и все организации общества. Вполне можно назвать социализм обществом непрерывной заботы о нуждах населения.

И всех, за небольшим исключением, это устраивало. Беспокоила только одна небольшая деталь. Ресурсов у государства, то есть денег, еды, одежды, лекарств, становилось с годами все меньше. Доброе государство, заботясь о наших социальных благах, старалось не тревожить нас неприятной информацией о том, что запасы продовольствия в стране уменьшались, валюты становилось все меньше, а золотой запас таял с каждым годом, пока не стал в конце 1991 года рекордно низким для страны в 478.1 тонны. В 1917 году царское правительство оставило коммунистам 1400 тонн золота. Вот фрагмент сводки, которая легла на стол премьер-министра России в ноябре 1991 года: “Продажа мясопродуктов, масла животного масла растительного, крупы, макаронных изделий, сахара, соли, спичек, табачных изделий, алкогольных напитков, мыла хозяйственного, туалетного и других производится в основном по талонам и по мере поступления этих товаров в торговую сеть”. Так что руководство страны в 1991 году вплотную подошло к проблеме - продолжать “заботиться” о населении дальше, раздавая талоны, или запустить механизм рынка, чтобы дух наживы, стремление к деньгам и прочие “пороки” капитализма подстегнули людей к выживанию. Фактически руководство страны этим шагом заявило: “Мы не можем справиться с огромной ответственной работой по заботе о многомиллионном народе. Давай, народ, заботься о себе сам. Вот тебе свобода торговать и владеть собственностью и выживай, как можешь”.

Ругать за этот вынужденный шаг кого-то бессмысленно. История человечества показала: когда государство берет на себя все заботы,человек перестает работать в полную силу, становится иждивенцем и не производит того, что необходимо для его содержания. Государственные служащие, которыми были мы все, получая твердую гарантированную зарплату, меньше всего переживали о качестве продукции, о возможности или невозможности ее продать. Мы полагались в этих вопросах на начальников, а наши начальники - на своих начальников и так далее до самого верха, до генерального секретаря КПСС, который, возможно, и заботился о ком-то, но не в силах был объять своей заботой 150 миллионов советских людей. И таким образом, надеясь на дядю, черпали из бюджета по потребностям, а в бюджет отдавали “фиг с маслом”. Не все, конечно. Пьющие, а особенно сильно пьющие пополняли государственный бюджет на 50 процентов.

Так забота о нравственности советского человека, чтобы он ни в коем случае не спутался с этим бесом - деньгами, не продал душу золотому тельцу, чуть не привела к катастрофе. В 1991 году страна стояла на пороге голода.

Продукты в магазинах снова стали появляться только в январе 1992 года, после того как указом Президента РФ была объявлена свобода торговли, и люди понесли свою собственность на свободный рынок. Цены взлетели. За сладкую жизнь в государстве всеобщей заботы мы заплатили многолетней инфляцией. Рано или поздно за все приходится платить. Гарантии оказались дутыми и лопнули в самый неподходящий момент, как резиновое изделие.

И вот мы в рынке. Объявлена частная собственность, с нею - конкуренция и “бесчеловечная система эксплуатации человека”. Но на самом ли деле все так страшно?

Вряд ли кому-то плохо от того, что в любом населенном пункте сейчас много магазинов и рынков с разнообразной едой. Причем их количество увеличивается. Многие магазины работают круглосуточно, в них нет очередей. Покупателю, как правило, там рады. Владелец магазина, проклятый эксплуататор, заставляет продавцов быть вежливыми, приветливыми, опрятными. Он, может быть, еще чего-нибудь заставил бы их делать, но не может себе позволить. Магазинов много, и продавец просто уйдет к другому “эксплуататору”, если здесь будут плохие условия. Рынок труда, между прочим, тоже появился. Такое время настало, что каждый должен честно посмотреть на себя и прикинуть - чего он стоит. А точную цену его способностям и умениям назовет рынок. Сумел ты заработать 5 тысяч в месяц - вот тебе и твоя цена. Такая честная оценка, на мой взгляд, значительно нравственней, чем пожизненная ложь о том, что человек “везде у нас хозяин”.

Кому хорошо жить при капитализме? Считается, что лучше всех живется толстосумам, частникам-эксплуататорам, а всем остальным гражданам - очень плохо.

Предлагаю мысленный эксперимент. Вам дают 1 миллион долларов и предлагают начать дело. Попробуйте представить объем работы, который вам придется выполнить на пути к намеченной цели: придумать, что выпускать, оформить документы, найти партнеров (надежных), оборудовать помещение, нанять работников, закупить сырье и материалы, и прочее, и прочее. Но и это еще не самое трудное. Произведенную продукцию нужно продать, получить прибыль и вложить ее в следующий цикл производства. И такая круговерть годами, без отпусков и выходных. А простой гражданин, не собственник, что делает в это время? Простой наемный работник, отработав положенное, получает зарплату, идет в магазин и придирчиво выбирает, что купить. Он может выбрать ваш товар, а может отдать свой рубль вашему конкуренту. При капитализме выбор есть всегда. Каждый покупатель участвует в непрерывном голосовании рублем за тот или иной товар. И если большинство потребителей отдали предпочтение не вашей продукции, то вы разоритесь, и миллион долларов перейдет к другому, более умелому и удачливому хозяину.

Кому хорошо при капитализме? Простому потребителю, мне и вам. И очень тяжело собственнику. Он нас обувает, одевает, кормит. Он платит налоги в бюджет, он крутится волчком, чтобы не потерять свой бизнес. Он может быть не признается, как часто хотел бы все бросить и жить спокойно. Но на его предприятии несколько сот людей, за которых он несет ответственность, у него обязательства, партнеры, долги и так далее.

Выходит, что антинародным-то был режим тотальной заботы о народе. Он-то и разорил Россию. А поднимать страну приходится частникам под улюлюканье и свист толпы, подстрекаемой коммунистами.

Татьяна РОМАНЕНКО


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100