Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 55 (453) от 29 ноября 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Пластмассовые помидоры

Уорд Синклер

Во что превратился наш любимый помидор? Он стал красивым на вид, но малосъедобным продуктом с синтетическим вкусом. Прошли те времена, когда вкус помидоров ввергал в исступление истинных ценителей этой божественной ягоды.

Увы! В эпоху супермаркетов главное - не вкус, а товарный вид и лежкость. И в результате мы имеем, что имеем: жалкую пародию на томат. Даже в пик сезона вам не удастся раздобыть в магазине старый добрый помидор. Даже не надейтесь! Нынче томат круглый год отличается твердой шкуркой, резиновой мякотью и полным отсутствием вкуса. Словно в издевку, столь безобразное состояние именуется «товарной спелостью», что в переводе на человеческий язык означает лишь то, что плод сняли со стебля, едва он начал буреть. Ну, разве можно сравнить его по вкусу и консистенции с помидором, созревшем в естественных условиях и снятым с куста уже спелым?!

Если верить статистическим опросам Министерства сельского хозяйства США, 80 процентов американцев считают помидор своим любимым продуктов. Неудивительно, что миллионы потребителей в погоне за полузабытым вкусом выращивают помидоры у себя на огороде. А что делать городским любителям томатов? Им остается покупать помидоры на фермерских рынках - другого выхода у них нет. Сюда привозят свою продукцию мелкие производители, а им, чтобы завоевать искушенного ценителя томатов, приходится обеспечивать высокие качества продукта.

Однако выращивать «синтетические» помидоры для супермаркетов куда проще. Соблазн велик - и с каждым годом все больше фермеров именно так и поступают. Хотя на рынке семян представлены десятки сортов помидоров с потрясающей консистенцией и вкусом, мелкие производители медленно, но верно переходят на выращивание коммерческих сортов. В этом и состоит суть проблемы. «Как это ни прискорбно, некоторые сорта томатов, выращиваемые на продажу, по вкусовым качествам никуда не годятся», - считает Кларк Никлоу, специалист экспериментальной станции при Массачусетском университете. Никлоу - один из «последних могикан» среди овощеводов, ставящих вкус культуры превыше всего. Каждое лето он, в поисках сорта томатов, отвечающего его взыскательным требованиям, пробует сотни сортов. Выращенные им томаты - как промышленные, так и любительские - не раз получали призы за исключительные вкусовые достоинства. Так почему же мелкие производители, чье процветание напрямую зависит от потребительского спроса, попадают в ту же самую ловушку? Причины могут быть самые разные.

Может быть, они выращивают столь ненавистные Никлоу «пластмассовые» сорта в погоне за одинаковым размером плодов, высокой урожайностью и устойчивостью растений против заболеваний, а новые коммерческие сорта - надо отдать им должное всеми этими свойствами обладают. Усугубляя зло, фермеры снимают недозрелые плоды с куста, едва только помидоры начинают буреть. Откровенно говоря, зачастую они поступают так, чтобы не проданный сегодня помидор (а не продан он именно потому, что недозрел!) полежал на прилавке в целости и сохранности до завтра, а то и до послезавтра.

Помидоры - культура весьма капризная: переборщишь с поливом и подкормкой - жди фитофтороза или какой-нибудь другой напасти. Ну а если промахнешься с погодой и высадишь рассаду в грунт раньше времени, то она может вымерзнуть, или завяжутся плоды неправильной формы. Вот почему фермеру так хочется поверить обещаниям производителей семян и получить гарантированное чудо. Но чуда нет как нет, и фермер по совету друзей пробует все новомодные сорта, пока руки не опустятся от отчаяния.

В конце концов, фермер начинает все сначала, возвращаясь к хорошо забытому старому. Он сажает проверенные временем сорта - из тех, что растут в огородах по всей стране от океана до океана, и его труды наконец-то вознаграждаются сторицей. Каждую неделю его помидоры на ярмарке раскупают нарасхват. Правда, иной раз форма плодов далека от идеала - не то что на глянцевых картинках каталогов семян. Да и размером не вышли... Зато огородник снимает их с куста уже созревшими - вот в чем секрет его успеха. Когда воскресным утром фермер видит покупателя, жадным взором окидывающего груду помидоров на прилавке, его душу охватывает блаженство. Ну а если это еще и постоянный клиент... В прошлом году один из моих покупателей признался, что в жизни не ел таких вкусных помидоров, и через неделю пришел снова.

Урок доктора Никлоу: занимайся тем, что знаешь; в первую очередь думай о вкусе; делай так, чтобы покупатели пришли за твоими помидорами снова.

Поиски идеального томата продолжаются, но направление уже определено.

Уорд Синклер
(«Новый садовод и фермер»)


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100