Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (1001) от 22 мая 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Сочетание слабительного со снотворным или инаугурация: до и после

Валерий БЛАГОДАТСКИЙ

Каждый из нас оценивает прошедшее со своей точки зрения: насколько их жизнь стала лучше и стала ли? И каждый задумывается о будущем. Очередной точкой такой оценки стала смена президентов. Что думают об этом политики и политологи в России и за рубежом?

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:

1. Бывшего президента

Итогом своего правления Д.А. Медведев назвал рост гражданских и экономических свобод в России: «…Абсолютно несправедливо, просто унизительно считать Россию нацией, не способной к свободной жизни, нацией, которая не заслуживает свободы», – верная мысль, но больше ли стало у нас свободы за период его правления?

Своим большим достижением Медведев считает защиту россиян от первой волны кризиса. Экономической ситуацией последних лет Медведев также доволен.

Об уровне бедности он сказал следующее: «Официальный уровень бедности в последние два года – самый низкий за всю историю современной России», – но бывший президент умолчал о том, что разрыв между богатыми и бедными во время его правления продолжал увеличиваться.

Д.А. Медведев в последние дни своего президентства назвал главные задачи, которые станут основными для нового возглавляемого им правительства России: повышение продолжительности жизни россиян; рост благосостояния; подъем в международных рейтингах комфортности ведения бизнеса со 122-го места на 40-е; борьба с безработицей (до уровня в 5%); рост производительности труда в 1,5-2 раза.

Приоритетными в видении премьера считаются: «демографическая состоятельность» страны и рост населения, ограждение России от «внешних угроз», появление «системы рабочих мест», которая обеспечила бы рост экономики России, укрепление позиций России в мире и построение «новой экономики», передача дополнительных доходов от предполагаемого увеличения акцизов на алкогольную и табачную продукцию в регионы, которые они могли бы использовать «без избыточной регламентации сверху».


2. Зарубежных аналитиков

К 2010 году дипломаты США заключили, что «проект «Медведев» безнаде-жен. Один эксперт заметил, что в России не тандем, а «велосипед с детским сиденьем спереди».

«За последние четыре года Медведев ничего не сделал, чтобы развеять впечатление, будто он не просто полезный слуга, стерегущий кресло».

Теперь Запад ожидает еще одно десятилетие сложных отношений с Россией, предрекают видные зарубежные политологи. Для самой России перспективы столь же мрачные: теперь страну ждет долгий период застоя в политике и экономике, а также однопартийного правления.

Многие западные политики убедительно уверяют, что Путин устал руководить. Так почему же он вернулся? – задают они вопрос и сами же на него отвечают: этот пост позволяет Путину оберегать предполагаемое тайное имущество его самого и членов его команды. Пост президента поможет также избежать расследований со стороны правоохранительных органов, которые «неизбежны, стоит ему уйти в отставку.

И появилась полная ясность в вопросах власти: кто первый, тот и главный. Казалось бы, теперь все четко. Однако проступающая сквозь дым картина удивительна и вызывающе противоречива. Система одновременно, со сходным рвением, мимикрирует и под советские, и под демократические порядки – так сказать, сочетание слабительного со снотворным. И это предполагает, что каких-либо заметных перемен не будет.

С демократией все понятно. Либеральная регистрация партий порядку не угрожает, а возможно, даже кажется для него сподручной: чем больше партий – тем легче дискредитировать оппозицию.

Лицемерие торжествует во введении выборности губернаторов. Выборы нужны или нет? Если да, то почему с ними так целенаправленно боролись?


3. Российской оппозиции

Обещания нового старого президента не имеют никакого смысла. Он – заложник клана, который его поддерживает и который базируется на трех столпах: финансы, власть и преступность. В действительности страной никто не правит. Ее электрическая цепь перегрелась: либо подача электричества прекратится, либо произойдет короткое замыкание, – говорит академик Юрий Рыжов, бывший российский посол во Франции. По его мнению, России угрожает еще более страшный кризис, чем те, что привели к крушению царской и советской империй: грядут «смутные времена.

Оценку возможных последствий избрания Владимира Путина в третий раз на пост президента страны постарались дать на экспертном уровне участники гражданского форума «Антиинаугурация», который прошел в музее А. Сахарова 5 мая.

Организатор группы «Белый автозак» Павел Шелков отметил, что пришествие Путина на третий срок не легитимно и будет иметь для России «весьма печальное, если не гибельное значение». Коснувшись оценки последних думских и президентских выборов, Шелков заметил, что фактически это были не выборы в нормальном демократическом смысле, а захват власти: вся государственная машина работала на победу «Единой России» и на избрание Путина.

Такой же точки зрения придерживается и исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев. По его мнению, именно наглые действия власти привели к тому, что люди, далекие от политики, вышли на улицы – активность гражданского общества увеличилась в разы.

Утверждения «умных пропагандистов режима» о том, что фальсификация «всего» на несколько процентов существенным образом не повлияла на результаты выборов, и Путин все равно победил бы в первом туре, Андрей Пионтковский прокомментировал таким образом: «Фальсификация на 10 процентов голосов в стране – это чудовищное преступление» системы. И именно Путин построил систему, в которой два главных правила:

никто никогда не наказывается за воровство или преступление; наказанию подлежит только нелояльность режиму, которая, в частности, выражается в том, что кто-то публично обсуждает воровство и преступления, совершаемые чиновниками. В такой ситуации размеры воровства растут, а управляемость общества падает.

В необходимости смены курса видят выход лидеры оппозиционных думских партий КПРФ и «Справедливая Россия», проголосовавших против избрания В.В. Путина на пост Президента: «Наша точка зрения – без смены курса выбраться из того тупика, куда завели сейчас страну, невозможно», – уверен лидер коммунистов Геннадий Зюганов.


4. Человека из «системы»…

Интересно мнение человека, который продолжительное время был внутри системы власти, но из-за того, что имел неосторожность высказывать собственное мнение, оказался вне этой системы. Итак, слово старшему научному сотруднику вашингтонского Института Катона, а в прошлом советнику Президента РФ Владимира Путина по экономическим вопросам Андрею Илларионову. Он считает, что последние восемь лет в России жесткий авторитарный режим: «По уровню политических свобод он не сопоставим ни с Украиной 2004 года, ни с Грузией 2003-го, ни с Сербией 2000-го, ни с Киргизией 2005-го, ни даже с Советским Союзом 1991 года, где был мягкий авторитарный режим во главе с Горбачевым. В жестких авторитарных режимах «оранжевые», «вельветовые», «бархатные» революции не проходят... Если бы в России был один лидер оппозиции, то мы бы его уже не имели. Разные российские политические и военные деятели, которые задумывались о власти, закончили плохо: Галина Старовойтова, Сергей Юшенков, генералы Рохлин, Трошев, Лебедь…»

Неутешителен и прогноз Илларионова: характер экономического роста в России радикально изменился; если в течение предыдущих 10 лет, за исключением кризиса 2008-2009-х годов, наблюдался экономический рост на уровне в среднем 7 процентов ежегодно, то с января 2010 года промышленное производство растет с темпом 1,4 процента в год. На сленге экономистов это называется «стагнацией» со всеми ее последствиями.


5. …И человека среднего класса

Новая старая власть не готова на решительные перемены – как в области политики, так и экономики (Павел Ходорковский в интервью Ксении Собчак: при существующей ситуации – пока Путин у власти – в России ничего не изменится).

Усилится давление на оппозицию (пресс-секретарь В.В. Путина Дм. Песков считает, что полиции 6 мая надо было действовать жестче).

Одни будут подстраиваться под существующий режим, другие, возможно, предпринимать более решительные меры.

Подстройка под режим ради собственного спокойствия или страха перед власть имущими за свое благополучие существовала всегда. В советское время этот страх присутствовал почти в каждом. Сейчас он возвращается. Подтверждение тому следующий факт.

26 апреля в Петропав-ловске-Камчатском открылась выставка 34-летнего талантливого художника-карикатуриста Дениса Лопатина.

Придя перед открытием в музей, Денис обнаружил, что из экспозиции исчезло шесть работ, в основном это были карикатуры на Медведева и Путина. Так что им места на выставке не досталось. Выяснилось, что карикатуры «медведопутов» с выставки сняла лично директор государственного Камчатского краевого художественного музея Татьяна Биковец.

Про нее все, в т.ч. и сам художник Лопатин, говорят, что она хорошая и порядочная тетка. Но, как и многие, жертва нынешних обстоятельств и живет в плену страха, что лучше убрать на всякий случай, а то как бы чего не вышло. Т.е. у нее сработала самоцензура, и видать рабство в душе она не изжила.

Потому как в России немало примеров, когда лингвисты и искусствоведы из числа холуев нынешней власти легко вынесут вердикт, что данное литературное (или нарисованное) произведение, слоган, картина, рисунок имеют признаки экстремизма, оскорбляют чью-то честь и достоинство, ну а дрессированному суду останется только вынести по такой экспертизе вердикт в угоду власти («Уфимский журнал», 01.05.12).


Валерий БЛАГОДАТСКИЙ


P.S. «Считаю одним из важных достижений – широкое участие граждан в политической жизни…» При эти словах Медведева Владимир Путин, стоявший у него за спиной, досадливо поморщился, слегка закусив губу…» («Инаугурация Путина. Праздник пустынных улиц». Радио «Свобода», 9 мая 2012 года).


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100