фото

В одном из прошлых номеров Арсеньевских вестей была опубликована статья с проектом переноса столицы Приморского края из Владивостока в Уссурийск. Эту идею горячо поддержал Юрий Иванович Трифонов-Репин, ветеран труда со стажем по валоризации более 55 лет, имеющий огромный опыт в строительстве. При его непосредственном участии был построен большой Владивосток времен Никиты Хрущева – считавшийся образцом застройки. Владивосток – единственный город СССР, где новые дома принимались с работающими и включенными лифтами – так писали центральные газеты о работе Юрия Ивановича в Госприемке.

Вот как он описывает события тех времен:

«Хрущёв – глядя мне в глаза, сказал просто сакраментальную фразу, что он на пять лет выделит огромные средства на строительство Большого Владивостока – второго Сан – Франциско. Он тогда действительно решением Совмина выделил средства на стройку, но лишил нас тогда всех льгот и преференций, которые не восстановлены до сих пор.

Строительство малобюджетного серийного, благоустроенного жилья во Владивостоке началось в 1957 году с микрорайона Спортивная за пл. Луговой и строительства огромного микрорайона Минный городок – ул. Патриса Лумумбы. И только к слову и ради правды – все пятиэтажные дома в этом микрорайоне в должности начальника СМУ построил старший брат моей мамы, выпускник горного факультета Восточного института Владимир Ефимович Репин после 10-ти лет сталинских лагерей, но был полностью реабилитирован при жизни и получил зарплату главного инженера шахты за 10 лет.

В 1960 году началось строительство проспекта 100-летия Владивостока и только потом – строительство микрорайона Вторая Речка, на месте аэродрома ТОФ и зоны ИТЛ, где в шикарных условиях на ул. Давыдова мне пришлось прожить 19 лет, нарожать и вырастить детей. До сих пор снятся соседи и сказочный микрорайон с его продуманной, удобной инфраструктурой, комфортным жильём: тепло, горячая/холодная вода, ванна, туалет, электроплиты».

Юрий Иванович написал письмо президенту России в поддержку инициативы по переносу административного центра Приморского края из Владивостока в Уссурийск, ниже публикуем цитаты из него с разрешения автора.

«Полуостров Муравьёва-Амурского, на котором расположен Владивосток, – это гористая местность и на данный момент здесь исчерпана возможность для массового жилищного строительства. Последний участок, удобный для застройки бывший арсенал – Снеговая падь, уже освоен строителями. Не случайно во Владивостоке то и дело вспыхивают скандалы, когда бизнесмены пытаются захватить под свои объекты скверы, придомовые территории, детские и спортивные площадки. Иногда им это удаётся, что ухудшает и так неблагоприятную экологическую обстановку в городе, бытовые условия людей, увеличивает социальную напряженность в обществе и как следствие – отток населения. У меня под окном путём обмана на месте детской площадки построили 22-этажный дом с вертолётной площадкой на крыше.

А один ляп проектировщиков пришлось мне устранять. Проезд в новый 71-й микрорайон они утвердили из центра города по главной улице до пл. Луговая. Пересадка на автобус и через ж/д переезд, по которому идут составы с углём на ТЭЦ-2 и по крутому подъёму ул. Адм. Юмашева до поворота на авторынок и в микрорайон. Мне нужно было на титульном листе проекта в Москве согласовать и получить подписи Госплана, Госстроя, Минфина, Госснаба и т.д. Сам проект пришлось изменить, проезд к ведомственному дому по ул. Адм. Юмашева, 11 сделать не от поворота на авторынок и по рокадной заброшенной гужевой дороги царских времён до фортов, у которых и был запроектирован дом, а наоборот от фортов до пл. Баляева, но там, перед площадью была скала между Дальрыбвтузом и свечками в 9 этажей. Произошло удорожание проекта на 5 млн.руб., а сам дом стоил 0,6 млн.руб. и общая сумма проекта составила 5,6 млн.руб. Кроме начальника Главка, никто не верил, что мне удастся согласовать и утвердить этот проект. Лечу. Москва. Госплан. Сын председателя, которого женат на сестре моего друга, а его старший брат на дочери одного из главных министерств и за неделю всё срослось. На титульном листе были все согласования, подписи и синенькие гербовые печати! Финансирование было открыто со 2-го квартала, но когда у тебя на складах лежат импортные: компактные унитазы, линолеум, американская и югославская облицовочная плитка, финские смесители, немецкие обои, японские шмотки, то уже 8 марта скала была взорвана, и работа пошла.

Дом и 2 проезда к нему через 2 квартала были готовы, да вот только решением крайкома КПСС и Крайисполкома дом был отобран для строителей из Вьетнама по программе интеграции А тебе – микроинфаркт, а дорога стала главной в 71-й мкр. Гипотенуза короче суммы 2 катетов!

У Владивостока существует ещё одна проблема – дефицит пресной воды. Введение в строй Пушкинской депрессии несколько сгладило ситуацию, но она явно не рассчитана на то, что население города увеличится в два раза и более. И эту трагедию хотят усугубить руководство города и края. Они предлагают не углубить и расширить Седанкинское водохранилище, а как раз наоборот – засыпать и на его месте для элиты построить посёлок коттеджного типа для боссов? За 60 лет жизни во Владивостоке мне пришлось 3-4 зимы носить воду в квартиру вёдрами!

Исходя из множества указанных факторов, Владивосток не имеет потенциала для дальнейшего увеличения численности населения, по крайней мере на данном этапе развития.

Но развитие юга Приморья – необходимость. И если сам Владивосток не подходит для этого, надо подобрать другое место, желательно поблизости. И такое место есть! Это место – Уссурийск, расположенный в 100 км севернее Владивостока. Здесь отсутствуют все недостатки, указанные выше. Более того – развитие Уссурийска поможет развитию Владивостока и всего региона в целом, тем более, что Уссурийск таким центром в дореволюционное время уже был.

Уссурийск имеет крайне удобное географическое положение – он находится в самом центре обширной Суйфунско-Приханкайской низменности и вследствие этого обладает неограниченными возможностями для массового жилищного строительства, что, как мы знаем на опыте Тюмени, является важнейшим фактором для прироста численности населения.

В районе Уссурийска расположено множество промышленных предприятий, окружен он сельскохозяйственными, горняцкими и рыбодобывающими районами, а значит проблемы с работой у переселенцев из других регионов не будет. Более того, увеличение численности населения здесь создаст настоящий промышленный бум, причём не только на юге Приморья, но и северных территорий края. А построив железную дорогу от Уссурийска до Смоляниново длиной всего то 40 км, мы сократим железную дорогу Уссурийск – Находка на 150 км. И тогда жить можно в коттеджных посёлках городского типа в солнечном Уссурийском районе, а работать в море или в Большом Камне.

Уссурийск – крупный железнодорожный узел, и он гораздо ближе к границе с Китаем, чем Владивосток, поэтому именно сюда целесообразнее направлять транспортные потоки из Поднебесной, а не во Владивосток, как предполагается некоторыми проектами и соглашениями.

В Уссурийске нет проблем ни с пресной водой, ни с автотранспортом, в отличие от Владивостока, а массовое жилищное строительство также создаст много рабочих мест.

Уссурийск действительно предпочтительнее Владивостока в части развития края и привлечения переселенцев из других регионов. Но как это сделать, если даже во Владивосток народ едет неохотно, а самое главное – на какие средства строить? Ответ простой – надо административный центр Приморского края перенести из Владивостока в Уссурийск. Конечно же, это должны сделать федеральные власти, краевые Власти не захотят переехать с насиженного места по причине прирастания пятых точек к креслу, а низы не смогут заставить их сделать это.

Одно только слово Президента в поддержку этой инициативы, или кем-нибудь из его окружения мгновенно поднимет интерес инвесторов, не только со всей страны, но и зарубежных, к застройке Уссурийска. Федеральные программы, например,: «Жильё для молодой семьи», от которых отказываются застройщики Владивостока, здесь получат новое дыхание только из-за объёмов в красивой равнине. Вспомним и о том, что аэропорт мирового значения здесь уже есть. Борт № 1 Президента США Д.Форда в начале 1970-х приземлялся именно здесь, в аэропорту Воздвиженка, а не во Владивостоке!

Местным властям, совместно с федеральными, останется лишь поработать над генпланом развития новой столицы Приморья, созданием инфраструктуры и строительством привлекательных административных зданий для своих учреждений, всё остальное сделают частные инвесторы.

В молодости меня сразил Сингапур, вот бы умереть во Владивостоке – втором Сингапуре!»

Николай СМИРНОВ, фото: wikiplanet.click