Требуем зарегистрировать техногенную катастрофу на уровне Правительства РФ

30 лет назад 10 августа 1985 в бухте Чажма Приморского края на территории 30-ого судоремонтного завода ВМФ РФ произошла техногенная авария: взорвался ядерный реактор на подводной лодке – атомоходе К-431 (заводской номер 175) при проведении работ по перезагрузке ядерного топлива.

Сразу после взрыва все имеющиеся приборы для измерения радиации зашкалили и сломались. Поэтому силу взрыва смогли определить только расчетным путем по золотому кольцу на найденном оторванном пальце одного из погибших военных, занимающихся перезагрузкой топлива – 90 000 рентген в час.

Сама катастрофа и действия по ликвидации ее последствий были строго засекречены. Наши военные, надо признать, умеют хранить тайны, даже такие, которые по закону не должны считаться государственной тайной в силу статьи 7 Федерального закона «О государственной тайне»:

«Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии…»

Со всех, кто занимался ликвидацией последствий этой аварии, были взяты подписки о неразглашении информации сроком на 15 лет и выше. Сыграли на патриотических чувствах, объясняя, что данный ядерный взрыв может быть расценен мировым сообществом как нарушение СССР моратория на ядерные испытания и инициировать третью мировую войну.

Причины ядерного взрыва называют разные, но суть сводиться к одному – разгильдяйство.

Мне кажется правдивой следующая версия, изложенная в статье «К-431. Забытая авария мощностью 90 000 Р/ч» (https://story.d3.ru/k-431-564822):

«Реактор ВМ–А, установленный на К–431 разумеется, как и все реакторы, не получал энергию из воздуха. Он получал энергию из топлива, которое в него время от времени необходимо загружать. На К–431 была предусмотрена следующая последовательность действий:

1. Сверху открывалась крышка работающего реактора.

2. Заправлялась новая порция топлива.

3. Крышка возвращалась на место.

При этом было архиважно, чтобы компенсирующая решетка не могла перемещаться вертикально, для чего устанавливались специальные балочные конструкции, блокирующие перемещение панели с решеткой и поглотителями. К счастью, такая опасная процедура проводилась достаточно редко и за все время работы подлодки была совершена только раз, примерно в 1974-1975 годах. Следующая заправка планировалась только через 10 лет — в 1985 году.

Большинство аварий, когда – либо случившихся, произошли по причине халатности персонала.

В августе 1985 года подводная лодка К-431 остановилась в бухте Чажма …Подводная лодка уже была готова отчалить, когда выяснилось, что успешная заправка топлива не была уж такой успешной — крышка реактора была опущена не герметично, требовалось снова поднять ее и опять установить, а затем повторно провести гидравлические испытания. По стечению обстоятельств все необходимое оборудование уже было разобрано, что требовало повторной сборки и установки.

Установка этого оборудования во второй раз была произведена с нарушением штатного положения относительно расположения балок и стойки, а также способа крепления их друг с другом. В нарушение всех статей и актов необходимые проверки не были выполнены и конструкция, поднимавшая крышку так и осталась неправильно установленной.

После того, как крышку подняли гидравлическими домкратами (для определения причины течи) возникла необходимость поднять крышку траверсой на необходимую высоту. Однако траверса находилась в разобранном виде, о чем и доложили руководителю работ Ткаченко В.Б. Тот, в нарушение техники безопасности, решил использовать подъем с помощью строп.

Это траверса...

фото

...а это — стропы.

фото


Чувствуете разницу?

В процессе подъема не было заметно, что из-за особенностей новоизобретенной конструкции крышка могла подняться вместе с компенсирующей решеткой. Это не происходило, пока ее поднимали понемногу и с малым усилием. Но когда ее стали поднимать выше, крышка понемногу стала увлекать за собой панель с решеткой. При этом, если бы балочная конструкция была установлена правильно, этого бы не происходило.

В самой критической точке трос не выдержал... и лопнул. Крышка, увлекаемая натяжением троса крана полетела вверх. Компенсирующая решетка вместе с поглотителями вышла из реактора. Началась неуправляемая цепная реакция деления урана–235».

До сих пор скрывают истинное число пострадавших от данного ядерного взрыва. Секретны и результаты анализов крови (и даже место их хранения), которые были отобраны радиологами у медиков, проводивших первичную санитарную обработку прибывающих в госпиталь военных с места аварии без какой-либо обработки в ночь с 10 на 11 августа 1985 года (более 100 человек) и далее лечивших их в военно-морском госпитале п. Тихоокеанский.

10 августа 1985 года в этом госпитале было объявлено введение режима военного времени, и все приказы были устными. На сутки сам госпиталь был окружен двойным кольцом военными с автоматами.

Один из депутатов ГосДумы обратившемуся к нему журналисту на просьбу поднять Чажминскую тему еще лет десять назад сказал даже близко с ней не подходить, так как это расход бюджетных денег. Вот если бы доход, то да!

За халатность одних, расплачиваться жизнью и здоровьем пришлось очень многим другим. Многие ликвидаторы последствий этой ядерной аварии остались один на один со своими болезнями, в том числе радиационного генеза. Хотя за вред, нанесенный радиацией, ответственность должна нести казна Российской Федерации по действующему законодательству.

Однако все секретно, и никакой помощи от государства, считаю, очень многим пострадавшим. Зачем тратить на них деньги, когда можно придумать миллион уловок?

Например, ввести законодательно порядок и процедуру для избранных (типа государственно-общественной организации Комитета ветеранов ПОР РФ), признать зоной аварии только саму взорвавшуюся подводную лодку, но не акваторию вокруг, все засекретить на уровне Минобороны и требовать в письменном виде отданные устные приказы, результаты засекреченных анализов на радиоактивные вещества…

Можно и судей использовать, которые требуют с заявителей, обратившихся с иском к Минобороне РФ, проехать на санитарной машине на искореженную ядерным взрывом подводную лодку (зону аварии), почему нет? Послушному судье – повышение по службе, государству – экономия средств, пострадавшему – пусть живет и болеет или умирает?

Пока данная техногенная катастрофа не зарегистрирована на уровне правительства РФ, гражданскому населению даже в близлежащих поселках, которым об этой аварии не сообщили абсолютно ничего в тот роковой август, ничего не светит. Типа, не было ядерной аварии (только тепловой взрыв). Даже имена погибших в момент взрыва 10 августа 1985 года 8 офицеров и 2 матросов замалчивались.

На бумаге этой ядерной аварии не было для гражданских лиц, поэтому никого из них нельзя официально признать пострадавшими из-за отсутствия специальной законодательной базы по этой аварии и рассекречивания нанесения ею вреда окружающей среде и здоровью людей.

Требуем зарегистрировать данную техногенную катастрофу на уровне правительства РФ и рассекретить нанесенный ею вред, чтобы все пострадавшие от нее могли получить положенные им от государства льготы и компенсации.

Заместитель председателя президиума ОДПК «Хранители закона» Татьяна Демичева.

Фото: http://www.liveinternet.ru