Федеральный портал обсуждения правовой информации на прошлой неделе опубликовал проекты документов о порядке регистрации и учета беспилотников в России. Эти документы служат дополнением к закону, принятому Госдумой во втором и третьем чтении еще в декабре прошлого года. Согласно ему государственной регистрации подлежат все беспилотники тяжелее 250 г.
Государственный реестр беспилотников будет вести Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), говорится в опубликованных документах. Для внесения беспилотника в этот реестр его владелец подает заявление в Росавиацию в произвольной форме с данными о дроне и его собственнике. О беспилотнике нужно сообщить его тип, серийный номер, дату изготовления, наименование изготовителя, максимальную взлетную массу, тип и количество установленных двигателей, их мощность. После регистрации беспилотнику присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на дрон. Регистрация требуется каждый раз после изменения собственника судна, а также при изменении модификации (переоборудования) беспилотника, следует из бумаг.
Кроме того, дрон нужно будет поставить на учет в Федеральную службу безопасности (ФСБ), сообщив те же данные, что и при регистрации.
Президент Ассоциации малых беспилотников Олег Понфиленок называет процедуру регистрации барьером развития отрасли. Во-первых, жалуется он, опубликованные документы не предусматривают процедуру онлайн-регистрации, а это делает весьма затруднительной регистрацию для людей, находящихся не в Москве: им придется приезжать в Росавиацию специально, чтобы зарегистрировать беспилотник. Во-вторых, регистрация требует наличия сертификата у беспилотника, что совершенно невозможно – они пока не сертифицируются, говорит эксперт. Не ясно, какими будут критерии получения удостоверения на управление беспилотником. И, наконец, согласно действующему законодательству беспилотники, как и другие воздушные суда, обязаны предоставлять информацию о своих маршрутах заранее. Непонятно также, какое наказание грозит за отсутствие регистрации, говорит Понфиленок. Он считает, что Минтранс создает настоящее препятствие для развития сразу двух отраслей – дронов и авиамоделирования.
Предлагаемые изменения законодательства направлены на «уничтожение целого перспективного рыночного сектора», говорится в заявлении, опубликованном на сайте Федерации авиамодельного спорта России (ФАСР). Федерацию возмутило, что процедура государственной регистрации не предполагает регистрации через интернет. Каждый авиамоделист должен будет приехать в Росавиацию лично вместе со своей моделью. Вице-президент ФАСР Игорь Трифонов так же, как Понфиленок, сетует на неясность с получением удостоверения на управление беспилотником. По словам Трифонова, ему трудно представить, что чиновники смогут квалифицированно оценить навыки тех, кто управляет спортивными авиамоделями. Кроме того, авиамоделистов возмущает то, что процедура регистрации нужна после каждого ремонта беспилотника. Процедуры, построенные таким образом, говорит он, подрывают развитие целого направления в спорте: причем, скорее всего, в первую очередь пострадают клубы детского авиамоделирования.

Оценить продажи дронов в России сложно, рынок находится на начальном этапе развития и пока несопоставим с другими категориями электроники, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Она рассказывает, что «Связной» продает 100–150 устройств за квартал. По словам Заикиной, квадрокоптер – специфическое устройство, пока явно не предназначенное для массовой аудитории. Но он позволяет, например, попробовать новые способы фото- и видеосъемки. Есть категория профессионалов – фотографов и видеографов, для которых дроны стали очень нужным рабочим инструментом. Стоимость дронов в России варьируется от 1500 до 400 000 руб. Самые популярные бренды, по словам Заикиной, – Parrot и DJI. Связанные с дронами нововведения в регулирование по-разному повлиют на разные категории покупателей, считает Заикина. «Любителей, которые покупают недорогие гаджеты ценой до 5000 руб., могут оттолкнуть заботы, связанные с регистрацией, а также дополнительные затраты на оплату госпошлины», – говорит она. При этом для профессионалов фото- и видеосъемки дрон – уже неотъемлемый рабочий инструмент, такие пользователи наверняка будут готовы потратить время и средства на процедуру регистрации, считает Заикина.
Гендиректор компании «ТМТ-консалтинг» Константин Анкилов вспоминает, что с 1993 по 2000 г. каждый владелец мобильного телефона обязан был его регистрировать. Причем процесс регистрации был нелегким. Он думает, что, возможно, с ростом популярности правила в отношении беспилотников станут менее строгими.
Представители Минтранса не ответили на запросы «Ведомостей».