РЖД, уже получившее согласие на выделение средств Фонда национального благосостояния на реконструкцию БАМа и Транссиба, предложили правительству РФ еще один амбициозный проект стоимостью около 677 млрд рублей, пишет «КоммерсантЪ». Речь идет о реконструкции 22 (из 80) тыс. километров железнодорожных путей России для запуска тяжеловесных поездов на направлении Кузбасс, через Урал, на северо-запад страны до порта «Усть-Луга» в Ленинградской области и на юг до портов Азово-Черноморского бассейна.
Предлагается запустить поезда весом до 9 тыс. тонн (нагрузка на ось — 27 тонн). Для усиления путей здесь нужно 416 млрд рублей. В 186 млрд рублей оценена инфраструктура для поездов весом до 8,6 тыс. тонн на кольцевых маршрутах (Апатиты — Пикалево, Рудный Клад — Никель, Ковдор — Мурманск и другие). 74,9 млрд рублей будет стоить модернизация инфраструктуры на Восточном полигоне РЖД.
Проект уже подготовлен и направлен в Минтранс РФ, оттуда разослан на рассмотрение профильным министерствам, в частности передан Минпромторгу РФ. При этом монополия сама сомневается в экономической эффективности проекта, указывая на его неокупаемость. При запуске поездов весом 9 тыс. тонн доходы РЖД увеличатся только на 13,2-75,1 млрд рублей в зависимости от числа составов, а общий возврат инвестиций не превысит 25%.
Впрочем, в компании подтверждают заинтересованность в данном инфраструктурном проекте. Отправка поездов из 71 вагона весом 6-9 тыс. тонн и сейчас не редкость, в первом полугодии этого года монополия отправила свыше 60 тыс. таких составов. Однако для развития такого движения необходимо решить вопрос с заменой железнодорожного полотна и удлинением станций, говорят в РЖД.
Грузоотправители пока не демонстрируют заинтересованности в проекте. Лишь угольщики признают, что поезда большего веса позволят увеличить объем перевозок, но даже представители этой отрасли не видят смысла в инвестициях в этот проект государства.
К слову, вагоны с повышенной грузоподъемностью, пригодные для организации тяжеловесного движения, сейчас выпускают тагильская корпорация «Уралвагонзавод» и Тихвинский вагоностроительный завод (контролирует Александр Несис). Также в Свердловской области компанией «Уральские локомотивы» (связана с группой «Синара») выпускаются сверхгрузоподьемные локомотивы. В 2011 году на первом составе весом 9 тыс. тонн ведомом электровозом «Синары» 2ЭС10 «Гранит» по маршруту Екатеринбург — Первоуральск совершили поездку тогда еще губернатор Свердловской области Александр Мишарин и президент РЖД Владимир Якунин.