фото

Новые акцизы на шипованную резину, которые предложил ввести член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев, приведут лишь к росту цен на шины, а ситуацию на дорогах не изменят. Такого мнения придерживаются опрошенные Autonews.ru эксперты.

«Мы имеем палку о двух концах. Шипованные шины во многих регионах страны — это безопасность. Если они станут дороже, менее обеспеченные водители начнут покупать нешипованную или, хуже того, всесезонную резину. На асфальте она отвечает требуемым параметрам, но если дороги со снежными и ледяными отложениями, ездить на ней уже опасно. Поэтому это вопрос скорее экономический.

На федеральных трассах по ГОСТу снега быть не должно вообще. А на неочищенных провинциальных дорогах никакая шипованная резина до покрытия не доскребет, если оно вообще там есть», – уверен начальник отдела организации ремонта и содержания автомобильных дорог федерального агентства «Росавтодор» Алексей Торощин.

Коллега Александра Васильева по транспортному комитету Олег Нилов сомневается, что деньги с акцизов пойдут на ремонт дорог. Скорее всего, их направят на латание дыр в бюджетах различных уровней.

«Для примера возьмите плату за утилизацию. Где эти десятки современных предприятий? Даже их проекты вряд ли найдутся. А деньги собираем, и еще больше будем собирать. За каждый новый автомобиль. И каждый автовладелец платит», – критикует предложение ввести дополнительный сбор «за шипы» Олег Нилов.

Сколько рублей придется добавить к стоимости каждой покрышки в случае повышения акцизов на шипованную резину, пока никто из депутатов не считал. Не могут назвать каких-то конкретных цифр и в «Росавтодоре».

По расчетам специалистов, один шип на автопокрышке за километр пробега вырывает из асфальта до 10 граммов покрытия. А в средней шине около сотни шипов. Получается, что каждый автомобиль с шипованными покрышками при «удачном» раскладе «сбривает» с километра дорожного полотна до 4 килограммов асфальта. И чем лучше трасса, тем быстрее она, как ни парадоксально, изнашивается.

«На быстрое появление колеи сильно влияет скорость и интенсивность движения, и это очень заметно на МКАДе. Два этих фактора в зимний период особенно губительны для дорожного покрытия. При низких температурах битум теряет упругость и становится хрупким. В результате шип его не смазывает, как, к примеру, летом или осенью, а раскалывает, образуя в покрытии микрораковины. Потом в них попадает вода, потом она замерзает, и эти микроямки быстро увеличиваются в размерах.

Именно поэтому в скандинавских странах, где шипованная резина также разрешена, применение ее очень четко регламентировано по сезонам», – объяснил Алексей Торощин.

Как рассказали в представительстве компании Continental, европейский опыт мог бы прижиться и в нашей стране. Тем более что с 2015 года и в Европе, и в России будут действовать единые правила использования зимних шин.

«Для снижения ущерба многие европейские бренды либо сократили число шипов на шине, либо улучшили их свойства путем изменения состава резиновой смеси, а также конструкции и снижения веса шипов. И сейчас продукция известных европейских производителей шин практически полностью соответствует новому законодательству, которое распространяется на шины, выпущенные после 1-го июля 2013 года», – рассказывает о новом регламенте использования зимней резины в Европе технический специалист компании Continental в России Михаэль Цикфельд.

Дифференциация подхода к размеру акциза по степени «враждебности» той или иной марки шин асфальту, к слову, может практически полностью нивелировать саму идею сбора денег за шипы. В мегаполисах люди богаче, их автомобили дороже, и они по определению выбирают шины более высокого качества. Отечественная шипованная резина — выбор провинции. И вовсе не от хорошей жизни.

«Это не прихоть водителя — пользоваться такой резиной. Тратить деньги на ее покупку и время на своевременную смену вряд ли кому захочется. Что нужно делать — это чистить дороги от снега и льда. А в некоторых регионах их хотя бы проложить, добавить освещение. И я не говорю про подогрев... Есть такие счастливые водители, в некоторых странах. Тогда можно поговорить о том, что можно когда-нибудь и отказаться от зимней резины», – уверен Олег Нилов.

На последнем заседании Комитета по транспорту автор идеи ввести дополнительные акцизы на шипованные шины Александр Васильев не присутствовал – был в командировке. Тем не менее, комитет обсуждал предложение коллеги.

«От чего все беды дорожников? От зимней резины! Я общался со многими депутатами нашего комитета и уверен: этот номер не пройдет», – прокомментировал обсуждение возможного введения акцизов на шипованную резину в Госдуме Олег Нилов.

Тем не менее, и без дополнительных акцизов цены на зимнюю шипованную резину кусаются. Комплект таких шин диаметром 15 дюймов от известных европейских производителей в Москве обойдется в среднем 13-14 тысяч рублей. Комплекс шиномонтажных работ в хорошем сервисном центре облегчит кошелек еще на 1600 – 2000 рублей. За такую же операцию в частном сервисе на окраине попросят 1300 рублей.

С 2015 года в Европе начнет действовать новый регламент по использованию зимней резины. Документ распространяется и на Россию. Таким образом, обязательная сезонная смена шин в России – лишь вопрос времени и определения самого холодного сезона.

Напомним, 10 января 2013 года председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов предложил ввести административное наказание за езду на летних шинах в холодное время года. Депутаты штрафы не утвердили. Но к следующему снежному сезону они наверняка появятся. Как и установленные законом сроки обязательного использования зимней резины. В предложении Тюльпанова, которое может быть взято за основу, назывался период, равный календарной зиме: с 1 декабря по 1 марта. В новой редакции закона к нему, скорее всего, прибавят два месяца: ноябрь и апрель. Россия — страна северная.