Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (949) от 24 мая 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Договорные страсти

Татьяна РОМАНЕНКО

Продолжение темы «Дело о 16 миллионах».
Начало в «АВ» №№ 11, 14, 19.

ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ. ЧТО ЭТО?

Одним из органов исполнительной власти Санкт-Петербурга является Государственная Жилищная инспекция, которая, согласно соответствующему Положению, «проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного контроля за обеспечением соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, а также за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности». Короче говоря, контролирует соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере ЖКХ.

Из Положения об инспекции: «Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением». То есть деятельность инспекции должна происходить в рамках закона.

В апреле сего года в жилищную инспекцию обратился кто-то нам не известный, (но подозреваем, что «Энергосбыт»), с жалобой на ТСЖ «Ириновский, 33/49». По версии «Энергосбыта», ТСЖ злостно отказывается заключать договор с ГУП ТЭК (надеемся, что эта аббревиатура всем понятна без перевода) и уже второй год потребляет тепловую энергию в виде горячей воды просто так, без договора. По мнению заявителя, энергетики не получили громадную сумму денег – по расчетам «Энергосбыта» – в размере 17 867 577,73 рубля (с июля 2009 г. по состоянию на 30 марта 2011 г.).

Возможно, «Энергосбыт» уведомил инспекцию о страшных карах, которые ждут собственников жилья – участников нехорошего ТСЖ, сильно всех этим напугал. 28 апреля и 5 мая 2011 года в спешном порядке были проведены два совещания. В результате инспекция обязала ТСЖ заключить договор с ГУП ТЭК на кабальных и не законных условиях, проверить хозяйственную деятельность ТСЖ и найти способы погасить сумасшедший, как выяснилось, «нарисованный» долг.

Интересно, что поручения о заключении договора даны не председателю ТСЖ Патрикееву, а некоему лицу, называющему себя вновь избранным председателем. Впрочем, ни тот ни другой инспекции не подчиняются, на службе у нее не состоит, и давать этим лицам какие-либо поручения бессмысленно и, в общем, не законно. Поэтому поручение о заключении договора ТСЖ с ГУП ТЭК так и не выполнено. И жизнь не остановилась.

Спор о том, на каких условиях заключать договор с ГУП ТЭК, идет давно. В производстве арбитражного суда находятся несколько исков от собственников жилья по поводу недействительности условий договора, которые ГУП ТЭКом навязываются всем ТСЖ, ЖСК и управляющим компаниям города. Жилищная инспекция поддерживает вариант договора, предложенный ГУП ТЭК, кстати, разработанный в свое время Комитетом по энергетике Петербурга.

Решения судов по договору с ГУП ТЭК

И надо же такому случиться: 22 апреля, то есть за неделю до первого совещания в инспекции, состоялось решение арбитражного суда по иску ЖСК № 1364 к ГУП ТЭК (дело номер А56-74319/2010) с участием Председателя СРО НП «Оккервиль» Е.Н. Паниной и юриста М.В. Лапухиной. Суд признал недействительными 32 пункта Договора теплоснабжения. Именно эти 32 пункта и являются причиной, по которой вариант Договора ГУП ТЭК для всех абонентов считается кабальным, а решение суда по этим пунктам делает договор ничтожным.

Рассмотрим самые существенные из этих признанными недействительными пунктов, касающихся оплаты энергии и порядка расчетов.

ГУП ТЭК в договоре настаивает: «Расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством и осуществляются в безакцептном порядке платежным документом, выписываемым энергоснабжающей организацией» (Пункт 5.1 договора).

А также: «Энергоснабжающая организация в первой декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно платежное требование за потребленную тепловую энергию расчетного месяца. Оплата Абонентом платежного документа производится в течение пяти банковских дней со дня выставления» (пункт 5.4 Договора).

В решении арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля по делу № А56-74319/2010 сказано следующее:

«Кооператив полагает, что на основании этих пунктов Предприятие неправомерно выставляет ему счета на оплату потребленной тепловой энергии по тарифу, установленному для юридических лиц, а не для населения, и списывает указанную задолженность в безакцептном порядке…

Между тем… ЖСК не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ЖСК. Поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), в том числе услуг по теплоснабжению, ЖСК оплачивает такие услуги по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц…

Вместе с тем, предусмотренного законом права на безакцептное списание денежных средств, подлежащее обеспечению путем установления неустойки, у ответчика отсутствует.

Учитывая изложенное, суд считает неправомерным пункт 5.1 в части слов «осуществляются в безакцептном порядке, платежным документом, выписываемым энергоснабжающей организацией», и пункт 5.4 договора».

Суд постановил, что нельзя свободно (безакцептно) залезать в карман жителям, то есть без разрешения владельца банковского счета, забирать деньги, причем в количестве, превышающем сумму платы физическими лицами за тепло и горячую воду. Жители платят как частные лица, а с ЖСК или ТСЖ снимают как с юридического лица. Налицо умышленное создание ситуации, при которой объединение частных лиц оказывается постоянным должником. Кому это выгодно? Зачем это делается?

И еще несколько существенных моментов. Суд постановил, что теплоснабжающая организация не может произвольно, только потому, что нет оплаты, отключать теплоснабжение объектов ЖКХ. Для этого есть четко перечисленные в законе случаи.

Также суд установил, что заключенный сторонами договор является публичным и на него распространяется требование, что условия договора должны соответствовать издаваемым правительством РФ правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

29 марта Арбитражный суд Петербурга удовлетворил иск «Городского центра коммунального сервиса» к ГУП ТЭК и признал 12 пунктов типового договора теплоснабжения недействительными, поскольку они противоречат Гражданскому кодексу. «Принципиально важно, что суд признал незаконным прекращение подачи коммунальных ресурсов и установил, что при отсутствии общедомового узла учета расчет потребленной энергии производится по нормативу, утвержденному в регионе», – говорит генеральный директор ООО «Городской центр коммунального сервиса» Геннадий Майоров (газета «Консьержъ» от 5 мая 2011).

ТЭКу должен весь город

Но вернемся в Жилищную инспекцию, которая обязана следить «за соблюдением прав и законных интересов граждан» в жилищной сфере. Почему эта инспекция своевременно не отрегулировала вопрос с договорами и с теплоснабжающими организациями, нам неизвестно. ТСЖ, ЖСК и другие управляющие компании, заключившие договор с ГУП ТЭК на условиях типового договора, вынуждены платить, существенно завышая сумму в платежках, выставляемых гражданам (примерно 46% – 35% – за счет завышения тарифа и 11% – за счет завышения объема поставки). Причем, ГУП ТЭК в безакцептном порядке снимает с банковского счета любые деньги, которые туда попадают, в том числе по платежам за другие услуги, а именно: за аварийное обслуживание, за текущий ремонт и др.

Те управляющие компании, а также ТСЖ и ЖСК, которые работают по правилам и по закону, попадают в должники – жители перечисляют деньги по тарифам для физических лиц в соответствии с правилами, утвержденными правительством РФ, а ГУП ТЭК, попирая правила, требует в два раза больше.

Информация с интернет-сайта ГУП ТЭК:

«Задолженность абонентов перед «ТЭК Санкт-Петербурга» в октябре 2010 г. выросла в 3 раза в сравнении с прошлым годом и превысила 1,25 млрд рублей.

Большая часть долга, 710 млн рублей, приходится на долю жилищного фонда. При этом 431,6 млн рублей – задолженность управляющих компаний и ЖКС, 231,5 млн рублей – ЖСК и ТСЖ».

Вот тут бы Жилищной инспекции и возникнуть – как так, почему ГУП ТЭК действует не по правилам № 307, утвержденным Правительством РФ? Но, куда там!

В данных условиях, когда даже госорганизация, предназначенная для контроля, молчит, а поставщик услуг незаконно завышает сумму оплаты, председатель ТСЖ «Ириновский, 33/49» был вынужден, стоя на страже денег собственников, отказаться от заключения такого договора. С 2010 года ТСЖ переводит на счет ГУП ТЭК ровно ту сумму, которая положена по закону. В результате ГУП ТЭК объявил ТСЖ «Ириновский, 33/49» «должником».

Даже сейчас, после того как в жилищную инспекцию передано судебное решение, однозначно указывающее на то, как нужно считать и платить за тепло, было сказано – судебные решения нам не указ, договор с ГУП ТЭК должен быть заключен на его условиях.

Схватка

С одной стороны граждане, жители многоквартирного дома по Ириновскому, 33/49, и законы – Гражданский кодекс, постановления правительства, Конституция РФ, наконец, и судебные решения. С другой стороны – ГУП ТЭК, государственная жилищная инспекция, на эти законы плюющая.

Силы не равные – на стороне жителей закон, на стороне ГУП ТЭК некая бюрократическая структура, не наделенная теми полномочиями, которые себе присвоила, – заставлять граждан нарушать закон в пользу ГУП ТЭК.

Что делать ГУП ТЭКу в такой ситуации? Сдаться? Нет! Борьба продолжается. Быстро, пока жители не опомнились и не противостояли, в ТСЖ «меняется» председатель (как будто это так легко сделать!), который тут же быстро бежит в налоговую инспекцию, представляет заявление, заверенное своим нотариусом, и себя регистрирует (подозреваем, что в налоговую позвонили из Жилищной инспекции), а затем требует от законного председателя документы, реквизиты, печать для заключения договора с ГУП ТЭК.

Законный председатель документы не отдает, проводит собрание, которое подтверждает его полномочия, представляет документы в ту же налоговую инспекцию, а по поводу «нового» председателя обращается в прокуратуру.

Следует заметить, что мошеннические схемы иногда удаются, но всегда разоблачаются. Основным необходимым параметром для них являются максимальная скорость проведения «операции» и наличие «шестерки» – лица или организации, которые после разоблачения делаются ответственными за всё.

Татьяна РОМАНЕНКО


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100