Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (851) от 8 июля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Тайны каменных черепах

Ю. ФИЛАТОВ

Стояла осень 1867 г. По дороге, что соединяла военный пост Камень-Рыболов и село Никольское, почтовые лошади, не торопясь, тащили телегу с экспедиционным снаряжением, а за ней устало брели офицер и его спутники – остальные участники экспедиции.

Каменная черепаха у здания
Хабаровского краевого краеведческого
музея им. Н.И. Гродекова.
фото Михаила Кулешова.

Завидев село Никольское, лошадки веселее заперебирали копытами. Приободрились и люди. Девяносто три версты утомительного пути остались позади.

Было видно, что село постепенно оправлялось от погрома, устроенного в мае бандой хунхузов. Они же вынудили штабс-капитана Генерального штаба Николая Пржевальского прервать обследование южного берега озера Ханка и принять участие в разгроме банды, а затем конвоировать хунхузов во Владивосток.

Август был потрачен на завершение работ на Ханке, и для обследования окрестностей Никольского. На карте, полученной им в штабе генерал-губернатора, составленной офицерами Генерального штаба в 1866 г., во многих местах были нанесены места старинных укреплений. Такие были указаны и около Никольского. Потом в книге Пржевальский напишет: «Вблизи деревни находятся замечательные остатки двух старинных земляных укреплений, которые, впрочем, попадаются изредка и в других местах нашего Южноуссурийского края.

Первое из этих укреплений лежит в верстах трёх от деревни и представляет правильный четырёхугольник, бока которого расположены по сторонам света. Каждый из этих боков имеет около версты длины и состоит из земляного вала сажени две с половиной высоты, со рвом впереди. Другое укрепление лежит всего в полуверсте от деревни и не представляет правильного четырёхугольника, хотя в общем своём очертании всё-таки напоминает подобную фигуру.

Кроме того, по дороге к дальнему укреплению, в полуверсте от нашего селения, на небольшом бугорке лежит высеченное из красноватого гранита грубое изображение черепахи, имеющее семь футов в длину, шесть в ширину и три в толщину. Рядом с нею валяется каменная плита, которая, как видно по углублению в спине черепахи, была вставлена сверху. В самой деревне стоят найденные в лесу два каменных грубых изображения каких-то животных величиной с большую собаку.

Кому принадлежали все эти обделанные камни и укрепления? Некоторые относят их к ХII в., ко временам династии Нючжень, которая в то время владычествовала в Южной Маньчжурии, но, мне кажется, что такое предположение не более чем гадательное. Позднейшие археологические изыскания, вероятно, прольют больший свет на этот предмет и разъяснят нам историю этой страны, которая долго была местом кровавых столкновений... Но давно, очень давно совершалось всё это, так что у нынешнего населения не осталось даже никаких преданий о тех временах».

Молодой офицер был прав, хотя и не успел как следует осмотреть укрепления и окрестности села. Иначе он первый рассказал бы читающей России и о второй черепахе, стоящей на кургане около дальнего укрепления, и о большом городе-крепости, расположенном на другом берегу реки Суйфун. Укрепления и каменные черепахи, и «собаки», (на самом деле, это скульптуры львов) относятся к временам империи Цзинь — Золотой империи чжурчжэней (нюйджи).

Сам Пржевальский осмотрел только ближнее укрепление и черепаху. О втором укреплении (дальнем) ему рассказал поручик Корпуса горных инженеров Иннокентий Лопатин, который тоже ехал во Владивосток, но по причине военных действий и прошедших дождей задержался в Никольском. Он первый дал подробное описание укреплений и зарисовал не только черепаху, но и найденные им скульптуры людей.

Как и Пржевальский, он считал это остатками крепостей государства Цзинь. Но ещё раньше здесь находилась одна из провинциальных столиц королевства Бохай – Шуайбинь. Бохай, которое современники называли королевством просвещённых людей, поддерживало дипломатические отношения с Китаем, Кореей, даже с Японией. Оно просуществовало с конца VII до первой половины Х века и было захвачено полукочевым народом – киданями, которые сумели создать могущественное государство Ляо. В него входили части территорий нынешней Маньчжурии, Монголии, Кореи и Китая.

Империя киданей, начало которой положил в 901 г. вождь Амбагянь, уже в ХII веке была разгромлено чжурчженями. Им пришлось восстанавливать то, что было утрачено народом мохэ (т.е. бохайцами и чжурчжэнями) после падения королевства Бохай: высокую культуру, развитую экономику и собственное государство.

Объединение чжурдженьских племён, которые занимали земли от р. Сунгари до Японского моря, начали князья одного из самых влиятельных племён – Ваньянь. Особенно тяжёлым стал 1096 г. Против ваньянцев восстали племена на границе с Кореей, на Суйфуне и в прибрежных районах.

Бои были очень тяжёлыми и кровопролитными. Укрепления по нескольку раз переходили из рук в руки. Но ваньянцы и в этот раз одержали победу.

В 1109 г. в юго-западную часть Приморья вторглась армия корейского императора Юнгвана. Была захвачена и старая бохайская крепость на Суйфуне – Фурдань, где разместился корейский гарнизон. Командующий чжурчжэнями Валу выстроил напротив неё своё укрепление, которое впоследствии получило название «Стан чжурчжэней».

И до сих пор у китайцев это место носит название Шуан-Чен-Цзы, то есть Двуградие. Теперь окончательному объединению чжурчжэней препятствий почти не осталось. Князь Агуда возглавил объединённый народ в войне с главным врагом – киданями. Несмотря на молодость, он был опытным воином. Его стрелы летели на 320 шагов и не знали промаха. В бою сражался без шлема и лат. В первый год своего правления Агуда отказался выполнить древний ритуал – исполнить пляску перед императором киданей. Через два года 2500 воинов под его командованием разбили отряд киданей, посланный на усмирение ваньяньцев. Так началась война, которая продолжалась 10 лет.

Чжурчжэни разгромили армию Ляо, очистили от киданей всю Маньчжурию и захватили все пять столиц Железной империи. Агуда в 1115 г. принял императорский титул, а свою империю назвал Цзинь. При этом он сказал: «Только золото не ржавеет и не может разрушиться. Поэтому я даю ей имя «цзинь», что значит золото». В 1125 г. последний император Ляо был захвачен чжурчжэнями. Великая империя киданей пала.

Ю. ФИЛАТОВ. Продолжение в следующем номере.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100