Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (793) от 28 мая 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Лесная мафия и гражданское общество

Анна Селезнева

Нет-нет, я не собираюсь называть действующих лиц этих событий мафией. Просто законники дружно называют всю лесную отрасль края самой коррумпированной и мафиозной, «лесными баронами». И вот против этого мира, в котором лес рубят нещадно, выступили жители деревни Новая Москва Шкотовского района. Инициативная группа была избрана на общественном сходе в селе Новороссия год назад – в конце марта 2007 года. Такое маленькое гражданское общество.

И появилась модель противостояния: мафия - гражданское общество.

Вот с этих позиций и хочется посмотреть на иск лесничего Шкотовского лесхоза Александра Малыка к инициативной группе о защите чести, достоинства и возмещения морального вреда. Как на первый иск к гражданскому обществу.

Не к закрытому, открытому юридическому лицу... Судебный иск должностного лица о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда к общественной инициативной группе села Новая Москва предъявил лесничий Шкотовского лесхоза Александр Малык. Ни судьи, ни адвокат никогда не сталкивались с подобным.

События в Новой Москве уже более года в центре внимания газет. Сначала мы писали об общественном сходе Центральненского поселения Шкотовского района в конце марта 2007 года. На этом сходе селяне избрали инициативную группу – из людей неравнодушных и активных, выступающих в защиту природы вокруг их сел.

А лес в Шкотовском районе рубится нещадно. Оголяются сопки, высыхают колодцы, наводнения сносят огороды, дворы и постройки. Меньше стало кедра, грибов, ягод, ореха, шишки, уходят звери. А эти места – водоохранная зона Шкотовского и Штыковского водохранилищ, откуда вода идет во Владивосток и Артем.

Тревогу сельчане забили, когда исчезла в колодцах вода. Они жаловались, им отвечали: ройте новые колодцы. Они снова жаловались, им отвечали: ройте колодцы за свой счет... Именно тогда на сходе и заговорили о вырубке леса и нещадном его вывозе, оголении сопок и изменении климата, высыхании колодцев, нарушениях лесозаготовителей и бездействии власти, не защищающей их интересов. Они обращались к депутатам, в районные власти, в лесхоз – бесполезно, более того - лесничий Малык, полный хозяин в этих лесах, начинал им угрожать…

Мартовский общественный сход и создание инициативной группы помогли людям осознать их права – на лес, сопки, родную землю, на защиту закона и на информацию...

Три пенсионера, два егеря: Галина Крымская, Г. Крымский, В. Баев, В. Разуван, В. Чекусов… Они стали защитниками очень активными, ходили на деляны, проверяли их состояние, указывали на недостатки лесорубам и лесозаготовителям, местной власти, просили по-хорошему, а потом начали писать письма, посылать сигналы, требовать приезда комиссий, исправления недостатков, привлечения к ответственности нарушителей закона! Они просто хотели сохранить леса, помочь жителям сел спасти кусок уссурийской тайги… Своей среды обитания.

Группа писала во все инстанции и даже Президенту Путину. Приезжали комиссии. Ходили по делянам, записывали недостатки, журили… Но рубки продолжались, на очередные указания шли очередные отписки, активисты инициативной группы начали получать угрозы. Их посылали матом, обвиняли в воровстве земли и вырубке деревьев, на них писали в милицию, насылали местные комиссии, угрожали поджогами. И поджигали.

Майским утром прошлого года в нашу газету срочно позвонила Галина Крымская: «Подожгли!»… Газета потребовала от прокуратуры: защитить нашего народного корреспондента.

Угрозы сменялись комиссиями из своих, лесхозовских и близких к ним людям. Крымским уже грозили уголовным делом за самовольный захват земли (взятой с согласия, между прочим, главы поселения), у них на подворье считали старые замшелые пни, обвиняя в незаконных порубках… Поджог повторился…

Комиссии приезжали, уезжали, отмечали недостатки, лесничий Малык показывал комиссиям приличные деляны. Но при том беззаконии, которое царит в лесах Приморья, эти случайные мелкие наезды действовали меньше комариного писка. Серьезнее отнеслись к жалобам специалисты из Хабаровска: они и недостатки нашли, и потребовали их устранения. Вокруг Новой Москвы была объявлена трехкилометровая зона, в которой вынуждены были запретить любые, даже санитарные рубки.

Противостояние накалилось. Общественный сход в августе, на котором инициативная группа намеревалась отчитаться за свою работу, сорван специально привезенными лесорубами и руководителем сельского поселения. Естественно, если краевая и районная власти безразличны к неисполнению своих решений, то почему бы не сорвать сход? Разве депутаты не запретили рубки в 3-километровой зоне вокруг Новой Москвы? А рубки продолжаются!

И это, кстати, самое интересное: сколько приказов, указаний, запретов – а… рубят! Рубят!!! Даже по мокрому октябрьскому снегу пополам с водой пытались вывозить лес - вопреки всем законам!

Жалобы инициативной группы шли уже и в федеральный округ, и в Москву – в Генпрокуратуру, Президенту. Опирались сельчане при этом на Закон и на Конституцию: они имеют право на чистую среду обитания и они имеют право на информацию!

Надоели они лесозаготовителям, лесничему и властям – очень!

Деляны – в сплошных нарушениях, а лесничий грозит вообще весь лес вырубить….

И тогда они стали задавать другие вопросы: как может оставаться лесничим и выдавать порубочные билеты человек, получивший срок по уголовному делу за махинации на своей работе? Может ли он продолжать работать лесничим в Шкотовском лесхозе, оставаясь полновластным хозяином окрестных лесов?

Эти вопросы стали, видимо, тем самым спусковым механизмом…

Заполыхал дом эколога Юрия Берсенева в Новой Москве (сразу после выступления по Первому российскому телеканалу), через десять дней заполыхало на его подворье то, что не успело сгореть в первый раз. Дважды увольняли с работы (и восстанавливали) егеря Чекусова. О комиссиях на подворье Крымских и поджогах уже сказано.

Даже члены очередной краевой комиссии (сотрудники управления лесного хозяйства края, Росприроднадзора и ОБЭП) лишь чудом не пострадали – у колес были отвернуты гайки, они отвалились сразу при выезде из лесхоза на дорогу. Денис Смирнов, руководитель лесной программы Амурского филиала Фонда дикой природы России, вынужден признать: «Я десять лет занимаюсь проблемой сохранения ценных лесов. Но впервые сталкиваюсь с такими, в буквальном смысле слова, бесчеловечными методами, которые применяют поборники рубки леса в Шкотовском районе к своим оппонентам».

Власть бессильна, лес рубится, виновных в поджогах так и не нашли, меры не приняты…

На этом фоне, естественно, лесничий Малык был уверен в успехе своего иска. Он был уверен, что в шкотовском беспределе добьется своего и справится с этой скандальной надоедливой инициативной группой. Неожиданный борец с гражданским обществом был возмущен его активной деятельностью, письмами и жалобами в различные инстанции. Он расценил гражданскую позицию селян как беззаконие. Все пишут в разные инстанции… Значит, клевещут.

И лесничий Александр Малык подал иск в суд на общественную группу – за моральный вред… за распространение конфиденциальной информации о своей судимости…. «Ответчики , именуя себя инициативной группой, пишут письма и заявления в различные гос. органы с просьбами о проведении проверок лесопользователей и Шкотовского лесхоза, в котором я работаю. … Соответственно данные действия ответчиков… я расцениваю как вмешательство в мою частную жизнь, право на которую мне гарантировано ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…».

За моральный ущерб он запросил по 150 тысяч с каждого – с трех пенсионеров и двух егерей. 750 тысяч рублей! И …опровергнуть сведения, в том числе сообщенные (и подтвержденные проверкой) в Дальневосточный федеральный округ.

Адвокат Сергей Коврижных комментирует: «Малык А.Д. приводит следующий довод: «ответчики постоянно пишут и направляют письма и заявления в различные государственные органы с просьбами о проведении проверок как лесопользователей, так и Шкотовского лесхоза». Считаю этот довод необоснованным. Ст. 33 Конституции РФ гарантируется право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное право также обеспечивается ФЗ-59 «Об обращениях граждан». Действия ответчиков были направлены на защиту общественных интересов и прав и не предполагали дискредитацию Малык А.Д. ..»

Решение Шкотовского районного суда и судьи Федоровой оказалось неожиданным: в удовлетворении иска отказать. Клеветы в заявлениях инициативной группы не нашлось, проверка подтвердила случаи нецензурной брани и судимость лесничего. А по закону граждане имеют право на информацию и могут обращаться за ней в органы власти, что и делали члены инициативной группы…

Шкотовский суд в иске отказал. Малык решение суда опротестовал. Однако и краевой суд отказал в удовлетворении иска, оставив в силе решение Шкотовского суда.

Первый иск против общественной группы граждан был гражданами отбит.

Анна Селезнева.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100