Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (744) от 20 июня 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

А культурки-то не хватает!

Валерий КУЦЫЙ

На мой взгляд, культура – явление многогранное и многозначное. Существуют такие понятия, как культура поведения, культура быта, культура отношений и т.д. Например, мой командир отделения младший сержант Бербеницкий говорил: «Культурный человек даже во сне не сделает поворот кругом через правое плечо и не начнет движение с правой ноги».

Ну это, по-моему, немножко перебор, хотя оспаривать мнение начальства, пусть даже бывшего, я не намерен. Да и не это главное, суть в другом: на нехватку материальных благ жалуются многие, но я не встречал человека, который бы честно признался в собственном бескультурье. Между тем, проблема существует, и с течением времени она все более обостряется. Давайте вместе поразмыслим над ней, уважаемые читатели.

Большинство знакомых и не знакомых мне граждан в той или иной степени стремятся поддерживать у себя дома чистоту и порядок. Но некоторые из них, выйдя из дому, неузнаваемо меняются, и начинает казаться, что они ставят перед собой цель превратить родной город в подобие малоблагоустроенного свинарника. Да, мы справедливо ругаем администрацию Владивостока за никудышную уборку улиц и дворов, но брошенные там и сям бутылки и банки из-под пива, окурки, обрывки бумаги и целлофановые пакеты свидетельствуют о том, что поддерживать в такой ситуации хотя бы видимость чистоты не смогут никакие дворники, будь у них даже не по две руки на брата, а по четыре, как у индуистского божества Шивы. Это уже какой-то садизм, когда одни прохожие, швыряя что-нибудь на тротуар, проявляют своеобразную заботу о тех, кто пойдет за ними следом: идите, мол, идите, а ветерок – раз! – и вот этой грязной газетой с асфальта вас по морде. Как говорится, мелочь, но приятно.

Это только фрагмент общей картины поведения отдельно взятых лиц в отдельно взятых местах. А омерзительные надписи на стенах домов и оградах, раскуроченные лифты, разломанные скамейки, изрезанные сиденья в трамваях и троллейбусах! Однажды зимой я увидел на льду далеко от берега тяжеленную уличную урну, и все ради того, чтобы, с одной стороны, показать свою молодецкую удаль, а с другой – продемонстрировать полнейшее пренебрежение к цивилизованному обществу.

Не всегда сообразуются с понятием культуры взаимоотношения между людьми. Не сочтите меня ханжой, я достаточно эрудирован по части выразительнейшего из всех существующих языков – матерного. Иногда, каюсь, и сам употребляю крепкие выражения, например, когда меня окатывает вода из-под колес проезжающего мимо автомобиля. Другой пример содержится в довольно забавной истории, которую мне рассказал заслуживающий доверия человек. Некий участник дружеского застолья, употребив внутрь полстакана водки, вознамерился запить ее пивом (привычка, распространенная среди любителей этого дела). Будучи, однако, уже изрядно подшофе, он по ошибке опорожнил стакан соседа, до половины налитый коньяком. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он, задыхаясь, тут же схватил и осушил до дна третий стакан, в котором, по его мнению, должна была находиться вода. Как говорят в Одессе, вы будете смеяться, но тетя Соня умерла: через мгновение выяснилось, что вместо воды несчастный принял еще одну дозу водки. Друзья долго приводили его в чувство, а когда привели, он в течение получаса излагал свои соображения по поводу случившегося такими словами, которые не услышишь и от бедолаг, промаявшихся несколько часов в автомобильной пробке.

Вы знаете, я понимаю этого человека, он матюгался не по своей воле, а в силу сложившихся форс-мажорных обстоятельств. Но как понять тех, кто изрыгает брань безо всяких к тому оснований, кто выражает посредством нее горе и радость, гнев и восторг, удовольствие, ликование, возмущение и даже – трудно себе представить! – искреннюю любовь к особе противоположного пола. Мат просто так – при женщинах, детях, от пренебрежения к окружающим, из-за хамства, убогости словарного запаса, короче, по причине того же бескультурья, которым объясняется и грязь на улицах, и необязательность государства по отношению к своим гражданам, и оскорбительное «тыканье» начальника подчиненному.

Из того же ряда «сенсационные» материалы желтой прессы, живо-описующие отношения в артистической богеме; отсюда низкопробные телесериалы; юмор «ниже пояса», щедро представленный на нашем телевидении; отсюда стремление таких частых участников телепередачи «К барьеру!», как Жириновский, Проханов и некоторые другие, переорать оппонента, не дать ему высказаться, взять его и аудиторию в буквальном смысле «на горло».

Да разве только они и только в этой передаче? Культура полемики утеряна нами в принципе. Мы не хотим слышать и понимать друг друга, зато требуем, чтобы слышали и понимали нас.

Я ничуть не сомневаюсь, что ожесточение нравов, изменение в худшую сторону общественных взаимоотношений не произошли сами по себе, они имеют немало причин, и одна из главных состоит в том, что у нас в стране за последние годы резко упал интерес ко всему, не представляющему собой сколько-нибудь значительной материальной ценности. Утратив прежние идеалы, пусть ложные, пусть навязанные сверху, мы не обрели новых, а приход к власти бюрократии вместо продекларированной демократии принес столько негатива, что множество людей оказалось в плену одной-единственной проблемы – проблемы физического выживания. Тут уж не до искусства, не до литературы, тут уже смешным кажется утверждение, что «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

Я далеко не во всем поддерживаю президента Владимира Путина, но целиком и полностью согласен с такими его высказываниями в очередном ежегодном Послании Федеральному Собранию:

«…пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества. Прямо скажем, эти трудности едва ли не привели к исчезновению многих духовных, нравственных традиций России.

Между тем отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведут к потере нацией своего лица. “Государственный суверенитет определяется в том числе и культурными критериями”, - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев».

Готов аплодировать каждому слову. Наконец-то на высшем уровне произнесено то, о чем уже не первый год говорят все мыслящие люди. Страна может располагаться на огромных пространствах, быть мощной в экономическом отношении, обладать военной силой, заставляющей дрожать все остальные государства мира, но нет великой державы без великой культуры, такой, какую выпало счастье иметь России.

Она складывалась на протяжении многих веков, зарождалась в сказках и былинах, раскрывалась во всей своей мощи, когда не известный нам доселе гений выводил гусиным пером: «Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве». Она поражала ум и душу непостижимым, ни с чем не сравнимым обаянием поэзии Александра Сергеевича Пушкина, иконописью Андрея Рублева, творчеством передвижников, музыкой Глинки, Чайковского, Мусоргского, Шостаковича, голосами Шаляпина, Собинова, Козловского, Лемешева, Вишневской, высочайшим уровнем русского театрального искусства.

При этом ценно, что русская культура не отгораживалась от мира забором националистического высокомерия, она щедро делилась своими богатствами с другими культурами, охотно принимала и делала своим достоянием все лучшее, что было у них. Это отметил и президент в своем Послании:

«В то же время культурная и духовная самобытность еще никому не мешали строить открытую миру страну. Россия сама внесла огромный вклад в становление общеевропейской и мировой культуры. Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира - общего для людей различных национальностей и конфессий».

Сколько ни перебирайте, вы не найдете другой культуры, служению которой посвятило бы свой талант столько людей разных национальностей и такого масштаба, как Левитан, Айвазовский, Шнитке, Ростропович, Раневская, Плисецкая, Магомаев и многие, многие другие. А разве не редкостная удача выпала на нашу долю – думать и говорить на русском языке, поразительно богатом и гибком, твердом и нежном, точно и живо передающем любые оттенки наших чувств, мыслей, печалей и радостей? Для скольких людей разных национальностей он стал вторым и даже первым родным языком, который определил их творческую судьбу и подарил громкую славу? Владимир Даль, Борис Пастернак, Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Иосиф Бродский… Да разве всех перечислишь?

Мне кажется, любой русский должен гордиться тем, что именно к его языку, как к живительному источнику их творчества, припадали эти и другие выдающиеся мастера слова. И ничего странного в том нет. Попробуйте не торопясь, не скользя взглядом по странице, читать Пушкина, Гоголя, Лескова, А.Н. Островского, Чехова, и, надеюсь, вы, как в свое время я, почувствуете неизъяснимое наслаждение от языка, от речи, где каждое слово употреблено к месту и ко времени, имеет вкус, цвет и запах.

А с другой стороны, нельзя не заметить, что по нашему языку в последние годы наносятся чувствительные удары. И дело не в молодежном сленге – он был всегда, только у каждого поколения свой, и большого влияние на общее состояние речи не оказывал. Куда хуже, что бедность лексики, совсем необязательное употребление иностранных слов и незнание элементарных правил русского языка стали нормой на радио и телевидении. Пример – использование слова «достаточно». Неужели не ясно, что слово это имеет одобрительную смысловую окраску, и если вы говорите: «Мои родители умерли достаточно рано», то, значит, считаете, что ваши батюшка и матушка поступили наилучшим образом. Нечего, дескать, задерживаться дольше положенного срока на грешной земле, надо покидать ее достаточно своевременно.

О засоренности родной речи иностранными словечками можно было и не говорить, но я все-таки скажу. Бывают случаи, когда без иностранных слов не обойтись, даже Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

Но панталоны, фрак, жилет

– Всех этих слов на русском нет.

Действительно, фрак – он и есть фрак, и никуда тут не денешься. Но вот употребление слова «шоп» повергает меня в уныние. Скажут: ну и что тут такого, «магазин» ведь тоже иностранное слово. Да, иностранное, пришедшее к нам во времена Петра Первого и звучавшее как «магазея». Но вся штука в том, что одни слова приживаются в языке, становятся для него родными, а от других с души воротит, сколько их в язык ни засовывай.

Мы говорим кому-то из семьи: «Сходи в магазин». Нормально? Нормально. А теперь скажите: «Сходи в шоп». Черт знает что, звучит как-то неприлично, словно вы в несколько смягченной форме хотите сказать: «А пошел ты в…».

Что же касается языкового убожества так называемой «попсы», заполонившей телерадиоэфир, то тут и оправданий, по-моему, не найдешь. За исключением одного: молодежи, мол, нравится. Так потому и нравится, что ее, молодежь, этой попсой постоянно кормят. Мой командир отделения младший сержант Бербеницкий говорил: «Для солдата нет лучше пищи, чем кирзовая каша». Интересно, изменился бы вкус моего командира, если бы он попробовал скоблянку из трепангов?

Любовь к родному языку, знание его закладываются в школе, и в советскую эпоху, как к ней ни относись, это учитывалось в школьной программе. Русскому языку и литературе часов отводилось больше, чем какому-либо другому предмету, и хотя далеко не все становились грамотеями, но с орфографией были более или менее в ладу. И отечественную классику, хотя, разумеется, в соответствии с господствующими взглядами подобранную и прокомментированную, безусловно, знали.

Я не ратую за возврат к прошлому, но мне представляется, что родной язык и есть тот ключ, которым открывается дверь в самую прекрасную, самую гуманную русскую культуру. Надо спасать страну от вопиющей безграмотности, столь распространившейся сейчас. Иначе Андрей Болконский навсегда останется Штирлицем, с которым танцевала на балу Наташа Ростова. Видимо, президент Путин понимает это, и потому в его Послании прозвучали такие строки:

«В этом году, объявленном Годом русского языка, есть повод еще раз вспомнить, что русский - это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного “русского мира”, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому, как общее достояние многих народов, русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или изоляционизма.

Считаю необходимым поддержать инициативу российских лингвистов о создании Национального фонда русского языка, главными критериями которого должны стать развитие русского языка в стране, поддержка программ его изучения в ближнем и дальнем зарубежье и в целом - популяризация русского языка и литературы в мире.

Повторю, забота о русском языке и рост влияния российской культуры - это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старшим поколениям».

Согрел мне душу и содержащийся в Послании план широкого развития сети библиотек, включая – что очень важно – школьные. План этот представляется пинком в зад заскорузлому российскому чиновничеству, которое сегодня считает блажью расходование серьезных государственных и муниципальных средств на содержание этих странных заведений, не приносящих никакой прибыли. Пусть хоть распространившийся нынче подхалимаж перед главой государства заставит начальствующих лиц разного уровня отказаться от мысли, что ежели библиотеки испытывают желание существовать, то пусть произрастают сами собой, как грибы в лесу.

Извиняюсь перед читателями, но это тот случай, когда я верю в добрую волю президента. Осталось совсем немного - претворить сказанное им в жизнь. Кто знает, а вдруг что-нибудь и получится, не так как со всеми остальными лихо задуманными и благополучно проваленными реформами.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Радостная весть – в проекте федерального бюджета намечается за три года поднять пенсии на 65 процентов, то есть довести их в среднем примерно до 5,5 тысяч рублей. Остается узнать, на сколько за это же время возрастут тарифы на услуги ЖКХ, цены на лекарства, продукты питания, оплата за пользование телефоном и все такое прочее. Тогда можно будет определить, останутся ли у пенсионеров деньги еще и на белые тапочки.

В.К.

Рис. Вячеслава ШИЛОВА


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100