Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 36 (651) от 1 сентября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Право на правду

Радио “Свобода”, 16 августа, Ведущий Карэн Агамиров

ОГОРЧЕНИЕ ТОРШИНУ ОТ МАТЕРЕЙ БЕСЛАНА
Лидия Графова: - Трагедия немыслимая, которая случилась в Беслане и которая продолжается вот уже год, доказывает, что у российского гражданина права на правду нет.

Казалось бы, самая главная забота нашего правительства - предотвратить страшные теракты. Судебная трагикомедия в Беслане говорит о том, что за то, чтобы теракты не повторялись в России, борются матери, потерявшие своих детей. Они пойдут до конца. Это уникальный случай, и их не посадят за то, что они эту правду будут зубами выгрызать из нашего правосудия. А правоохранительные органы и комиссии, которые созданы (их две), просто играют в страшные игры такими трагическими судьбами.

Карэн Агамиров: - Давайте напомним, что это за комиссии.

Лидия Графова: - Комиссия при Совете Федерации, возглавляет ее Торшин Александр Порфирьевич, и комиссия местного парламента Северной Осетии. У них сейчас противоречия. Комитет матерей Беслана просил передать свое огромное огорчение Александру Порфирьевичу Торшину. Они ему доверяли. Но вот теперь, после выступления в “Комсомольской правде”, потом еще по радио “Эхо Москвы”, вдруг все оказывается шиворот-навыворот.

“ВЫ СТРЕЛЯЕТЕ? ТАМ ЖЕ ЛЮДИ!”

Тот самый проклятый “Шмель”, который жители сначала передали прокуратуре, а прокуратура неправильно записала номера, поэтому это уже не было вещдоком. Тогда жители Беслана в присутствии свидетелей передали Торшину - и вдруг Торшин сейчас заявляет, что это был какой-то “левый “Шмель”, что это чуть ли не кто-то из жителей Беслана просто принес.

Второе, якобы “Шмели”, если даже и стреляли по крыше, но не от них был пожар. А ведь все люди в Беслане уже абсолютно убеждены, что самое огромное количество жертв было именно из-за того, что “Шмелями” стреляли по крыше, и она обвалилась. Обожженные трупы были из-за обгоревшей крыши.

Опять же совершенно невероятная вещь - почему-то пожарники оказались не готовы, воды не было.

И еще Торшин говорит, будто танки стреляли уже как бы вечером, когда там не было заложников. Ну, как же не было там заложников, когда большинство свидетелей подтверждают, что днем стреляли танки? И когда кричали местные жители: “Как же так вы стреляете? Там же люди!” - а им отвечали: “Там боевики”.

ЗАЛОЖНИКОВ ЗАЛОЖИЛИ

То есть доминанта на то, чтобы “замочить” террористов, она как в “Норд-Осте” была, так и здесь. То есть доминанты на спасение любыми средствами такого огромного количества детей и взрослых не было.

И последнее - Александр Порфирьевич говорит, что было бы гораздо меньше жертв, если бы ополчение, то есть те самые родители, не стояли там и не стреляли. Как будто бы вот эти изрешеченные стены спортзала - это вина родителей. В то время как у родителей все время была мольба: только чтобы не было штурма! Кстати говоря, “альфовцы” благодарили жителей Беслана за то, что они помогали спасать заложников.

“ЭТО К ДЕЛУ НЕ ОТНОСИТСЯ”

Правда как таковая жителям Беслана уже давно ясна. Сейчас борьба идет за то, чтобы эта правда была официально признана, и чтобы эта правда помогла в будущем в борьбе с терактами. Женщины, потерявшие своих детей, говорят: “Мы выплачем все слезы, мы пройдем через все страшнейшие испытания (потому что бывают и обмороки, на этом суде, когда не учитывают самые главные детали и говорят: “Это к делу не относится”). Мы все это сделаем, только чтобы с вашими детьми это не повторилось. Мы выплачем все слезы, но давайте добьемся правды один раз, чтобы это не повторилось”.

“ДЕТИ БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ ХЛАДНОКРОВНО”

Валерия Новодворская: О какой правде вы говорите, какую правду вы хотите услышать? Это уже третий случай. Где тот мешок с гексогеном, выданный за сахар, с которым сотрудник ФСБ, пойманный в подвале дома, который должен был быть взорван, как были взорваны предыдущие, в Рязани, куда-то умотал в кусты? Эта правда была сообщена желающим ее услышать.

Второй случай - “Норд-Ост”. Кому еще мало правды насчет нервно-паралитического военного газа, которым были уничтожены вместе с чеченской группой захвата, еще и ни в чем не повинные заложники? И вот третий случай - самый страшный. И опять заложники были уничтожены своими, а не чужими, государством, которое должно было позаботиться о детях. Дети были уничтожены хладнокровно, и самое интересное, что нам некого за это судить.

ПУТИНА В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК?

У нас нет ни малейшего права объявлять международным террористом действительно совершившего неблаговидный поступок Шамиля Басаева и всюду его ловить, пока не объявлен в международный розыск Владимир Путин, потому что здесь ответственность абсолютно обоюдная!

Нам остается посоветовать несчастным матерям Беслана и будущим матерям будущих жертв (потому что в таком положении может оказаться любая школа, и опять детей хладнокровно уничтожат федеральные власти): не плакать, ни о чем не просить федеральную власть (она не услышит, у них нет сердца, нет совести, нет разума), а собирать подписи за выход из состава Российской Федерации. Пусть обезумевшая власть в Кремле останется одна и своими жизнями расплачивается за эту колониальную войну. Я вижу только одну страховку для тех, кто еще обречен погибнуть, - просто остановить эту войну вот таким оригинальным способом.

Карэн Агамиров: - Вы говорите - обречен, то есть вы считаете, что это неизбежно?

Валерия Новодворская: - Я считаю, что это неизбежно. Поскольку мы - страна военных преступников, которая уничтожает чеченский этнос, уничтожает чеченских детей сознательно и хладнокровно и с некоторого “одобрямства” большой части населения, естественно, мы будем за это отвечать. Детей в школу посылать нельзя, учите их, где хотите: в Оксфорде, в Кембридже.

“ВАС НАДО БЫЛО ТАНКАМИ РАЗДАВИТЬ!”

Алексей Митрофанов: - Я хотел бы протестовать против этого заявления, потому что прозвучали выпады в отношении действующего главы государства.

Валерия Новодворская: - Он - военный преступник. И я нахожусь на территории преступного государства.

Алексей Митрофанов: - Но тогда уезжайте!

Валерия Новодворская: - Простите, а почему я, а не он?

Алексей Митрофанов: - Нет, вы должны уехать. Вас надо арестовать сегодня вечером силами ФСБ и препроводить на границу. Я бы с удовольствием это сделал. К сожалению, у нас слабая власть. Вы бы улетели у меня за заявление в отношении главы действующего и за призывы к распаду государства! Из-за того, что вас всех не остановили в 1989 году, не разнесли к чертовой матери, вот вы все и остались, так сказать! Вас надо было танками раздавить в 1991 году, в августе давить!

“В НАШИХ ДЕТЕЙ СТРЕЛЯЛИ ВСЕ”

Валерия Новодворская: - А теперь танками разносят школы, где сидят ни в чем не повинные дети!

Карэн Агамиров: - И подключаем в разговору Олега Кусова.

Олег Кусов: - Я нахожусь в средней школе №1 Беслана. Сейчас зашел в кабинет химии. Обстановка здесь не поменялась. Передо мной - стена, на которой когда-то висела доска, а сейчас она вся испещрена пулями. Говорят, здесь расстреливали заложников, как раз у того места, где ученики писали химические формулы.

Вчера слышал от одного бывшего заложника: “В нас, в наших детей в школе стреляли все - и террористы, и военные, и милиционеры. Но вину за все мы возлагаем лично на Путина, на руководство силовых структур и на руководство Северной Осетии”.

“Путин, Дзасохов, мы не простим вам это!”

Читаю на стенках. “Путин, Дзасохов, мы не простим вам это!” Это мнение жителей Беслана, это не мое мнение.

Сегодня осетины уже не хотят слышать слова “форпост России на Кавказе”. Они сказали мне: “Надо было нам пережить такую страшную трагедию, чтобы понять, что мы прежде всего жители Северного Кавказа, а потом уже мы друзья России. До этого мы думали иначе; и в результате нас Россия не защитила”.

Карэн Агамиров: - Олег, сейчас в Беслане есть какие-то изменения, динамика в настроениях матерей, родителей?

Олег Кусов: - Они уже не надеются на власть. Они поняли, что власть знает всю правду, но отказывается ее обнародовать. И поэтому они считают своим долгом распространить всю информацию, что смогли узнать за этот год, с помощью журналистов.

САМЫЙ СЕКРЕТНЫЙ ВОПРОС

Карэн Агамиров: - Олег, как реализуются сегодня права пострадавших семей? Куда расходуются средства? Что с деньгами там сегодня происходит?

Олег Кусов: - Вы знаете, это, наверное, сейчас наиболее секретный вопрос в Северной Осетии. Никто не знает цифр денежных средств, которые приходят в республику по всем линиям. В первые месяцы после трагедии эти средства аккумулировал на своих счетах Банк развития региона во Владикавказе, затем появился фонд “Возрождение Беслана”, которым руководит вице-премьер господин Хацаев. И фонд совершенно непрозрачный. Куда идут средства - никто не знает.

Построили две школы, закладывается медицинский центр, спортивные сооружения, строится несколько жилых домов. Конечно, то, о чем мы слышим, что Беслан превратится в совершенно другой город, преобразится, я лично этого не ощущаю.

Михаил Федоров (адвокат):

- Я хочу напомнить статью 19-ю Конвенции ООН о правах человека, которая жестко говорит, что государство принимает все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического насилия. Оно обязано это делать. Рассматривается уголовное дело, идет процесс в отношении одного чеченского боевика, и возникает вопрос именно о правде. Правда - это всегда в каком-то смысле очищение. Этот вопрос касается каждого россиянина.

Прошел целый год. Можно было не то что опросить, а все должно было уже лежать в явном виде. Я боюсь, что в данной ситуации просто кто-то снова закрывает это, скрывает, боясь за свои кресла, за свое место.

В данном случае нужно эти комиссии заставить работать и дать объективно ситуацию, что и как было и кто что применял. Конечно, страшные действия совершали эти боевики, но нам Гражданский кодекс говорит о том, что все правоохранительные органы в случае, если причинен вред, даже их бездействием, они могут быть ответчиками по этому делу.

Карэн Агамиров: - Адвокат говорит о бездействии правоохранительных органов. Вот Алексей Невский, наш эксперт, наблюдал много раз сцены издевательств над людьми, в кавказских республиках особенно.

Алексей Невский: - Я наблюдал лично много раз на Кавказе сцены насилия над людьми. Давно известно, что в Нальчике на автовокзале лучше не выходить из автобуса, обычно молодых мужчин там арестовывают, осетин или ингушей, тащат в милицию. И пожилого человека, 80-летнего, старого, кривого, тащат в отделение милиции, и он проводит в “обезьяннике” сутки. Инвалид Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды. И я таких примеров много знаю.

Сейчас просто кризис власти, когда люди, занимающие определенные должности, не исполняют своих функций. Александр Сергеевич Дзасохов относится к старшему поколению политиков имитационного типа, то есть это имитация деятельности. А реальная ситуация была запущенна под его руководством. Он был и в Политбюро, а это имитаторы высшей категории, секретарь ЦК КПСС:

Лидия Графова: - Вы знаете, меня огорчает, что чрезвычайно важный разговор накануне страшной годовщины у нас как-то идет по касательной. Мне кажется, должен быть какой-то хоть маленький результат от этой передачи.

Ваш разговор о том, что это месть чеченцев осетинам, звучит опасно. Ходили слухи, что некоторые отцы бросали в могилу пулю своим детям, что означает клятву отомстить. Так вот, слава Богу, что у них нашлось мужество, они оказались выше мести. И наталкивать на это - просто преступление!

Все теракты, которые происходят сегодня в России, - это вспышки, это искры, летящие из войны в Чечне. Вы не сказали, что надо скорее заканчивать эту бесконечную бойню, чтобы перестали убивать наших детей.

Алексей Митрофанов: - Война закончилась уже давно.

Лидия Графова: - Да, вы так считаете? Спасибо вам.

ПРИВЛЕЧЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ

Комитет матерей Беслана собирается встречаться с прокуратурой и требовать объединения судебных следствий. Они собираются подавать иск о бездействии оперативного штаба. Как мог Андреев руководить операцией, когда он непрерывно общался с прессой? И кто на самом деле руководил?

Алексей Митрофанов: - У меня конкретное предложение, как помочь матерям Беслана. Они для всех нас добиваются официального признания правды, и оно необходимо для того, чтобы в следующий раз думали о том, чтобы спасать людей, а не “мочить” террористов!

А конкретно помочь им можно так. Вот все, кто слушает сегодня и у кого сердце дрогнуло, пожалуйста, напишите телеграмму, письмо в Генеральную прокуратуру в поддержку требования Комитета матерей Беслана возбудить как можно скорее серьезное уголовное дело против бездействия оперативного штаба.

Карэн Агамиров: - Лидия Ивановна, вы можете мне объяснить, почему Путин не допустил независимого расследования? Как все это происходит? Опять же поток денежных средств - неизвестно куда уходят эти деньги.

Лидия Графова: - Может быть, одно из объяснений такое. Знаете ли вы, что первый взрыв, потом второй, третий взрывы, такие загадочные (ведь это же самая главная загадка), они стали происходить, когда стало точно известно, - это есть в показаниях Дзасохова, - что Масхадов готов немедленно приехать. Ведь все же заверчено на вот эту вот проклятую, бесконечную, кровавую бойню в Чечне.

Карэн Агамиров: - Так с этим никто, по-моему, из экспертов и не спорил особенно. Нет, Алексей Валентинович говорит, что война закончена, но вы же сказали в самом начале, что надо договариваться.

Алексей Митрофанов: - Конечно. Ну, что, если взорвали машину - это война?

Лидия Графова: - Давайте называть это бойней.

Карэн Агамиров: - Кто виноват в происшедшем? Способно ли сегодня государство защитить наших с вами детей? Может ли повториться в будущем это? Эти вопросы я задаю каждому из вас.

Лидия Графова: - Я хочу прочитать последние строки из письма матерей. Они берут на себя ответственность за то, чтобы этот суд, которые впервые - заметьте, впервые! - оглашается (ведь не было после “Норд-Оста” суда), открыл правду. И последние строки: “Не может быть, чтобы за уничтожение стольких людей были только поощренные и награжденные и не было ни одного наказанного!”

Радио “Свобода”, 16 августа, Ведущий Карэн Агамиров


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100