Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (643) от 7 июля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Леса без охраны: новый передел

Анна СЕЛЕЗНЕВА

«Правоохранительные органы показывают свою неспособность бороться с беспределом в лесной отрасли. Ни одна из структур не может остановить незаконный экспорт древесины… Лесхозы при попустительстве управлений лесами и комитетов по охране природы превратились в активных лесозаготовителей и организаторов незаконных рубок.

Воровство и перевозка леса через границу нелегальным путем наносит огромный экологический и экономический ущерб Дальнему Востоку и России».

Константин Пуликовский

Это слова не экологов, которых власти считают чуть ли не шпионами и врагами Отечества. Это - жесткая оценка самого крупного представителя власти в Дальневосточном регионе - полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДВФО на недавнем совещании правоохранительных органов региона.

А тут и родное государство подкидывает контрабандистам и лесным разбойниками самые удобные условия для лесного разбоя – то меняя им в угоду законы, то пытаясь принять новый Лесной кодекс, фактически несущий окончательную гибель лесам.

Думаете, журналист, как всегда, преувеличивает? Ничуть! И именно об этом шла речь на пресс-конференции «Проблема борьбы с незаконными рубками в условиях лесной и административной реформы» в Дальневосточном представительстве Всемирного Фонда дикой природы -WWF, на которой обеспокоенно говорили о судьбе лесов и чиновники, и лесоохрана, таможенники, правоохранители, общественники.

Полгода без охраны:
Вместо 1700 работников лесхозов теперь контроль в Приморском крае осуществляют всего 6 (!) инспекторов Росприроднадзора.

В этом году были резко ограничены полномочия лесной службы по контролю за состоянием лесных ресурсов. С 1 января 2005 г. в силу вступил Федеральный закон № 199: функции лесной охраны были переданы Росприроднадзору, а лесхозы потеряли право контроля за лесопользованием.

Что же происходит в лесах Приморья в последние полгода? Какие возможны пути консолидации усилий по борьбе с незаконными рубками и незаконным перемещением через границу леса и лесоматериалов?

В России усиливается нелегальный беспредел,
за границей – ужесточается контроль за легальностью импорта леса

Россия изменяет законы в сторону снижения государственного контроля за лесозаготовками и оборотом древесины, в странах АТР тенденция обратная: повышение интереса государства и частного сектора к вопросам легальности импортируемого из России леса. Так, японское правительство информировало о своем намерении выдвинуть ряд инициатив по борьбе с международной торговлей незаконно заготовленной древесиной на предстоящем саммите Большой восьмерки, который пройдет с 6 по 8 июля этого года в Шотландии. Одним из японских предложений является запрет на закупки членами G8 древесины сомнительного происхождения. Китай ужесточает требования к легальности вывозимого из России леса, так как начинает работать на крупнейшие европейские фирмы, например, ИКЕА, требующие не только легальности, но и экологических сертификатов.

Китайцы к аукционам готовы
Но Лесной кодекс несет новый, возможно, кровавый передел.

Вячеслав Баландин, начальник Управления лесным комплексом Департамента природопользования Администрации Приморского края: главная опасность заключается в будущем – если будет принят Лесной кодекс в той редакции, в которой он прошел в Государственную Думу.

…Тот договор аренды, который сегодня заключен между арендатором в лице лесопользователя и арендодателем в лице лесхоза, будет аннулирован, потому что арендодателя не будет. Все договоры аренды потеряют свою силу. Начнется передел, новое заключение аренды, а вы знаете, к чему это приводит.

Форма этого – аукцион. Наши арендаторы, лесопользователи нам в открытую говорят, что китайская сторона практически подготовилась к нашему новому Лесному кодексу в финансовом плане на 100%. Не надо будет тогда ни таможни, ни органов внутренних дел – все будет законно: аукционы они выигрывают, они - хозяева, и не надо никаких мобильных групп и всего остального. Вот в чем опасность.

Но, думаю, общественное мнение, все, кто болеет за наш русский лес, не дадут пройти этой редакции Лесного кодекса.

А у охраны полномочия отобрали

Андрей Макаров, зам. руководителя Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю: В связи с исключением из функций Агентства функций госконтроля, лесники оказались перед выбором: «С одной стороны, законодательно мы призваны охранять лес от незаконных порубок, а с другой - те полномочия, которые у нас были раньше, теперь в полном объеме у лесхозов изъяты…

Когда у нас были соответствующие полномочия, в составе лесной службы были созданы 14 групп гослесоохраны, которые работали по охране лесов от незаконных порубок, получали существенную помощь WWF по обучению инспекторского состава и по спецодежде.

Сейчас эти группы упразднены, поскольку нет таких полномочий. Но в некоторых лесхозах, где финансовые средства позволяют эти группы содержать, мы постарались их сохранить как группы внутреннего контроля, чтобы были люди, которые бы занимались вплотную выявлением лесонарушений и направляли свои усилия на совместную работу с Росприроднадзором и милицией».

Владимир Николаев, зам. руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю: На днях нами разработан и согласован с природоохранной прокуратурой и другими органами проект по возобновлению института общественных инспекторов из числа бывших сотрудников лесной охраны лесхозов.

В апреле приказом по Управлению Росприроднадзора по Приморскому краю была создана мобильная группа лесного контроля «Барс», она состоит из госинспекторов нашего управления, на основании соглашения с УВД будут выделяться сотрудники милиции. Группа будет осуществлять патрулирование в местах, где ведется заготовка деловой древесины.

А госинспектора не дождешься!

Дмитрий Буркин, зам. начальника Лесного отдела УБЭП УВД Приморского края, говоря об операции «Лес-2005», отметил, что рейдовые группы при выявлении порубок в лесу «столкнулись непосредственно с теми трудностями, которые произошли в результате снятия определенных полномочий с работников лесхозов...

Последний пример – наши сотрудники уже 2 недели находятся в одном из труднодоступных районов Приморского края, Красноармейском, где была задокументирована незаконная порубка, выявлены причастные к ней лица, в том числе должностные - работники лесхоза, теперь ждут госинспекторов Росприроднадзора. Ведь те 6 человек, которые работают на весь край, занимаются же не только лесом!

А если говорить о путях решениях проблемы в принципе, мы считаем, что, прежде всего, нужно лишить незаконных рубщиков возможности реализовать свою древесину, чтобы лишить их стимула к совершению преступления».

Таможне запрещено требовать документы на лес

Валерий Грибанов, оперуполномоченный по особо важным делам Дальневосточной оперативной таможни: С введением с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса, таможенные органы лишены права требовать документы, подтверждающие законность происхождения и приобретения товара, в частности, экспортируемой лесопродукции.

«Сложившаяся ситуация усложнила работу как таможенных органов по выявлению недобросовестных участников ВЭД и пресечению вывоза незаконно заготовленной и приобретенной лесопродукции, так и взаимодействующих органов внутренних дел по предоставлению им соответствующих документов».

Золотое время для грабителей

Анатолий Кабанец, начальник лесного отдела Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса (ПАЛЭКС): Сейчас в Красноармейском районе, несмотря на присутствие 8 сотрудников УВД, для незаконных лесозаготовителей наступило золотое время. Судя по количеству изъятой и задержанной техники, на территории северных районов края работают несколько «подпольных леспромхозов». Участники данных «леспромхозов» зачастую объединены в организованные группы.

Только в Красноармейском районе в частной собственности находится более 50 лесовозов и 200 тракторов, большая часть владельцев лесовозов и тракторов по официальным данным являются безработными». Необходимо создать межведомственную группу с представителями от УВД, природоохранной прокуратуры, администрации Приморского края, Росприроднадзора, Агентства лесного хозяйства, общественников, разработать план совместной работы этих организаций, определить места КПП и зоны действия мобильных групп.

Денис Смирнов, руководитель лесной программы ДВО WWF России: заготовка кедра по рубкам главного пользования была запрещена в Приморье ещё 15 лет назад, но до сих пор продолжается в промышленных масштабах, главным образом, под предлогом рубок ухода:

«В качестве «тестового участка» для сбора полевой информации была выбрана орехопромысловая зона Восточного лесничества Рощинского лесхоза, откуда поступали многочисленные свидетельства о крупномасштабных заготовках кедра. Так, лишь за первый квартал 2005 года из орехопромысловой зоны было вывезено около 7 тысяч кубометров древесины кедра.

Уже предварительный анализ собранной информации показал, что в орехопромысловой зоне происходят заготовки кедра и древесины других ценных пород в объемах, значительно превышающих официально разрешенные. Причем основные нарушения происходят по билетам, выписанным самим лесникам - Восточному лесничеству.

Мы предлагаем провести межведомственную проверку законности проведения лесозаготовительных работ в орехопромысловой зоне. Кроме того, WWF предлагает ввести временный мораторий на заготовку кедра корейского в ходе рубок ухода. Мы собираемся обратиться к импортерам древесины с Дальнего Востока с предложением воздержаться от покупки древесины кедра».

Анна СЕЛЕЗНЕВА

Этот пресс-релиз, а также дополнительную информацию к нему вы можете найти на www.wwf.ru

WWF– World Wide Fund For Nature (also known as World Wildlife Fund)

Всемирный фонд дикой природы Дальневосточное отделение, 690003, Владивосток, ул. Верхнепортовая, 18а.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100