Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (623) от 17 февраля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Куда подевалось солнышко?

Маргарита ЗАБАВА

Какой-то странный ажиотаж последнее время наблюдается вокруг Приморской картинной галереи - в основном под лозунгом “Верните детскую картинную галерею”. Или, как выразилась Маргарита Пархоменко в “АВ” № 3, “Дяденька губернатор, верни нам солнышко!”
Может, я бы и поверила, что “Ремонт остановился.

Детскую галерею закрывают” (как писала во “Владивостоке” Наталья Дека), если бы не забрела на выставку детского рисунка на Партизанском проспекте и в здание на Алеутской, где ремонт не только идет, но и уже заканчивается. Эге, думаю, дело не в детях и не в ремонте. А в чем?

Ах, всё просто и старо, как мир: в смене директора галереи с Ирины Ерошкиной на Ирину Ажимову, а дети - это так, традиционное прикрытие. И это ясно хотя бы по тому, что разговоры о разрушении детской картинной галереи и несчастных (по этому поводу) детях начались не тогда, когда детскую галерею объединили с “просто” галереей и единым директором стала Ерошкина, а только тогда, когда Ерошкина перестала быть директором.

Как оправдание молчания Ерошкиной-директора мелькнуло утверждение в текстах ее защитников: дескать, как было сопротивляться, если галереи - государственные учреждения, как государство (в том числе в лице губернатора) скажет, так и приходится делать. И это при том, что практически во всех защитных текстах утверждается, что Ерошкину уволили “за строптивость”! Странная какая-то строптивость. То ли избирательная, то ли запаздывающая, как в эстонских анекдотах.

В детской галерее не только выставляли детские рисунки, но и учили детей рисовать! - говорят защитники Ерошкиной. И что? Вот на двери (там же, на Партизанском) два объявления: приглашают в студию обучаться. Отдельно объявление для детей, отдельно - для взрослых. Где тут ухудшение?

А вот улучшение определенное есть. Газета у галереи появилась. Правда, один листок всего, об оперативности лучше и не заикаться (в декабрьском номере рассказывается в основном об октябрьских выставках), тираж - практически только для своих. Но сделана очень интеллигентно, в руки взять приятно, так что всё у нее впереди. Буклеты появились о художниках “в собрании Приморской государственной картинной галереи”. Выставки, конечно, проходят, в том числе детские очень часто. В пятницу, 28 января, очередная открылась.

А вообще я бы посоветовала тем, кто, защищая детскую галерею, упоминает о том, что таких галерей в мире всего четыре, - не упирать на уникальность, а задуматься. О чем? Да о том, почему же во всем мире детских картинных галерей всего четыре. И о детях подумать. О том, что детей надо учить рисованию, живописи, музыке, танцам, пению - всем искусствам. И целью этого обучения должны быть сами дети. Дети, их развитие, развитие их внутреннего мира. Развитие, а не “выставление”. Не выступления.

О том, что детям, еще не прошедшим ни огонь, ни воду, сразу предлагаются медные трубы. Ведь выставка, концерт, выступление - это слава, и чем чаще, тем привычнее. Тем больше ребенок уверен, что ему “положено”.

Сколько об этом написано, сколько сказано! Помню эпизод из старого детского фильма. Сюжет и название стерлись из памяти, а вот это помню. У подростка, героя фильма, талантливый младший брат, его картины занимали призовые места во многих конкурсах юных художников. И вдруг однажды не заняли. Как мальчишке было обидно! Какая для него это была трагедия! Он порвал свои картины в клочья!

А история юной поэтессы? Из жизни история, не из книжки или фильма.

Девочка уже в восемь лет писала вполне взрослые стихи - и по форме, и по содержанию (по крайней мере, так утверждали критики). О ней писали газеты, она была знаменита. Вышла книжка ее стихов, и, кажется, не одна.

А потом девочка выросла - и стала как все. То есть как все (или многие) молодые талантливые поэты: то, что в 8 лет удивительно, в 18 - нормально. А ведь она привыкла быть удивительной.

Она не сумела вписаться в по-настоящему взрослую поэзию и взрослую жизнь. Не дожив до 30 лет, она покончила с собой.

Очень осторожно надо относиться к детскому таланту! Не навредить, не погасить. Не заманивать славой. Не лишать детства! Не втягивать детей во взрослые разборки.

И даже в этом случае нет гарантии, что детский талант станет взрослым талантом, что солнце по-прежнему будет смеяться на листах.

Но вернуть это смеющееся солнце не может никакой губернатор.

Маргарита ЗАБАВА.


ПОТЕРЯ

У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
“А кто умеет рисовать?”
Рук поднялось - не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
“Ну, кто умеет рисовать?”
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
“Так кто ж умеет рисовать?”
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?

Валентин Берестов.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100