Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (611) от 25 ноября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Блоги - оазисы счастья и комфорта

(без автора)

Иван Куринной
Если вы никогда не слышали о блогах, значит, ваше представление о том, что такое интернет, можно назвать весьма ограниченным.
Определить сейчас, что такое блог (или веблог, от английского weblog) и чем он принципиально отличается от любого другого сайта, становится все сложнее.

Традиционно блог - это периодически обновляемая лента сообщений на самые разные темы; каждое сообщение, или пост, может быть прокомментировано читателями. Очень часто блог ведется одним человеком, поэтому является авторским оригинальным произведением; но многие популярнейшие блоги представляют собой коллективную доску обсуждений.

Блоггерство как стиль жизни

На начало ноября авторитетный счетчик Technorati фиксировал более 4 млн. блогов по всему миру. Это не так много по сравнению с общими объемами интернета, однако цифра очень быстро увеличивается, и к США, традиционной обители блоггерства, постепенно присоединяются европейские и азиатские страны. Самую большую часть блогов, около 80%, составляют так называемые онлайн-дневники личного содержания. Смысл таких дневников - писать о своей жизни и выставлять написанное на всеобщее обозрение.

В России феноменальной популярностью пользуется Живой Журнал (ЖЖ), www.livejournal.com. По количеству пользователей Livejournal наша страна занимает в мире четвертое место - после США, Канады и Великобритании. Самое примечательное, что в России другие блоги, кроме Живого Журнала, практически неизвестны, тогда как в мировом масштабе этот сервис хотя и популярен, но в число лидеров отрасли не входит.

Существует несколько очень популярных блогов известных людей, ссылками на которые усеяна буквально вся блогосфера. Обычно высокая переплетенность характерна для сообществ по интересам.

Кстати, по статистике, склонность вести дневник в интернете имеют люди молодые (больше всего пользователей - в возрасте 16-19 лет) и преимущественно женского пола (более 67% аудитории).

Одна из несомненных прелестей блогов - крайнее разнообразие формы. Дневник можно легко превратить в фотоальбом или в выставку собственных рисунков. Возможно и литературное творчество.

Так, в свое время колоссальную аудиторию собирал дневник, написанный от имени кота. Этот кот рассказывал, как точил об кресло коготки, как ходил в туалет под кресло, как плюхался в миску с молоком; все это снабжалось замечательными иронично-философскими комментариями. Насколько мне известно, выяснить личность автора так и не удалось.

Сейчас очень популярен дневник секретарши под именем Lee-loo - автор в нарочито приниженном стиле пишет “всякую всячину обо всем подряд”.

В массе персональных дневников, малоинтересных широкой аудитории, встречаются блоги-жемчужины, авторы которых не ленятся писать тексты на вполне серьезные темы. Такие блоги представляют собой пример авторской публицистики, которой не грозит редакторская правка.

На Западе вести блог не только модно, но и престижно. Недавно появился блог Джорджа Сороса. Сорос в основном пишет о ситуации в Америке и о президентских выборах. Что заставило такого человека завести персональную страницу? Звучит странно, но, похоже, призыв к искренности и чувство гражданской ответственности.

То же можно сказать о другом блоггере - Билле Клинтоне, который ведет невероятно сентиментальный и смешной дневник.

Блоги могут быть не только развлечением - бизнес видит в них новое удобное средство коммуникации. Такую концепцию использования блогов поддерживают гиганты индустрии, в частности, Microsoft. Еще в мае Билл Гейтс заявлял, что блоги идеально подходят для информирования клиентов и партнеров о деятельности компании. Несколько сотен сотрудников Microsoft уже ведут такие “деловые дневники”.

Средства производства в руках потребителя

На Западе блогосфера давно приковала к себе внимание исследователей и теоретиков. Многие говорят о том, что происходит сдвиг парадигмы: на смену односторонней коммуникации, когда крупные медиа транслируют на массовую аудиторию свои “месседжи” и, таким образом, имеют возможность манипулировать поведением общественности, приходит новая модель коммуникации, в которой каждый читатель и зритель одновременно может быть автором, журналистом. Новая модель, говорят интернет-пророки, уничтожает неравенство, доминирование и информационную тиранию.

Почву для таких “откровений” создают несколько ключевых свойств блогосферы. Во-первых, самые популярные блоги - это качественные сайты, организованные талантливыми и работоспособными журналистами. Если в России у работников масс-медиа пока нет такой традиции, то в США многие публицисты с удовольствием ведут блоги, в которых имеют возможность публиковать все и вся - без ведома какой-либо цензуры.

В этом году Республиканская и Демократическая партии США аккредитовали ряд блоггеров на свои съезды в качестве представителей СМИ. Все ведущие журналисты и политики более или менее регулярно обращаются к блогам за получением информации.

Во-вторых, доступность интернета и простота ведения блога создают феномен массовой журналистики. Тысячи людей готовы ежедневно писать о том, что они увидели и услышали. Новая коммуникационная среда абсолютно прозрачна, в ней некуда спрятаться, поэтому единственно правильной стратегией может быть открытость и честная игра. Как сказал Жан Бодрийяр, “логика сети сильнее власти в сети”.

В-третьих, новая модель коммуникации освобождает человека от тисков повестки дня и всевидящего глаза Большого брата.

Раньше СМИ выступали в роли универсальных организаторов жизни и инженеров реальности: люди знали о мире ровно то, что доносили до них массмедиа. В принципе уйти от воздействия СМИ означало стать отщепенцем, отвергнутым - и, наоборот, умение жить заключалось в способности воспринимать поведенческие паттерны, транслированные через медиа.

В новом времени можно не только уйти от воздействия, но и сделать ответный шаг, заведя свой блог. Каждый пользователь имеет возможность окружить себя максимально индивидуализированным пространством, сколь угодно уникальным и интересным.

Но еще более привлекательна возможность становиться частью всевозможных сообществ. Блогосфера - это гигантский организм, в котором клетки самоорганизуются в комьюнити, настраиваются на каналы связи и постоянно обмениваются сигналами с другими клетками.

Одним из первых коллективных блогов стал знаменитый сайт Slashdot.com. Редактор сайта отбирал самые интересные ссылки и публиковал их; в течение короткого времени сайты по этим ссылкам испытывали на себе просто лавину посещений и часто выходили из строя. В языке уже возникли новые слова: слэшдот-эффект, заслэшдотить. Некоторые авторы даже называют блоггеров “паразитами на теле качественной журналистики”.

В действительности традиционная журналистика должна быть благодарна блоггерам - опубликованные в сети статьи теперь обретают большую аудиторию, чем прежде.

Не так давно появилась возможность зарабатывать на собственном блоге - с помощью программы Google AdSense, к примеру, каждый автор имеет возможность получать небольшой процент от показов рекламных баннеров на своем сайте. Это создает конкурентную среду и способствует повышению качества блогов и их специализации.

Если наступит завтра

Кто-то испытывает по поводу блогов эйфорию, а кто-то скептически качает головой. Прежде всего блогам отказывают в какой-нибудь значимой социальной роли.

Да, были единичные случаи, когда один блог мог приковать к себе внимание миллионов; так, например, произошло с сайтом, автор которого без перерыва транслировал в сеть видеоизображение из штурмуемого американскими войсками Багдада.

Самые популярные блоги на самом деле мало чем отличаются от полноценных онлайн-СМИ; и, наоборот, печатные журналы и газеты, равно как и телепрограммы, приобретают все больше черт, характерных для блогов.

До поры до времени блоги радуют своим разнообразием и количеством - но после какого-то предела начинает казаться, что теряешь ощущение реальности, и тогда для обретения уверенности в себе снова открываешь любимые книги или включаешь телевизор.

Пройдет какое-то время - и мы будем считать за благо возможность НЕ быть в интернете, возможность почувствовать свою отдельность и уникальность, а также - свою материальность. Вместе с тем коллективный разум требует нашего присутствия в нем, нашей включенности, и неразумно избегать его. В новой системе всеобщей связанности обязательно будут оазисы счастья и комфорта. Уже сегодня блоги являются своеобразными моделями таких оазисов.

“Независимая газета”, 12 ноября 2004 г.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100